Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – анализ роли иностранных инвестиций в экономике России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия, виды и особенности прямых иностранных инвестиций;
изучить нормативную базу прямых иностранных инвестиций;
проанализировать современное состояние прямых иностранных инвестиций в России;
Рассмотреть и проанализировать региональную структуру по прямым иностранным инвестициям и инвестиционную привлекательность по регионам страны

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Понятие и особенности прямых иностранных инвестиций………………..6
1.2 Виды и формы прямых иностранных инвестиций………………………...10
1.3 Правовое регулирование прямых иностранных инвестиций……………..12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ современного состояния прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации………………………………………………………….15
2.2 Региональная структура прямых иностранных инвестиций……………...25
2.3 Роль и место прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПИИ в РФ.docx

— 151.53 Кб (Скачать)

 

 

 

1.2 Виды и формы  прямых иностранных инвестиций

 

В соответствии с терминологией  и методикой Мирового Валютного  Фонда в специальном документе (руководство МВФ по составлению  платежного баланса) иностранные инвестиции делятся на 3 вида:

  • Прямые
  • Портфельные
  • Прочие

Прямые иностранные инвестиции– инвестиции, осуществляемые с целью получения прибыли от инвестирования в предприятия, действующие на иностранной территории.

Прямые иностранные  инвестиции характеризуются обязательным наличием трех критериев, при отсутствии которых иностранные инвестиции таковыми не считаются. В соответствии с этими критериями можно выделить основные виды иностранных инвестиций.

  • Первый вид инвестиций заключается в приобретении иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном фонде коммерческого предприятия или фирмы, которое создается или реорганизуется на территории государства. С точки зрения закона этот вид инвестиций характеризуется наибольшим количеством критических отзывов. Считается, что только значение суммы, равное 10% от всего объема вложений в уставной фонд. Однако и при приближенном значении этого показателя суть инвестиционной деятельности не меняется. Прямые иностранные инвестиции этого вида предполагают приобретение акций компании или фирмы в количестве, достаточном для обеспечения участия компании – инвестора в управлении объектом инвестирования.
  • Иностранные инвестиции второго вида – это капиталовложения в главные оборотные активы филиала какого-либо юридического лица. Обязательным условием для признания этого вида инвестиционной деятельности прямыми иностранными инвестициями является создание этого филиала на территории данного государства.
  • Третий вид прямых иностранных инвестиций имеет в своей основе осуществление лизинга. Эта предпринимательская деятельность распространяется определенные виды оборудования, таможенная стоимость которых не превышает определенной суммы. Стоимость оборудования для каждой страны определяется ее законодательными актами. В России этот показатель не должен превышать 1 миллион рублей. Также российским законодательством предусмотрен перечень оборудования, которое может быть предметом лизинга. Это могут быть машины, оборудование и механизмы, а также комплектующие к ним. Перечень включает еще и звуковую и видео аппаратуру.

В список оборудования, которое  может стать средством прямых иностранных инвестиций, также входят транспортные средства, причем как  наземные, так и плавучие и летательные  аппараты и оборудования и устройства, которые могут использоваться применительно  к этим средствам.

В зависимости от региональной принадлежности прямые иностранные инвестиции делятся на:

- Национальные (расширения  в рамках одной страны);

- Транснациональные (в разных странах)

Слияния и поглощения являются одной из форм прямых иностранных  инвестиций, что предполагает управление и контроль местной компании, частичной  собственности или создание филиала  иностранной компании. Транснациональные  слияния и поглощения являются важной формой развития транснациональных  компаний, что приводит к созданию и развитию нового рынка, который  является сегментом международного рынка, на котором торгуются предприятия  из национальных регионов.

Наряду с прямым поглощением  имеется форма и обратных поглощений – сделки, при которой акционеры  частной компании приобретают контроль над публичной компанией или  публичная компания активы частной  компанией. В результате частная  компания сливается с публичной  компанией и формируется шелл-компания (от англ, shell company- компания «оболочка», «пустышка» ).

В случае, если шелл-компания, поглощается непубличной компанией, такая сделка называется обратным поглощением. Данный механизм позволяет ранее непубличной компании выйти на фондовый рынок, не выпуская собственный проспект эмиссии акций.

На западе сделки обратного  поглощения широко распространены и  имеют давнюю историю. Китайские  компании часто используют этот механизм.

Основными формами прямых иностранных инвестиций является:

  1. Вложение капитала за рубежом в филиалы или акции в дочерние и ассоциированные компании;
  2. Реинвестирование прибыли в развитие и диверсификацию деятельности предприятия;
  3. Внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов.

В настоящее время имеют  практику и другие формы прямых иностранных  инвестиций, к ним относится:

  • Торговля акционерным капиталоммежду фирмами разных стран. Проявляется без вложения в акционерный капитал и реализуется на основе предоставления лицензии, торговых марок и других НА;
  • Приобретение активов за рубежом не связанное с трансграничным движением капитала. Проявляется в форме реинвестирования прибыли, экспортной поставки с целью вложения доходов в экономику другой страны.

 

1.3 Правовое регулирование  прямых иностранных инвестиций 

 

Правовое  регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.

Для защиты прав иностранных инвесторов большое значение имеют две универсальные  международные конвенции, разработанные  и принятые в рамках Международного Банка реконструкции и раз-вития (МБРР): Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция 1985 г. «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». Юридический статус участника конвенции Россия имеет только в отношении Сеульской конвенции.

Обе международные конвенции насчитывают  в числе своих участников около 100 государств и представляют собой  пример универсальной унификации международных  материально-правовых норм.

Анализ российского  законодательства показывает, что Россия испытывает потребность в притоке  иностранного капитала, особенно в  отрасли материального производства. В связи с этим российским законодателем  закрепляются такие важные для иностранных  инвесторов принципы, как предоставление национального режима, гарантированность  компенсаций в случае некоммерческих рисков (например, при национализации или реквизиции иностранного имущества), создание благоприятного инвестиционного  климата путем предоставления налоговых, таможенных льгот и другие.

В России реализация инвестиционных проектов регулируется законодательно, а в исполнительной ветви власти присутствует государственный орган, ответственный за выработку государственной  политики в области инвестиций Минэкономразвития  России. На региональном уровне также  создаются собственные структуры  по работе с инвесторами. Так, например, в Санкт-Петербурге создан Комитет  по инвестициям  и стратегическим проектам, а также Санкт-Петербургское  агентство прямых инвестиций

Федеральные законы, регулирующие реализацию инвестиционных проектов в  России, в первую очередь с участием ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ:

  • Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ г. Москва «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Большое значение для регулирования  отношений в инвестиционной сфере  имело принятие Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления  иностранных инвестиций в хозяйственные  общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры»  для иностранных инвесторов более  прозрачными и конкретными.

Инвестиционные контракты  с нерезидентами, как правило, заключаются  либо в валюте их стран, либо в международных  резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой  взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Некоторые особые формы иностранных  инвестиций, в том числе освоение с участием иностранного капитала месторождений  полезных ископаемых на началах раздела  продукции, передача нерезидентами  российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных  актов.

В обеспечение правоприменительной  практики в сфере иностранных  инвестиций на протяжении всего периода  с начала российских экономических  реформ было издано также большое  число подзаконных актов в  виде постановлений Правительства  РФ, Таможенной службы РФ, ряда Министерств  РФ и т.д.

 

 

2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЯМЫХ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Анализ современного  состояния прямых иностранных  инвестиций в Российской Федерации

 

В борьбе за прямые инвестиции Россия не является лидером даже среди  стран БРИК. По итогам 2010 года, в страну поступило $ 41,2 млрд., тогда как в Китай -  $ 105,7 млрд., а в  Бразилию $ 48,5 млрд. Индия, среди четвёрки, получила меньше всего прямые иностранные инвестиции — $ 23,7 млрд.

 

 

Рис.2.1.1 Поступление прямых иностранных инвестиций в 2011году в  странах БРИК

 

Существует множество  разнообразных факторов, оказывающих  влияние на привлекательность страны с точки зрения притока в нее  иностранных инвестиций. В контексте инвестиционной привлекательности можно выделить следующие факторы, оказывающие благоприятное воздействие на инвестиционный климат:

– политическая стабильность;

– прозрачные и недискриминационные рамки регулирования;

– наличие и исполнение законов;

– некоррупционная процедура разрешения конфликтов;

– низкий уровень бюрократии;

– большой и растущий рынок;

– развитая инфраструктура (коммуникационная, транспортная и т.п.);

– квалифицированная рабочая сила;

– присутствие на рынке эффективных местных фирм;

– наличие фискальных и  других стимулов (налоговые каникулы, субсидии и т.п.).

В теории также принято  выделять четыре мотива, которые оказывают  влияние на принятие решения прямыми  иностранными инвесторами относительно того, осуществлять инвестиции в ту или иную страну. К ним относят:

– поиск рынков сбыта;

– природные ресурсы;

– стратегическое положение;

– низкие издержки производства (таким образом, компании считают, что производство внутри страны будет более прибыльным по сравнению с импортом продукции).

Также существенное влияние  оказывают на принятие решений инвесторов следующие факторы: масштабы коррупции, организованная преступность, частота  и выплата взяток, надежность отношений  организованных посредством взяток.

 

 

Рисунок 2.1.2. Факторы, негативно  влияющие на поступление прямых иностранных  инвестиций в Россию

 

В апреле с. г. Росстат опубликовал данные об иностранных инвестициях в экономику России, поступивших в 2011 году. Приведенные цифры (см. табл. 2) дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года и 2007 года инвестиции увеличились на 66,1% и 57,6% соответственно. В 2008 и 2009 гг. наблюдалось снижение инвестиционного потока в связи с разразившимся финансово-экономическим кризисом.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.1. Поступление  иностранных инвестиций по типам, млн. долл. США

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

Иностранные инвестиции* – всего

120941

103769

81927

114746

190643

в том числе:

         

прямые инвестиции

27797

27027

15906

13810

18415

из них:

         

взносы в капитал

14794

15883

7997

7700

9080

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

11664

9781

6440

4610

7495

прочие прямые инвестиции

1339

1363

1469

1500

1840

портфельные инвестиции

4194

1415

882

1076

805

из них:

         

акции и паи

4057

1126

378

344

577

долговые ценные бумаги

128

286

496

680

219

прочие инвестиции

88950

75327

65139

99860

171423

из них:

         

торговые кредиты

14012

16168

13941

17594

27775

прочие кредиты

73765

57895

50830

79146

139931

прочее

1173

1264

368

3120

3717

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации