Инвестиционный климат РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:07, доклад

Описание работы

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства.

Работа содержит 1 файл

доклад Инвестиционный климат РФ.docx

— 23.03 Кб (Скачать)

Инвестиционный  климат РФ.

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранных  инвестиций. В условиях административно-командной  экономики страна была полностью  отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела  к углублению интернационализации  хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми  странами.

Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран  в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию  производства. Современное производство под влиянием научно-технической  революции становится все более  сложным. Растет число видов и  подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается  развитие международной специализации  и кооперации производств.

Международная торговля во всех своих формах содействует процессу глобализации, и далеко не последнюю  роль в этом процессе играют иностранные  инвестиции.

Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках  отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование  крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной  специализации и кооперации, так  как у одного собственника предприятия  есть возможность более устойчиво  развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование на его базе транснациональных  компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости  стран в мировом хозяйстве.

Обращение к иностранным  источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так  и текущих задач. В современной  экономической ситуации вопрос о  привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический  кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение  к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения  зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, в течение многих лет в значительной степени ориентированного на выпуск продукции военного назначения, привело  к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности  производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование  иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли — нефтедобыче и переработке  нефти.

Привлечение иностранных  инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного  потребления), расширению экспорта с  помощью иностранных партнеров  и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных  инвестиций удастся продвинуться в  решении этих задач, это будет  весомым вкладом в создание современной  экономики.

Сотрудничество с зарубежными  партнерами может дать положительный  эффект с точки зрения освоения зарубежного  опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Деятельность уже функционирующих  совместных предприятий (СП) оправдывает  надежды, возлагающиеся на них с  точки зрения эффективности. По данным на 2002 год, производительность труда  на промышленных СП в 2,7 раза превышала  аналогичный показатель на российских предприятиях, а фондоотдача была выше на 32%.

Иностранный капитал может  не только дать дополнительные и материальные и денежные средства, но и стать  серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.

Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства  могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важная черта этого процесса — возможность  путем создания предприятий с  участием иностранного капитала формировать  в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату  сложившихся монополий.

Оценивая рентабельность капиталовложений, инвестор анализирует  прямые затраты, связанные с предпринимательской  деятельностью, ограничения на нее, вытекающие из действующих законодательных  актов, и принимает в расчет четкость отдельных норм, практику использования  подзаконных актов, наличие неясных  или недостаточно однозначно отрегулированных вопросов, оперативность информации по нормативной базе инвестирования. При этом иностранный инвестор оценивает  не только текущее положение в  стране, но и устойчивость традиций применения декларируемых государством положений и принципов и в этом смысле является весьма консервативным. Степень инвестиционного риска для инвестора снижается не в момент принятия нормативного акта, а по прошествии времени, которое позволяет ему убедиться, что данный акт становится устойчивой и надежной нормой.

Существенное значение имеет  не только принятие новых законов, но и соблюдение уже принятых. Например, для иностранных компаний, применяющих  в России передовую технологию, очень  важно, чтобы соблюдались требования патентного закона Российской Федерации.

На инвестиционный климат прямое влияние оказывают также  общее состояние экономики страны и фаза его развития, положение  в валютной, финансовой и кредитной  сферах, таможенный режим, уровень инфляции, устойчивость валютного курса, размер кредитных ставок, стоимость рабочей  силы и ее соответствие производительности труда и квалификации персонала.

Важным фактором, обеспечивающим инвестиционную привлекательность  экономики, являются сглаженность системы  отношений государственных и  коммерческих структур, ее обеспеченность соответствующими стабильными правовыми  актами и наличие традиций их однозначного применения.

Потенциально российская экономика обладает рядом преимуществ для зарубежных инвесторов. Среди них - весьма емкий и перспективный рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие неиспользуемых производственных мощностей. В то же время состояние экономики и разбалансированность структуры народнохозяйственного комплекса, неотлаженный внутренний механизм управления экономикой, относительно слабое развитие инфраструктуры связи, складского хозяйства, жилья и бытовых услуг, неразвитость сферы деловых услуг (информация, консультации, посредничество, переподготовка кадров и т.п.) и др. негативно характеризуют инвестиционный климат в России. К этим обстоятельствам, изменения которых требуют времени и целенаправленных усилий, в настоящее время, добавляются нарушение хозяйственных связей между товаропроизводителями и регионами, падение договорной дисциплины, рост преступности, в том числе в экономике.

Одной из приоритетных задач  экономической политики в России является привлечение российских и  иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что существуют два основных пути преодоления инвестиционного  кризиса, которые могли бы обеспечить обновление технологической базы и  выхода на стандарты устойчивого  роста. Первый из них связан с преимущественной ориентацией на государственные  инвестиции, второй-с ориентацией  на частный капитал, как российский, так и иностранный. С учетом ограниченности бюджетных средств и низкой эффективности  бюджетных инвестиций основным приоритетом  в инвестиционной сфере должно стать  привлечение капиталовложений частного сектора, прежде всего иностранных  инвестиций.

