Влияние иностранных инвестиций на экономику ЧР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Инвестиционная стратегия — это база и фундамент общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Экономике ЧР.docx

— 72.79 Кб (Скачать)
 
 

Введение

     Инвестиции  играют важнейшую роль в поддержании  и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального  продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

     Инвестиционная  стратегия — это база и фундамент  общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций  и программ развития.

     Понятие "стратегия" глубоко и многозначно. В широком смысле стратегия —  это процесс, отражающий управленческую философию развития субъекта. Более  конкретно стратегия — это  долгосрочный план развития субъекта: страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития.Для перехода России к устойчивому развитию необходимо обеспечение устойчивого развития всех ее регионов. Мероприятия на уровне страны в целом не способны обеспечить осуществление инвестиций на уровне регионов. В связи с этим очень важно внедрять систему управления инвестициями на уровне каждого региона, учитывающую его специфику, направление и уровень развития рыночных отношений.Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестиционной стратегии в рамках территории заслуживает серьезного внимания, особенно актуальна в настоящее время. 
 
 

  Тема 1. Влияние иностранных инвестиций на экономику Чувашской Республики

1.1 Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего региона

     В качестве субъектов инвестиций, согласно Закону «Об иностранных инвестициях» 1999 г, в РФ могут выступать:иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранная организация(это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания; международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.  

     Как и любое другое сложное экономическое  явление, вложения иностранных капиталов  могут оказывать на экономику  принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения  иностранного капитала можно отнести:увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны; поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т. д.; использование местных сбережения для реализации прибыльных проектов; привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях; более полное использование местных природных ресурсов; повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы; расширение ассортимента выпускаемой продукции; развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта; расширение экспорта и поступления иностранной валюты; увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ; повышение уровня жизни и покупательной способности населения; использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды; развитие инфраструктуры и сферы услуг; повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов; усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации; оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.  

     К отрицательным последствияминостранных инвестиций относятся следующие:репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны; увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов; подавление местных производителей и ограничение конкуренции; усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности; игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей; возможная деформация структуры национальной экономики; упадок традиционных отраслей национальной экономики; усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях); ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР, вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном счете может привести к усилению технологической зависимости; ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов; негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т. д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др. Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а лишь потенциально существуют.Важность прямых иностранных инвестиций значительно возросла в 1980— 1990-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. «эффекта масштаба»).

     Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики  на основе более эффективного использования  национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности:- выход  зарубежных фирм на национальный рынок  ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению  внутренних ресурсов между более  и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.Иностранные инвесторы не получают экономических преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли в отличие от резидентов принимающей страны, которые имеют более высокий средний уровень доходов за счет притока ПИИ.Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний способствует повышению среднего уровня производительности труда. Различают две основные причины этого явления.Зарубежные компании имеют более высокий уровень вложения капитала на единицу труда, что непосредственно влияет на рост производительности труда.

       Как правило, зарубежные компании  — более крупные структуры  (по сравнению с национальными  фирмами) и содействуют росту  производительности труда за  счет т.н. эффекта масштаба.Кроме того, в зарубежных компаниях более высокий средний уровень заработной платы с учетом того, что некоторая доля роста средней производительности, связанная с притоком ПИИ, проходит через местные факторы производства;

- второй канал  эффективности иностранных инвестиций  связан с ростом конкуренции  на местных рынках за счет  зарубежных компаний.

     Деятельность  последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.

     ТНК предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает  условия для доступа на мировой  рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с  местными поставщиками.Как правило, ТНК реинвестируют большую часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике.Даже когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей.

     Эффект  ПИИ на экономическое развитие зависит  от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ — основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы — на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.

     Таким образом, приток иностранных инвестиций в экономику страны имеет как  положительные, так и отрицательные  последствия. Именно поэтому принимающие  страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство  с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить  разумную политику регулирования иностранных  инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные  эффекты и устранять или минимизировать отрицательные. О том, каким образом  происходит государственное регулирование  и привлечение иностранных инвестиций в отдельные отрасли экономики, будет изложено в следующем разделе  работы. Исследования этих вопросов позволят выявить роль иностранных инвестиций в экономике конкретного региона, а именно, Чувашской Республики. 
 
 
 
 
 

1.2.Характеристика инвестиционной стратегии РФ

     Инвестиционная  стратегия Российской Федерации  взаимосвязана с общей стратегией развития страны и частными стратегиями, концепциями и программами развития. Инвестиционная привлекательность  стран мира ежегодно оценивается  ведущими рейтинговыми агентствами. В 1998 гг. рейтинг России после дефолта  по инвестиционному климату резко  упал: с 71-го она опустилась на 129-е  место. Затем рейтинг России стал постепенно подниматься. В России в 1990-х гг. отсутствовали общая стратегия  развития экономики и промышленности и, соответственно, инвестиционная стратегия, в том числе и это обстоятельство привело в августе 1998 г. к банкротству страны в форме дефолта (к отказу Россией от выполнения своих международных и внутренних финансовых обязательств).

     С приходом на пост Президента РФ Владимира  Путина на должность министра экономики  был назначен руководитель Центра стратегических разработок Герман Греф, представивший проект Стратегии развития РФ до 2011 г., который и стал базовым документом для разработок отраслевых и региональных концепций, стратегий и программ развития, а также для создания законодательной базы в регионах.

     В послании Президента РФ Федеральному собранию от 25 апреля 2006 г. говорится  о крайней заинтересованности России в масштабном притоке частных, в  том числе иностранных инвестиций, что является стратегическим подходом в вопросе ускорения темпов роста  национальной экономики.

     В условиях постоянного развития научнотехнических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Россия ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка "прозрачной" инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

     Лишь  после обвального кризиса 1998 года пришло понимание того, что в подъеме  экономики страны существенную роль играют как внутренние инвестиционные ресурсы, так и внешние, в первую очередь – частные. Стало ясно, что стране необходима новая стратегия  инвестиционной политики: обеспечение  единства высокого инвестиционного  климата и столь же высокой  предпринимательской активности.

     Правительство РФ подготовило концепцию данной стратегии и провело ее "обкатку" среди деловых кругов России и  ряда западноевропейских стран. Необходимо было узнать, что хотят потенциальные  инвесторы и на каких условиях готовы влить свой капитал в российскую экономику. В странах-экспортерах и импортерах капитала идет острая конкурентная борьба за выгодное размещение и привлечение капитала. Критериев принятия инвестиционных решений много, но главные из них два: возможные риски и величина прибыли. С точки зрения последнего фактора, инвестиционная привлекательность России значительно выше, чем других стран.

     Однако  риски потерять капитал тоже велики и становятся главным препятствием для его экспорта в РФ. Хотя стоит  отметить, по словам главы ЦБ РФ Сергей Игнатьева, что повышение реального курса рубля с декабря 2004 г. по декабрь 2006 г. составит около 10%. "Мы позволим рублю укрепляться как номинально, так и реально" – отметил он, повышение номинального курса рубля с декабря 2004 г. по октябрь 2006 г. составило 3,3%. За это же время реальный эффективный курс рубля вырос на 9,3%.

Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на экономику ЧР