Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Отсюда цель исследования: проанализировать целесообразность появления авторских Интернет-проектов и определить их юридические возможности. В соответствии с этим определяются некоторые ключевые задачи:
1. Выявить 5 разнонаправленных проектов, появившихся в 2008-2009 году.
2. Определить их тематику, периодичность, целевую аудиторию, посещаемость.
3. Установить их юридические возможности как средства массовой информации.
4. Сделать вывод о месте авторских Интернет проектов в масс-медиа.

Содержание

Введение
1.Теоретическое осмысление авторского проекта
1.1 Интернет как масс-медиа
1.2 Понятие авторского проекта как частного вида журналистики. Его место в масс-медиа
1.3 Критерии целесообразности появления авторских проектов в сети Интернет
1.4 Юридический статус Интернет-журналистики
2. Авторский проект как частный вид Интернет журналистики
2.1 Общая характеристика пяти разнонаправленных авторских проектов, существующих менее 5 лет
2.2 Анализ целесообразности появления авторских проектов в Интернете по некоторым критериям
2.3 Место авторского проекта как частного вида Интернет журналистики
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ТИП МИ Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ ТРУДА и СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

ТИП МИ

 

Реферат

 

 

 

 

Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Волкова Александра

социально-экономический  факультет,

связи с общественностью

вечернее отделение,

6-й курс, группа №3

 

 

Проверил работу:

_________________________

Оценка:___________________

Подпись преподавателя

__________________________

Дата проверки______________

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение

1.Теоретическое осмысление  авторского проекта

1.1 Интернет как масс-медиа

1.2 Понятие авторского  проекта как частного вида  журналистики. Его место в масс-медиа

1.3 Критерии целесообразности  появления авторских проектов  в сети Интернет

1.4 Юридический статус  Интернет-журналистики

2. Авторский проект как  частный вид Интернет журналистики

2.1 Общая характеристика  пяти разнонаправленных авторских  проектов, существующих менее 5 лет

2.2 Анализ целесообразности  появления авторских проектов  в Интернете по некоторым критериям

2.3 Место авторского проекта  как частного вида Интернет  журналистики

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Началом развития сети Интернет в России является первая половина 90_х годов XX-го века. С каждым годом можно было наблюдать колоссальный рост количества пользователей и серверов, с той же невероятной скоростью увеличивалась и пропускная способность каналов у Интернет-провайдеров. Если вначале сеть Интернет служила преимущественно источником научной информации для интеллектуальной элиты общества, то со временем на нее обратил внимание серьезный бизнес. Сайты стали обязательным атрибутом любого значительного предприятия, появилось и получило широкое распространение такое явление, как Интернет-коммерция. Виртуальный офис, работающий круглосуточно и без выходных, оказался удобным инструментом продвижения товаров к покупателю, и был по достоинству оценен инвесторами. В результате этого, в конце 90-х годов XX-го века началась настоящая «золотая лихорадка»: вложение капиталов в Интернет-технологии шло такими темпами, что они во много раз превышали инвестиции в любую другую сферу экономики.

Помимо виртуальных офисов появилось и Интернет-масс-медиа, в том числе и авторские  проекты. Это сайты (либо домашние страницы), полностью создаваемые усилиями одного человека, где с некоторой  периодичностью появляются результаты его журналистского творчества. В  своей курсовой работе я буду рассматривать  авторские проекты как частные  случаи журналистских Интернет-изданий.

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом авторских проектов и их до сих пор не неопределенным юридическим статусом. Поэтому, на мой взгляд, необходимо, чтобы данная проблема была изучена более тщательно, чем это рассматривается в среднестатистических учебниках для студентов факультета журналистики.

Отсюда цель исследования: проанализировать целесообразность появления авторских Интернет-проектов и определить их юридические возможности. В соответствии с этим определяются некоторые ключевые задачи:

1. Выявить 5 разнонаправленных  проектов, появившихся в 2008-2009 году.

2. Определить их тематику, периодичность, целевую аудиторию,  посещаемость.

3. Установить их юридические  возможности как средства массовой  информации.

4. Сделать вывод о месте  авторских Интернет проектов  в масс-медиа.

Исходя из поставленных мною задач, главным методом исследования является анализ авторских проектов по ряду критериев, определяющих их целесообразность.

Объектом  исследования в курсовой работе являются Интернет-проекты как особая разновидность журналистики, а предметом исследования - те средства и приемы, которые позволяют придать им авторский характер.

 

 

 

1. Теоретическое  осмысление авторского проекта

1.1 Интернет как  масс-медиа

Средство массовой информации -- это средство распространения информации, характеризующееся, во-первых, обращенностью к массовой аудитории, во-вторых, общедоступностью, в-третьих, корпоративным характером производства и распространения информации.

В настоящее время к  средствам массовой информации относят:

- прессу, радио, телевидение; 

- кинематограф, звукозаписи  и видеозаписи; 

- видеотекст, телетекст,  рекламные щиты и панели;

-домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Словарь Мерриама-Вебстера трактует понятие масс-медиа проще: «Средство массовой информации -- это средство коммуникации (как газета, радио или телевидение), предназначенное для охвата народных масс».

Слово «Интернет» в понятии  СМИ не фигурирует.

На западе проблем с  признанием Интернета, как средства массовой информации, не было. Признание  произошло практически сразу, как  только Интернет перестал быть вещью  для избранных и начал становиться  массовым феноменом, то есть, начиная  с 1995-1996 годов: а именно, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры для «простых» пользователей. Реакция  была быстрой: если есть феномен, то его  надо изучать. Посмотрев публикации того времени (1996 год) в специализированных журналах, таких, как «Journal of Computer-Mediated Communication» или «Journal of Communication», мы увидим различные программные статьи на эту тему, как, например, статью Мориса и Огана (Merrill Morris и Christine Ogan), первый -- докторант, второй -- профессор школы журналистики Индианского Университета, которая называется «Интернет как масс-медиа» («The Internet as a Mass Medium»).

В этой статье Интернет однозначно признается средством массовой информации, и объясняется проблема определения  Интернета, как масс-медиа. Она состоит  в том, что мы не можем в 100 процентах  случаев назвать Интернет средством  массовой информации, потому что само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не определяются точно, и должны пересматриваться каждый раз, в зависимости от ситуации. Интернет -- это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в Интернете принимает разные формы, от WWW-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением -- журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем -- один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

В статье все это многообразие коммуникации разделено на четыре группы:

a) асинхронная коммуникация  по принципу one-to-one. (электронная почта);

b) асинхронная коммуникация  по принципу many-to-many -- usenet, электронные доски сообщений, -- то, что требует от получателя подписаться на данный сервис или использовать специальное ПО для получения сообщений по определенной теме или темам;

c) синхронная коммуникация, которая может быть построенной  по принципу one-to-one, one-to-few и one-to-many, организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD, Multi-UserDungeons), чаты и программы обмена сообщениями (instantmessaging) такими, как ICQ;

d) асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю  необходимо найти сайт для  получения доступа к нужной  информации, и которая может быть  построена по принципу many-to-one, one-to-one или one-to-many. (Web-сайты, FTP-сайты).

Исходя из определения  Мориса и Огана, Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда используемая коммуникационная модель имеет вид “…-to-many”, то есть направленность на массовую аудиторию. Случаи использования такой модели в Интернете довольно часты, но основная проблема признания Интернета масс-медиа заключается в том, что не всегда коммуникационная модель имеет данный вид.

1.2 Понятие авторского  проекта как частного вида  журналистики. Его место в масс-медиа

Журналистика, как мобильная  информационная сфера с каждым днем пополняется новыми жанровыми видами. Особенно теперь, во время массового  распространения сети Интернет.

Существуют три основополагающие жанровые группы: информационная группа жанров, аналитическая, и художественно-публицистическая группа.

Главная цель информационного  материала - сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт - новость). В  случае, когда к сообщению о  факте добавляется его трактовка, обобщение, всестороннее рассмотрение и истолкование, его уже причисляют к аналитическому жанру. Если же тот  же самый факт отходит на второй план, а главным становится авторское  впечатление о нем, дается его  образная трактовка, то это уже художественно-публицистический жанр журналистики.

Все жанры журналистики сочетаются редко, однако, авторским проектам это  под силу. Вообще, обычно он реализуется  в виде заметок, в которых автор  сайта рассказывает о чем-то (о  проблеме, событии) через призму собственной  точки зрения. В заметке чувствуется  отношение автора к проблеме/событию. Однако специфика авторского проекта  предполагает более широкий жанровый охват, т.к. журналист, в отличие, например, от новостника, может использоваться все жанровое разнообразие, не циклясь на одном жанре.

Общепринятого понятия авторского проекта нет, однако схожие черты  в его трактовке некоторыми учебными изданиями выделить можно. Итак, авторский  проект -- это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его журналистского творчества.

Естественно, что Интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов  не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались  в помощи профессиональной журналистской  среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и  как нужно писать в сети. Таким  образом, Интернет-журналистика формировалась  стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.

Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской  журналистики, когда журналы выпускались  энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет.

Будучи некоммерческими  и внеконъюнктурными, они оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.

Авторский проект, как «молодой»  вид журналистики пока малоизучен. Причина состоит в том, что  научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества для Интернет-журналистики, применим весьма ограниченно, так как необходимо еще доказать, что веб-сайты можно отнести к СМИ.

Действительно, средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) в Интернете имеет свой смысл, так как средство здесь нужно употреблять во множественном лице. Интернет -- это система средств, а массовость, напротив, сводится до множества отдельных трансакций.

Оценивая место авторского проекта в масс-медиа, не нужно  забывать о том, что мы говорим  о новом жанре. Поэтому по общим  данным он занимает лишь около двух процентов от всего рынка масс-медиа.

1.3 Критерии целесообразности  появления авторских проектов  в сети Интернет

Говоря о целесообразности развития Интернет-журналистики в целом (а авторского проекта в частности), нужно, прежде всего, обратиться к актуальности сети Интернет как явления. Итак, выделим критерии, исходя из которых можно сделать вывод о большей эффективности Интернет-журналистики, в отличие от журналистики печатной.

Во-первых, это высокий  уровень мобильности заполнения издания. Материалы могут выкладываться  даже в режиме он-лайн. Сейчас часто в сети можно прочитать новостную публикацию о событии, которое произошло час назад. Газеты и журналы лишены подобной возможности.

Второй критерий, вытекающий из первого - это возможность мгновенного  доступа к нужному изданию  с помощью ввода адреса в браузер, либо с помощью поисковых машин. В случае журналистики реальной, осязаемой, часто возникают трудности в поиске необходимого издания либо выпуска телевизионных новостей. Вполне возможна ситуация, когда читатель не успел ознакомиться со старым выпуском газеты/журнала, а его уже нет в продаже, тогда как в он-лайн версии он может зайти в раздел «архив» и найти необходимую публикацию.

В-третьих, - возможность  использования гипертекста. Эта  уникальная функция доступна только в веб-журналистике. Читатель, знакомясь  со статьей, может не владеть некоторыми понятиями, которыми оперирует автор  в своей публикации. В этом случае пользователю не обязательно открывать  словарь. Ему проще кликнуть мышкой по выделенному понятию и получить необходимые пояснения.

В-четвертых, у пользователя Интернет есть бoльшая возможность в открытом участии в обсуждении или высказывания собственного мнения на ту или иную проблему. В этом случае, автор публикации получает обратную связь, и в дальнейшем может предугадывать, какие темы будут вызывать больший отклик, а, соответственно, повышать рейтинг издания. Эта возможность снижается до минимума у читателей печатной периодики.

В качестве пятого критерия можно выделить отсутствие острой проблемы в верстке, нежели может возникнуть в печатном издании.

И это лишь основные положительные  моменты функционирования Интернет-журналистики.

1.4 Юридический  статус Интернет-журналистики

В пункте 1.1. «Интернет как  масс-медиа» мы пришли к выводу о  том, что Интернет все же является журналистикой. Однако и с фактической, и с юридической точки зрения в этом вопросе до сих пор нет  ясности.

С одной стороны, очевидно, что далеко не все сайты созданы  для решения задач, свойственных масс-медиа. Например, Интернет магазины, каталоги библиотек, сайты визитки  фирмы, домашние страницы и т.п. С  другой стороны, в соответствии с  российским законодательством информация, опубликованная на них, вполне может  быть отнесена к категории массовой.

Информация о работе Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики