Венчурное инвестирование в инновационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

В странах с технологически ориентированной экономикой рост производства и индустриальное развитие главным образом зависят от успешных инноваций, означающих, что результаты исследований и разработок переходят в стадию коммерческого выпуска продукции. При этом доступ технологических компаний к финансовым ресурсам становится ключевым фактором в инновационном процессе.

Работа содержит 1 файл

заготовка.doc

— 86.50 Кб (Скачать)
 

1. Введение. 

       В странах с технологически ориентированной экономикой рост производства и индустриальное развитие главным образом зависят от успешных инноваций, означающих, что результаты исследований и разработок переходят в стадию коммерческого выпуска продукции. При этом доступ технологических компаний к финансовым ресурсам становится ключевым фактором в инновационном процессе.

 Венчурный капитал, как тип финансирования, который развивался для поддержки высоко рисковых проектов, играет важную роль в этой связи.

 За рубежом, главным образом в США и некоторых странах Западной Европы, механизмы венчурного финансирования инновационных  проектов широко используются на практике уже не одно десятилетие и получают в последние годы все более широкое распространение. Общий мировой рынок венчурного капитала превзошел в середине 90-х годов 100 миллиардов долларов. За один только 1996 год новые инвестиции венчурного капитала в США составили около 10 миллиардов долларов, а на европейском континенте – почти 8 миллиардов.

 Возможно, эти цифры не производили бы столь большого впечатления на фоне общих инвестиционных расходов, если бы не одно существенное обстоятельство. Дело в том, что именно венчурный капитал с присущими ему отличительными особенностями сыграл во второй половине ХХ века важнейшую роль в реализации крупнейших научно-технических нововведений в области микроэлектроники, вычислительной техники, информатики, биотехнологии и в других наукоемких отраслях производства. Не случайно, что этому развитию венчурного бизнеса активно содействуют государственные органы ряда ведущих индустриальных стран. Они исходят при этом из необходимости повышения конкурентоспособности национальной промышленности в условиях обострения соперничества на мировом рынке. Немалую роль играет и забота о поддержании уровня занятости населения, в том числе, через создание новых рабочих мест в малом бизнесе.

 Результаты целенаправленного государственного вмешательства в область венчурного инвестирования хорошо видны на примере стран Европы, которые до начала 80-х годов заметно отставали от США по работающему на экономику венчурному капитала, а уже в 1991 г. не только догнали, но и обошли американцев.

 Сегодня задача принятия и распространения венчурного механизма финансирования инновационных проектов актуальна для стран СНГ, ряда стран Восточной и Центральной Европы, Китая, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. 
 
 
 

2.Что такое венчурное финансирование? 
 
 

 Существует множество определений того, что такое венчурное финансирование, но все они так или иначе сводятся к его функциональной задаче: способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

 Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист - это посредник между коллективными инвесторами и предпринимателем. В этом заключается одна из самых принципиальных особенностей этого типа инвестирования. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой - окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге получаемая венчурным инвестором прибыль принадлежит только инвесторам, а не ему лично. Он имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли.

 Эти принципы были заложены еще на начальном этапе становления венчурного капитала отцами - основателями этого бизнеса - Томом Перкинсом, Юджином Клейнером, Франком Кофилдом, Бруком Байерсом и другими. В 50 - 60 годы они разработали новые основополагающие концепции организации финансирования: создание партнерств в виде венчурных фондов, сбор денег у партнеров с ограниченной ответственностью и установление правил защиты их интересов, использование статуса генерального партнера. Такое организационное оформление инвестиционного процесса явилось новаторским для Америки середины XX века и создавало очень весомое конкурентное преимущество.

 Эти принципы сохраняются, в основном, неизменными по сей день. Организационная структура типичного венчурного института выглядит следующим образом. Он может быть образован либо как самостоятельная компания, либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство. В некоторых странах под термином "фонд" понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной "управляющей компанией" или управляющим, оказывающим свои услуги фонду.

 Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию, обычно составляющую до 2,5% от первоначальных обязательств инвесторов. Управляющая компания или частные лица,

сотрудники  управленческого штата, равно как  и генеральный партнер, могут  рассчитывать на процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%.          Чаще всего этот процент не выплачивается до тех пор, пока инвесторам не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд, и, кроме того, заранее оговоренный возврат на их инвестиции.

 В случае создания ограниченного партнерства основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего. Ограниченное партнерство свободно от налогообложения. Это означает, что оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие они заплатили бы, если бы принадлежащий им доход или прибыль поступали непосредственно от тех компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Факторы, влияющие на успех реализации венчурного проекта

 

Никто и никогда не может дать стопроцентной  гарантии, что развитие какой-либо конкретной компании приведет к положительным  результатам, и венчурное предприятие в конце концов оказывается высокорентабельным. Успешность реализации проекта зависит от многих факторов и условий, среди которых наиболее значимыми являются:  

1. Стоимость научных исследований и научно-конструкторских работ;  

Хотя  и не существует четкой зависимости  между затратами на НИР и прибыльностью  компании, тем не менее в большинстве  случаев слишком большие затраты  на разработку технологии снижают в  конечном счете рентабельность производства.  

2. Издержки производства;  

Чем выше накладные расходы, тем меньше оказывается  прибыль.  

3. Издержки, связанные с маркетингом;  

Проведение  маркетинговых исследований невозможно без привлечения квалифицированных  специалистов, оплата труда которых  достаточно высока, и эти затраты, естественно, уменьшат конечную прибыль компании.  

4. Издержки, связанные со сбытом новой продукции;  

Выведение нового продукта на рынок, его складирование, доставка, рекламирование, подготовка продавцов-консультантов и сам  процесс реализации наукоемкого  товара сопряжен с большими и постоянными затратами, уменьшающими потенциально возможную прибыль компании.  

5. Складывающийся на рынке спрос на новую продукцию;  

Никогда невозможно точно прогнозировать спрос  покупателей на новую продукцию. В одних случаях появление нового наукоемкого товара вызывает ажиотаж, и тогда объем выпущенной продукции и реальные производственные мощности компании могут оказаться недостаточными, но вполне реален и противоположный вариант, когда количество выпущенной на рынок продукции оказывается чрезмерным, что ведет к временному затовариванию и определенным убыткам.  

6.Величина складывающейся на рынке цены на новый наукоемкий товар; 

С одной  стороны, к любому новому товару покупатели, в своем большинстве придерживающиеся консервативных позиций, относятся вначале настороженно. Поэтому при презентации нового товара цены не должны быть слишком высокими. С другой стороны, цены не должны быть и слишком низкими, потому что у потенциальных покупателей давно сложился стереотип, согласно которому, по-настоящему хороший товар, должен стоить дорого. Поэтому от правильной ценовой стратегии руководства компании в значительной мере зависит прибыльность производства нового наукоемкого товара.  

7. Появление или отсутствие конкурентов в данном секторе рынка ; 

Поскольку многие технические идеи буквально "витают в воздухе", не исключено, что одновременно на рынке могут  появиться аналогичные наукоемкие товары, например, программные продукты для компьютеров. Естественно, возникшая  конкуренция может внести существенные коррективы и в цены, и в объемы реализуемой продукции.  

8. Появление на рынке аналогичных наукоемких продуктов с лучшими потребительскими свойствами;  

Вскоре  после появления на рынке нового наукоемкого товара, пользующегося  высоким спросом, некоторые другие высокотехнологичные компании, разрабатывающие близкие технологии, вполне способны достаточно быстро освоить выпуск аналогичного товара, но с лучшим дизайном и дополнительными возможностями. Понятно, что такое непредвиденное обстоятельство способно негативно повлиять на величину прибыли.  

9.Быстрота устаревания наукоемкой продукции; 

За последние  годы научные знания и технические  решения обновляются с такой  скоростью, что большинство наукоемких товаров морально устаревает в течение  трех-четырех лет, а некоторые, например, антивирусные программы для персональных компьютеров и серверов приходится менять каждый квартал. Поэтому новой компании нельзя рассчитывать на то, что созданный ею наукоемкий продукт будет приносить прибыль много лет. Весь вопрос в том, как быстро этот продукт перестанет пользоваться спросом в связи с тем, что его потребительские качества перестанут удовлетворять покупателя.  

10.Длительность бесприбыльного развития новой компании;  

На ранних этапах своего жизненного цикла компании только тратят средства, не принося никаких доходов; рентабельность появляется только тогда, когда продукция начинает пользоваться спросом на рынке. Чем продолжительней период от зарождения идеи до появления нового товара на рынке, тем меньше времени остается до завершения жизненного цикла компании, который не превышает 7 лет, а, следовательно, и возможности для роста ликвидных активов.  

11.Высокие издержки на информационное и патентное обеспечение научных разработок; 

В настоящее  время права на интеллектуальную собственность составляют один из важных компонентов активов компании, так как гарантируют закрепление приоритета на определенную продукцию за владельцем патента. Однако, огромный поток научной, технической и иной информации требует больших затрат на официальное закрепление прав собственности на идею, на технологию и на соответствующую наукоемкую продукцию, что, естественно, вынуждает компанию часть капитала тратить не на развитие производства продукции и повышение ее рентабельности.  

12. Относительно большие расходы на управление, руководство и поддержку малых высокотехнологичных компаний; 

Затраты на содержание управленческого и  вспомогательного аппарата мало зависят  от величины компании, в связи с  чем доля этих накладных расходов по отношению ко всему объему затрат в малых компаниях существенно выше, чем в крупных фирмах, что уменьшает рентабельность именно малых высокотехнологичных компаний.  

13. Ограниченность возможности уменьшить риски по сравнению с многоотраслевыми крупными компаниями и корпорациями;

 

Информация о работе Венчурное инвестирование в инновационной экономике