Главным источником инвестиций в основной капитал на протяжении 90-х годов являлись собственные  средства предприятий. Их доля в структуре  этих инвестиций в 2001 г. составила 43,9%. Однако объемы этих инвестиций явно недостаточны. Банковские кредиты по-прежнему являются незначительным источником средств для инвестиций: в 2001 г. их доля в совокупных инвестициях в основной капитал составила лишь 2,7%. Принимая во внимание ограниченность доступа российских хозяйственных субъектов на внешние финансовые рынки, нельзя ожидать, что портфельные иностранные инвестиции (равно как и инвестиции в форме торговых кредитов, займов международных организаций) смогут привести в ближайшие годы к перелому ситуации в инвестиционной сфере. Учитывая сложившуюся ситуацию, особое внимание должно быть уделено привлечению Прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Ключевым мотивом инвестирования в России остается доступ

(1) к обслуживанию внутреннего  потребительского рынка и 

(2) к природным ресурсам, в первую очередь, к месторождениям  углеводородного сырья. 

Поэтому основная часть ПИИ  в России (около 40%) приходится на топливно-энергетическую и пищевую отрасли. В то же время масштабы инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности и инфраструктурный сектор, от развития которых зависят долгосрочные перспективы роста российской экономики, остаются крайне низкими.

Наряду с отраслевой дифференциацией  ПИИ, важной чертой сложившейся ситуации является ярко выраженная дифференциация регионов Российской Федерации по объемам  притока ПИИ. На 6 регионов-лидеров  в 2002 г. приходилось около 69% суммы  накопленных прямых инвестиций. Неравномерное  распределение иностранных инвестиций по отраслям и регионам отражают слабость политики привлечения ПИИ в экономику  России, не создающей условий и  стимулов для притока иностранного капитала в другие отрасли и существенно  ограничивающей шансы большинства  субъектов Федерации использовать ресурсы иностранных инвесторов для развития своей экономики.

Действующих на российском рынке иностранных инвесторов можно  условно разделить на 3 группы:

  1. крупные ТНК, действующие в анклавной части общего правового поля национального режима хозяйствования. Эти инвесторы в наибольшей мере защищены от слабо предсказуемых изменений условий хозяйствования благодаря специальным законодательным положениям и/или специальным соглашениям с органами власти на основе законодательных, нормативных актов, дающих им определенные льготы в налоговом, таможенном, организационном режимах деятельности;
  2. мелкие и средние компании, обладающие оригинальной технологией производства продукции и услуг, как правило, имеющие собственные патенты или “ноу-хау”, обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемых товаров, нацеленные на стабильное рациональное расширение своего производства;
  3. инвесторы, ориентирующиеся на получение прибыли спекулятивного характера за счет игры на курсовой стоимости активов и использования факторов экономической нестабильности, присущих переходной экономике.

С точки зрения перспектив развития экономики России, особое внимание необходимо обратить на привлечение  второй группы инвесторов, присутствие  которых на российском рынке усиливает  конкуренцию среди производителей, способствует распространению технологии и управленческого опыта. 
Среди основных препятствий на пути роста ПИИ в экономике России можно выделить три группы:

  • совокупность характерных для российского переходного периода политических, социальных и экономических проблем, отражающихся на результатах деятельности всех хозяйствующих субъектов, в том числе предприятий с иностранными инвестициями;
  • специфика государственной инвестиционной политики, выражающаяся в ослаблении внимания органов власти к поддержке и регулированию инвестиционного процесса, с постоянными провалами инвестиционных программ и федеральных целевых программ развития отраслей и регионов, с отсутствием согласованных действий между ветвями власти и четко обозначенных приоритетов государственной инвестиционной политики;

Подводя итог роли прямых инвестиций, ниже приводится прогнозный вариант  развития России на 2004-2006 годы, где иностранным  инвестициям отводится одна из ведущих  ролей в экономике России.

Высокие доходы от экспорта сырьевого сектора будут по-прежнему определять в среднесрочной перспективе  значительный отток частного капитала. Государственные капитальные операции, также будут сводиться с отрицательным  сальдо. Высокие доходы Правительства  позволят ему полностью выполнять  свои долговые обязательства, обходясь без внешних заимствований, а  также возможно наращивать свои иностранные  активы. Предполагается, что улучшение  экономического и политического  положения России улучшит внутренний инвестиционный климат и создаст  условия для увеличения притока  иностранных инвестиций. Укрепление обменного курса рубля, также  будет способствовать увеличению кредитных  рейтингов и росту прямых и  портфельных инвестиций, прежде всего  в сектор добывающих отраслей.

Основным источником роста  будет рост инвестиций, связанный  с улучшением финансового состояния  предприятий, который будет приходиться, прежде всего, на отрасли топливной  промышленности. В этом секторе ожидается  значительный рост прямых и портфельных  иностранных инвестиций, а также  увеличение иностранных заемных  средств. В то же время, рост реального  обменного курса будет способствовать относительному удешевлению импорта  высокотехнологичных инвестиционных товаров, что создаст условия  для освоения новых высоко затратных  месторождений углеводородов, которые  требуют крупных капитальных  вложений. Также ожидается значительный рост инвестиций в отраслях транспорта, в жилищном строительстве и сфере  рыночных услуг, вызванный во многом ростом платежеспособного потребительского спроса.

Информация о работе Инвестиционный климат РФ