Инвестирование средств пенсионных накоплений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Правовые основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов установлены Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Содержание

1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений 3
1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ 3
1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ 8
1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции 12
1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов 15
2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 18
3. Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии 21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

Формирование  накопительной части трудовой пенсии в управляющих компаниях и  негосударственных пенсионных фондах заложило предпосылки для добросовестной конкуренции в рыночном секторе  пенсионного обеспечения и создает  реальные возможности для граждан  России увеличивать размер пенсионных выплат.

Вместе  с тем население, и представители  бизнеса рассчитывали на более весомые  результаты от пенсионной реформы. Это  произошло из-за недоработок на этапе  подготовки правовой базы, упущений в  процессе реализации мероприятий по созданию необходимых условий функционирования новой пенсионной системы. Самой  существенной недоработкой, является отсутствие качественного информирования населения о проводимой реформе. Не было раньше, нет и сейчас системы  или программы информирования. Разрозненные и противоречивые сведения в СМИ  о происходящем чаще всего запутывали граждан и затрудняли им принятие осознанных решений. Пенсионный фонд РФ только в конце октября 2004 года начал  рассылку серии популярных брошюр –  буклетов, посвященных актуальным вопросам пенсионной реформе. Пресловутые «письма  счастья», призванные информировать  застрахованных лиц о состоянии  их счета, до значительной части населения  нашей страны просто не доходят. Так, по оценкам специалистов, только 15% населения Западной Сибири знают  о состоянии индивидуального  лицевого счета в ПФР.

До сих  пор нет официально утвержденных форм уведомления Пенсионного фонда  России и уполномоченного федерального органа о вновь заключенных договорах. Отсутствует единая процедура сдачи  договоров в разных регионах.

Попыткой  провалить пенсионную реформу можно  назвать решение Правительства  РФ ограничить возраст граждан, участвующих  в формировании накопительной части  трудовой пенсии. Уменьшение количественного и ухудшение качественного состава участников пенсионной реформы снизило привлекательность данного рынка для негосударственных пенсионных фондов. Исключенные из реформы застрахованные лица относятся к наиболее экономически активной и высокооплачиваемой части работающего населения. Не секрет, что на них делали основную ставку негосударственные пенсионные фонды.

Опыт  ПФР показывает, что руководители региональных отделений Пенсионного  фонда, непосредственно испытывающие давление работающего населения  и пенсионеров в связи с  нерешенными проблемами пенсионной системы, понимая смысл преобразований и, участвуя в их разработке, являются основными проводниками пенсионной реформы в регионах.

Инвестиционная  и финансовая работа со средствами пенсионных накоплений в 2003 году привела  к существенному росту накопительной  части пенсионных капиталов граждан. По состоянию на 1 января 2004 года их общий объем составил около 95651,1 млн. рублей. С такими средствами, превышающими 3 млрд. долларов США, гражданам предоставлена  возможность инвестировать пенсионные накопления. Но для этого необходимо правильно выбрать инвестиционный портфель.

В ходе исследования обратим особое внимание на рынок  ипотечных ценных бумаг.

В сознании многих сограждан уже сформировалось стойкое убеждение, что в новых  условиях бесполезно рассчитывать на получение жилья или улучшение  жилищных условий за счет государства. Тем более заманчивой, особенно для  молодых, становится идея приобрести жилье  на условиях долгосрочного кредитования, то есть по договору ипотеки.

Для человека ипотечное кредитование – довольно выгодный механизм решения жилищной проблемы. Для государства ипотека  интересна тем, что это неисчерпаемый  источник инвестиций в экономику  страны. Во-первых, как только ипотека  приобретет доступный и массовый характер, люди вытащат свои сбережения из чулок и начнут покупать квартиры. Во-вторых, банк, выдавший ипотечный  кредит, должен как-то вернуть средства, и не через 10-20 лет, а в ближайшее время. Для этого он выпускает закладные ценные бумаги – облигации и продает их на фондовом рынке.

Для запуска  ипотеки нужны единовременные и  довольно крупные финансовые вливания, которые в первые 5-6 лет не дадут особой прибыли. Вместе с тем сейчас у России уникальный шанс для того, чтобы все-таки развернуть общедоступную ипотеку. Он связан с накопительной пенсионной системой. Пенсионные накопления необходимо куда-то вкладывать, иначе инфляция их съест. Причем вкладывать нужно очень надежно и прибыльно. В этом отношении ипотека является одним из самых надежных финансовых механизмов

Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании смогли бы инвестировать пенсионные средства (как средства накопительной  части, так и средства дополнительного  пенсионного обеспечения) до 100% в  облигации муниципалитетов и  субъектов федерации. Муниципалитеты (регионы) же в свою очередь смогли бы направлять вырученные за облигации  средства в строительство жилья. Уже действующий закон «Об  ипотечных ценных бумагах» позволяет  запустить псевдочастные жилищные программы и схемы. При этом, что очень важно и в чем особенность предлагаемой схемы, в качестве финансового источника будут задействованы пенсионные средства, как накопительной части пенсии, так и средства негосударственного пенсионного обеспечения. Одна из таких жилищных программ, разработана, принцип действия которой заключается в следующем:

  1. На первом этапе происходит формирование финансовых ресурсов на строительство жилья.
  2. Субъект федерации (муниципалитет) выпускает облигации, средства от реализации которых будут направлены целевым образом на реализацию жилищной программы.
  3. Муниципалитет (правительство области) поручает некоторому агентству реализовать облигации, а средства от реализации облигаций направить в фонд жилищной программы.
  4. Реализация облигаций. Облигации, выпущенные под жилищную программу, приобретаются негосударственным пенсионным фондом.
  5. Фонд жилищной программы, получивший деньги за облигации, вкладывает средства в строительство жилья либо приобретает готовые квартиры на вторичном рынке.
  6. Реализация жилья.

Уже сейчас в России есть НПФы, которые осуществляют (и вполне успешно) жилищные программы. При этом количество участников у них стабильно и неуклонно растет. Стоит также отметить, что в отношении инвестирования средств накопительной части пенсии, как и негосударственного пенсионного обеспечения действует жесткий контроль со стороны государства.

Применение  описанной выше жилищной схемы позволило  бы:

1) частично  решить жилищную проблему;

2) придать  дополнительный импульс в развитии  отраслям промышленности связанным  со строительством;

3) кроме  того, это стало бы хорошим  стимулом тому, чтобы пенсионные  деньги (как накопительная часть  пенсии, так и средства негосударственного  пенсионного обеспечения) работали  на регионы, а не только на  Москву, как в большинстве своем  сейчас и происходит.

4) наконец,  это придало бы действительный  стимул для активного участия  граждан в переводе средств  накопительной части пенсии в  управляющие компании и негосударственные  пенсионные фонды.

Еще раз  отметим, что применение предлагаемой нами схемы, позволит создать условия  для «работы» пенсионных денег в  регионах.

Средства  накопительной части застрахованных лиц являются наиболее предпочтительными  кредитными ресурсами в том случае, когда субъект Российской Федерации  не имеет возможности выделять из бюджета значительных средств для организации и первоначальной деятельности тех организаций, которых уполномочили заниматься развитием ипотеки.

Анализ  разработанной схемы показывает, что в финансирование ипотечного кредитования может принимать участие Пенсионный фонд РФ и НПФ через управляющие компании. Пенсионные средства управляющие компании могут инвестировать в жилищное строительство путем сотрудничества с коммерческими организациями и ипотечными операторами. Сотрудничество должно осуществляться путем выкупа закладных либо приобретение ценных бумаг.

К преимуществам  приведенных схем следует отнести  следующее:

  • распределение ответственности и рисков среди участников схем. Каждый участник осуществляет определенную деятельность и несет ответственность за качество ее исполнения. Таким образом, диверсифицируются различные риски, связанные с функционированием механизма, так как при этом в случае неудовлетворительной деятельности отдельного участника или в крайнем случае его банкротства, потери будут ограничены пределами ответственности только данного участника.
  • Снижение вероятности возникновения конфликтов интересов, присущих организациям, исполняющим ряд разнородных функций на одном сегменте деятельности.
  • Взаимный контроль между участниками за надлежащим исполнением обязательств.

Кроме того, необходимо отметить, что принцип  функционирования данной схемы требует  подробной проработки на уровне, по крайней мере ведомственных нормативных актов, а не только на уровне внутренних инструкций и регламентов.

На наш  взгляд, чтобы обеспечить популярность накопительной пенсионной системы, государство, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды уже сейчас должны думать об образовании граждан. Подготовленные граждане смогут качественнее осуществить  выбор, что обеспечит лучшую эффективность  системы.

Развивая  и совершенствуя накопительное  пенсионное обеспечение, нужно учитывать, что требования граждан к прозрачности процесса инвестирования будут расти. Честная конкуренция, заложенная в  основу этой системы, будет стимулировать компании искать новые пути для улучшения обслуживания клиентов, что, несомненно, пойдет на пользу рынку в целом.

По мере продвижения пенсионной реформы  будет возрастать фондовая грамотность  населения, развиваться индустрия  коллективных инвестиций, у российских граждан накопится опыт работы с  частными управляющими компаниями. Не вызывает сомнений, что со временем абсолютное большинство россиян  будет свободно ориентироваться  на рынке средств пенсионных накоплений. Сейчас же очень важно, чтобы каждый гражданин сделал удачный выбор  управляющей компании, а управляющие  достаточно эффективно приумножали  доверенные им пенсионные средства.

 


Информация о работе Инвестирование средств пенсионных накоплений