Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

Инновационная деятельность в республике находится в стадии
становления. Принятая в 1996 году программа развития
научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила
заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако
произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют
принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней
экономической ситуации.

Работа содержит 1 файл

Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь.docx

— 24.68 Кб (Скачать)

Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь 

     Инновационная   деятельность  в  республике  находится  в стадии

становления.    Принятая    в    1996    году   программа   развития

научно-инновационной  деятельности  Республики  Беларусь   позволила

заложить  основы законодательного регулирования в  этой сфере. Однако

произошедшие  за последние годы изменения в  экономике страны требуют

принятия на государственном  уровне решений, соответствующих нынешней

экономической ситуации.

     Особенность  нашего государства заключается  в том,  что мы имеем

достаточно   мощный   научно-технический   потенциал,   значительные

достижения  в  различных  отраслях  науки  и   техники,   заделы   в

фундаментальных    исследованиях.    Беларусь    имеет    уникальную

научно-производственную базу,  использование которой  в  сложившихся

экономических условиях неэффективно.  Ориентация этого потенциала на

реализацию  научно-технических  разработок  в  производстве   крайне

слаба.

     Основными  причинами  такого  состояния   являются  экономическая

ситуация  в  республике,  отсутствие  у  большинства  руководителей и

научных  работников  знаний  в  области   менеджмента,   маркетинга,

недостаточность  собственных  средств  у  организаций  и ограниченные

возможности   финансовой   поддержки    государства,    неразвитость

финансово-кредитной   системы.   В   Беларуси  отсутствует  присущая

рыночной экономике  система мер, стимулов и условий  для осуществления

инновационной  деятельности.  Республика  не  достигла еще состояния

"инновационной  восприимчивости".  Об этом  свидетельствует, например,

численность   субъектов   малого  предпринимательства,  занимавшихся

реализацией научно-технических  разработок.  Так, в 1996 году в сфере

науки и научного обслуживания работало 4,2 процента субъектов  малого

предпринимательства, в промышленности - 16 процентов, в  то время как

в  торговле  и  общественном  питании  -  50  процентов.  При этом в

последующие годы их доля снижается:  1997 год - 2,8 процента, 1998 -

2,2  процента,  2001 год - 1,4 процента.  Это вызывает  беспокойство.

Снижающийся удельный вес  высокотехнологичных  организаций  в  сфере

малого   предпринимательства   означает,  что  наметилась  тенденция

создания рабочих  мест, не требующих высокой квалификации.

     Наукоемкость    внутреннего валового  продукта  в   республике

находится  на  очень низком уровне - 0,81 процента, в  то время как в

развитых странах этот показатель составляет 2-3 процента.

     Сложилась  такая ситуация, что научно-техническая  и другие сферы

экономики оказались  неподготовленными к работе в  новых экономических

условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом,

готовым  для производства и реализации.  Тем самым возникает опасная

тенденция для  экономики  Беларуси  -  потеря  рынков  и  вытеснение

отечественных  производителей  товаров  и  услуг.  Темпы  обновления

продукции в республике крайне низки.  В странах  Европейского  союза

ежегодно  обновляется  до  30 процентов продукции,  в  то время как в

Беларуси - 3 процента.

     Для  того    чтобы   предотвратить   складывающиеся   негативные

тенденции, необходима выработка национальной инновационной  стратегии

как  центрального  звена  государственной  социально-экономической и

научно-технической  политики.  Стратегия  должна   базироваться   на

долгосрочных  прогнозах,  позволяющих выявить  перспективные рыночные

ниши и оценить  интеллектуальные и производственные  ресурсы  для  их

заполнения. 

                Цели и задачи инновационной политики 

     Основной  целью  инновационной  политики  республики   является

повышение    технологического    уровня    и   конкурентоспособности

производства.

     Инновационная   политика  в  любом государстве  независимо от его

экономической   мощи  направлена  на  развитие   научно-технического

потенциала,  обновление  существующих  и создание новых  технологий в

различных   отраслях,  создание  системы коммерциализации   научных

разработок.  В  связи  с  этим  не  может  не  тревожить   состояние

инновационной  политики в республике. Кризисное  состояние экономики,

неразвитость    финансово-кредитной   системы,  инфляция   вынуждают

Правительство принимать  меры сугубо временного характера.

     С  учетом   сегодняшнего   состояния   экономики   инновационная

политика  на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать

развитию научно-технического  потенциала,  формированию  современных

технологических укладов в отраслях экономики.

     Инновационная  деятельность требует государственной  поддержки  и

стимулирования,  особенно на этапах ее становления.  Технологические

успехи ряда зарубежных стран стали возможными  не  только  благодаря

силе  индивидуальной  инициативы.  Большую  роль играло и продолжает

играть  целенаправленное  государственное  вмешательство  в  область

инновационной    деятельности,    включая   правовое   регулирование

соответствующих     процессов.     Государственное     регулирование

инновационной  деятельности  рассматривается  в развитых странах как

важнейший  инструмент  развития  экономики,  как   ключевой   фактор

обеспечения   долгосрочной   национальной   конкурентоспособности  и

устойчивого повышения  благосостояния населения.

     Меры  воздействия  государства   в  области инноваций могут  быть

прямые  и  косвенные.  Соотношение  их  определяется   экономической

ситуацией    в  стране  и  избранной  в  связи  с  этим   концепцией

государственного  регулирования.

     Основными   задачами  государства в сфере  инновационной политики

являются:

     формирование    нормативной    правовой    базы   инновационной

деятельности, стимулирующей  ее активность;

     финансовая   поддержка  инновационной   деятельности,   создание

условий   для  сохранения  и  умножения  инновационного   потенциала

республики;

     формирование    и    содействие    развитию       инновационной

инфраструктуры;

     подготовка    кадров,    ориентированных    на    инновационную

деятельность.

     Принципами  инновационной политики государства  должны стать:

     ориентация  экономики республики на инновационный  путь развития,

максимальное    использование    рыночных   механизмов   активизации

инновационной деятельности;

     эффективное    использование   научно-технического   потенциала

республики;

     равенство   всех  субъектов  инновационной   деятельности   перед

законом;

     обеспечение    правовой    охраны   объектов   интеллектуальной

собственности, признание  их в качестве источника дохода;

     осуществление  гибкой кредитной, налоговой и  таможенной политики

в отношении инновационной  деятельности. 

            Финансирование инновационной деятельности 

     Система   финансирования является одним  из основных инструментов

реализации    государственной   политики  в  области   инновационной

деятельности.  При отсутствии такой системы  невозможно вести речь об

эффективном  развитии  инновационных процессов в республике.  Для

проведения  активной  инновационной  политики  необходимо   принятие

неординарных    мер,   направленных  на  совершенствование   системы

кредитной   и  налоговой  политики,  внебюджетного   финансирования.

Финансовая    политика  на  данном  этапе  должна  базироваться   на

концентрации  средств  на  ограниченном  числе  приоритетов и строгом

контроле  за их использованием. Должна быть повышена ответственность

за эффективное  использование бюджетных средств.

     В  условиях перехода к рыночным  отношениям,  в  том  числе   и  в

научно-технической  сфере,  система  финансирования должна адекватно

реагировать на изменяющиеся  условия  экономической  жизни  в  целях

достижения максимально  возможной эффективности.  Опыт развитых стран

показывает,  что  отличительная особенность реализации  инновационной

политики  от  осуществления  научно-технической  политики заключается

прежде всего в ресурсах,  которые необходимо направлять на эти цели.

Если  в  среднем  затраты на фундаментальные исследования принять за

единицу, то затраты  на прикладные разработки превышают  их в 10 раз.

     Финансирование  инновационной   деятельности  осуществляется  за

счет  средств  республиканского  и местных бюджетов,   собственных

средств организаций,  а также внебюджетных источников. Следует четко

выделить направления  финансирования из бюджетных  средств.  Учитывая

сложившиеся  традиции,  такими  направлениями  являются  программы и

инновационные проекты.  Кроме того, государство должно финансировать

программы   по   созданию   в   республике  элементов  инновационной

инфраструктуры,  мероприятий по подготовке кадров для  инновационной

деятельности, участия  белорусских организаций в выставках, ярмарках.

Необходимо уйти от простого субсидирования  инновационных  проектов,

определив  в  качестве  основных  требований  исключительно рыночные

подходы.  В  первую  очередь  это  конкурентоспособность  продукции,

возвратная система  финансирования инновационных проектов, расширение

практики конкурсного  размещения средств бюджетов,  долевое  участие в

финансировании проектов заинтересованных организаций.

     Вложение  средств  в  инновационные   проекты   является   делом

рискованным.  Причем  риск связан не только с вероятностью получения

отрицательного  результата на  стадии  исследования  или  разработки.

Неожиданности  возможны  на всех стадиях инновационного процесса.  В

Информация о работе Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь