Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Отсюда цель исследования: проанализировать целесообразность появления авторских Интернет-проектов и определить их юридические возможности. В соответствии с этим определяются некоторые ключевые задачи:
1. Выявить 5 разнонаправленных проектов, появившихся в 2008-2009 году.
2. Определить их тематику, периодичность, целевую аудиторию, посещаемость.
3. Установить их юридические возможности как средства массовой информации.
4. Сделать вывод о месте авторских Интернет проектов в масс-медиа.

Содержание

Введение
1.Теоретическое осмысление авторского проекта
1.1 Интернет как масс-медиа
1.2 Понятие авторского проекта как частного вида журналистики. Его место в масс-медиа
1.3 Критерии целесообразности появления авторских проектов в сети Интернет
1.4 Юридический статус Интернет-журналистики
2. Авторский проект как частный вид Интернет журналистики
2.1 Общая характеристика пяти разнонаправленных авторских проектов, существующих менее 5 лет
2.2 Анализ целесообразности появления авторских проектов в Интернете по некоторым критериям
2.3 Место авторского проекта как частного вида Интернет журналистики
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ТИП МИ Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма  периодического распространения массовой информации. <...> Под массовой информацией  понимаются предназначенные для  неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения  и материалы.

Определение массовой информации вполне подходит к информации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения  и материалы (в том числе печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения  и материалы) предназначены для  неограниченного круга лиц, за исключением  сайтов с ограниченным доступом.

Сам же сайт по закону также  надо рассматривать как средство массовой информации, так как он осуществляет «периодическое распространение  массовой информации». При этом сайт явно не относится ни к печатным, ни к телерадиовещательным, а относится к так называемым специализированным СМИ.

Для этой категории Законом  «О средствах массовой информации» (ст. 24) установлены специальные правила: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и/или хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».

В то же время следует  заметить, что с точки зрения применимости положений Закона и его смысла в большинстве случаев Интернет сайт ближе к печатному или  электронному СМИ, чем к телетексту или видеотексту, и тем более  к информации, распространяемой на дискетах и компакт-дисках.

Также согласно тексту действующего Закона, обслуживающий персонал сайта (информационного ресурса) независимо от его регистрации можно рассматривать  как редакцию средства массовой информации (в Законе «под редакцией понимается организация, учреждение, предприятие  либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации»), а лицо, ответственное за содержание сервера, -- как главного редактора («под главным  редактором понимается лицо, возглавляющее  редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации»).

Однако сотрудников сайта  нельзя причислить к журналистам, так  как «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений  и материалов для редакции зарегистрированного  средства массовой информации, связанное  с ней трудовыми или иными  договорными отношениями, либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию», а лишь единичные российские сайты (информационные ресурсы) зарегистрированы как средства массовой информации.

Уже обсуждалась возможность  существования издания без редакции де-факто, а теперь рассмотрим вариант  с возможностью существования редакции с главным редактором, но без журналистов  де-юре.

Прежде всего, ст. 1 Закона «О СМИ» закрепляет свободу массовой информации, уточняя ее: «В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Этой статьей сайт (как  разновидность СМИ), с одной стороны, защищен от нормотворческого произвола, а с другой -- накладывает на веб-проекты ограничения по содержанию.

Не допускается использование  средств массовой информации в целях  совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны, а также распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств. Включен и ряд других подобных естественных ограничений.

Если традиционные СМИ, рассчитывающие на работу именно с такой информацией, просто не будут зарегистрированы, а нарушившие закон будут лишены регистрации, то с веб-изданием (зарегистрированным как СМИ) ситуация сложнее. Действительно, лишение сайта статуса СМИ -- всего лишь будет означать запрет на публикацию регистрационных данных на первой странице сайта. При этом нет возможности лишить сайт домена или услуг хостинга. К сожалению, в Интернете немало сайтов откровенно порнографического характера. Есть сайты, на которых в деталях можно узнать, как изготовить взрывные устройства и наркотики, и есть сайты, действительно занимающиеся пропагандой национальной и религиозной ненависти.

Санкции против них могут  наступить, только если государственный  орган, зарегистрировавший сетевое СМИ, убедит Региональный сетевой информационный центр, осуществляющий регистрацию доменов второго и третьего уровней в российском сегменте сети Интернет, и хостинг-провайдера в необходимости расторжения договорных отношений с нарушителем Закона о СМИ. Если же они и не пытались зарегистрироваться как СМИ, то закон о СМИ на них как бы и не распространяется. Справедливости ради следует сказать, что некоторые поставщики телекоммуникационных услуг включают ограничения на тематику контента сайта в условия договора, однако такая практика стала общей только для бесплатного хостинга.

Ситуация осложняется  еще и тем, что сайт может быть зарегистрирован или размещен не в российском сегменте информационного  рынка, а в других странах, где  действуют свои правила и ограничения.

Возможность регистрации  домена и хостинга за границами России составляет новую юридическую проблему, связанную с взаимодействием  норм международного и российского  законодательства. Например, ст. 6 Закона утверждает: «Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами -- лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации».

Получается, что Закон  распространяется не только на отечественные  сайты, но и на зарубежные, доступные  гражданину России. А так как гражданину России законом гарантируется доступность  зарубежных сайтов, то ко всем сайтам может  быть применено законодательство Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) было решено ввести в действие для  применения в Российской Федерации  ГОСТ 7.83--2001 «СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»  в качестве Государственного стандарта  Российской Федерации с датой  введения в действие 1 июля 2002 г.

Как указывается, «Стандарт  предназначен для производителей электронных  изданий». По определению ГОСТа, «электронное издание -- это электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения». ГОСТ определяет понятие «электронное сетевое издание» как электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети.

Стандарт различает электронные  издания: по наличию (отсутствию) печатного  эквивалента, по природе основной информации (текстовое (символьное), изобразительное, звуковое, мультимедийное и программный  продукт), по целевому назначению, по технологии распространения (локальное, сетевое  комбинированное).

Основное практическое назначение ГОСТ (носящего пока рекомендательный характер) -- определить размещение и объем выходных сведений электронных изданий.

Основным местом размещения выходных сведений является титульный  экран, выполняющий в электронном  издании роль титульного листа. Титульный  лист может состоять из нескольких частей, связанных между собой  переходами.

Согласно Закону «О СМИ» (ст. 27) необходимый объем выходных данных, помещенный в доступном пользователю месте, должен содержать:

* полное название сетевого СМИ;

* информацию об учредителе (учредителях) и главном редакторе;

* информацию о регистрации  издания (если осуществлена);

* адрес и телефоны редакции;

* иные сведения, предусмотренные  законодательством об авторском  праве и смежных правах.

В выходных данных редакция может указывать и иные сведения (по своему усмотрению), размещение которых  не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, юридический  статус Интернет изданий четко не определен. До сих пор остаются спорные  моменты в тех или иных вопросах.

2. Авторский проект  как частный вид Интернет журналистики

2.1 Общая характеристика пяти разнонаправленных авторских проектов, существующих менее 5 лет

В первой главе я говорила о стремительном росте авторских  проектов в последнее время. Для  того чтобы проанализировать актуальность их появления и качество контента, мне нужно определить их тематику, периодичность, целевую аудиторию  и главный критерий успеха - посещаемость.

Начну характеристику с информационно-аналитического шоу со звездами «Нереальная политика», которое стартовало в недрах сети в 2008 году. Его основная идея - заставить говорить и размышлять о политике тех людей, которые раньше этого никогда не делали, и которым это вообще не могло прийти в голову. На практике получилось так, что мнение именно этих людей стало самым интересным, нежели сухой политический взгляд, который время от времени можно наблюдать на ТВ.

Как говорят сами авторы (Тина Канделаки и Андрей Колесников), «проект призван «гламуризировать» политический процесс и политизировать «гламур». Уникальный формат программы привлекает даже тех людей, которые до этого не смотрели не только информационные передачи, но и телевизор вообще».

Андрей Колесников выступает  в качестве основного носителя информационной составляющей. Он описывает и объясняет  происходящие политические процессы в  доступной форме. В свою очередь, Тина Канделаки обладает умением  переводить сложные процессы и формулировки на русский язык, доступный каждому.

Что касается целевой аудитории, она почти безрамочна. И даже по возрасту ограничений особых нет: смотрят все, кто понимает, о чем речь и кто интересуется политикой, опираясь лишь на посредственные знания.

Программа появляется на сайте www.unrealpolitics.ru раз в неделю.

Цифра посещаемости соответствует  уровню крупного сайта: больше 15 тысяч  в день.

Теперь поговорим о  печатных версиях авторского Интернет проекта.

В 2008 году появился персональный сайт журналистки Татьяны Кокиной-Славиной. Однако, в отличие от стандартного авторского проекта, сайт представляет собой архив публикаций за последние 10 лет. Все материалы размещены под грифом «Светская жизнь».

Вообще Кокина-Славина работает в электронной газете «Экспресс газета on-lain». Информационно-развлекательная направленность еженедельника определяется следующими разделами: скандалы, расследования, рассказы о забавных случаях, любопытных историях и пикантных подробностях из жизни звезд эстрады, кино, телевидения, спорта и т.п. Поэтому и основная тематика архивных статей, размещенных на kokina.ru с eg.ru совпадает.

Дизайн авторского проекта  Татьяны Кокиной-Славкиной довольно посредственный. Периодичность появления публикаций точно не определена, впрочем, как и целевая аудитория. Зато все материалы четко разделены по годам выхода. Новости на главной странице обновляются в среднем раз в неделю. Их география - Нижний Новгород.

Сведений о посещаемости проекта нет, что заметно снижает  интерес к сайту потенциальных  рекламодателей.

В этом же году появляется информационный сайт журналиста Алексея Небоходова http://www.nebohod.h12.ru/. В отличие от регионального проекта Кокиной-Славкиной, это сайт московский.

Но как и его Новгородский коллега, Небоходов печатается в другом издании - электронной газете «Век» в разделе «Экономика». Это on-line общественно-политическое издание с ежемесячной аудиторией более миллиона человек.

В отличие от «моноавторства» в «Веке», на собственном сайте Небоходов пишет материалы на разнохарактерную тематику. Nebohod.h12.ru разделен на 11 рубрик. И помимо новостных материалов, Алексей печатает материалы под грифом «Экономика и олигархи», «Криминал», «X-fales», «Непознанное», «Интервью», «За тенью сознания», «Мой ЖЖ», «Другое творчество». Контакты и гостевая вынесены в два других раздела.

Периодичность, как и на предыдущем сайте, строго не определена. Зато есть сведения о посещаемости: в среднем 50 человек/день. «Прямая» география издания: Москва и Московская область. Однако ввиду того, что А. Небоходов затрагивает проблемы федерального масштаба, география его проекта видимо расширяется.

Годом ранее, в 2007ом, появился сайт «Записки журналистов». Изначально проект вели две московских журналистки: Екатерина Романенкова и Татьяна Алексеева. Обе работали на НТВ, ОРТ, ТВ-6, сотрудничали с газетами «Мегаполис-экспресс», «Все каналы», «Антенна», «Экспресс-газета», журналами: «Отдохни», «Вот так», «Мир TV», «ТВ7». После этого Романенкова и Алексеева были соавторами газеты «Speed-Декамерон», которая закрылась в феврале 2008ого.

Информация о работе Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики