Инвестиционные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:10, реферат

Описание работы

1. Инвестиционные фонды: понятие, виды, классификация, правовое регулирование
2. Правовое обеспечение деятельности паевых инвестиционных фондов

Работа содержит 1 файл

реф,ПИФ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     1. Инвестиционные  фонды: понятие, виды, классификация,  правовое регулирование

 

     По  оценкам некоторых экспертов, на руках у населения в Российской Федерации находится от 30 до 40 млрд. долл. свободных средств. Кроме того, при отсутствии возможности безопасного размещения внутри страны капитал в размере 10-50 млрд. долл. в год вывозится за границу.

     При скудности ресурсов нашей экономики  кажется неразумным не использовать все возможные законные средства, чтобы заставить эти деньги работать как для развития экономики, так и для подъема благосостояния самого населения, тем самым снимая социальное напряжение в обществе.

     Представляется  очевидным, что все основные элементы рынка коллективных инвестиций, главным  из которых является коллективный инвестор, на сегодняшний день уже сложились.

     Под коллективными инвесторами понимают финансовые институты, привлекающие средства большого числа инвесторов для объединения  их в единый денежный пул с последующим  размещением на рынке ценных бумаг  и (или) инвестированием в объекты  недвижимости.

     Финансовый  рынок РФ в настоящее время  включает следующих коллективных инвесторов:

     - страховые компании;

     - негосударственные пенсионные фонды;

     - инвестиционные фонды (паевые  и акционерные);

     - кредитные союзы;

     - общества взаимного страхования.

     Каждый из указанных видов коллективных инвесторов характеризуется спецификой жизнеобеспечивающей инфраструктуры, методов и способов работы с привлеченными средствами клиентов, используемой технологией продаж, а также составом потенциальных клиентов. Инфраструктура коллективного инвестора подчинена цели эффективного управления аккумулированными ресурсами и, как правило, состоит из:

     - управляющей компании;

     - депозитария;

     - регистратора;

     - независимого оценщика;

     - аудитора.

     Как отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, предоставлением услуг в сфере портфельных инвестиций занимаются две категории участников. Первая категория включает в себя так называемых институциональных инвесторов, т.е. лиц, которые в силу специфики своей деятельности осуществляют аккумулирование денежных средств. К числу таких институциональных инвесторов, в частности, следует отнести: паевые и иные инвестиционные фонды; пенсионные фонды. Особое место в этом ряду занимают банки. Их особенное положение заключается в том, что, помимо функций трансформации денежных средств в денежный капитал, банки выполняют функции по предоставлению услуг инфрастуктуры рынка (например, депозитарного учета, клиринговых центров). Вторая категория включает в себя прежде всего значительное число брокерских и иных посреднических фирм.

     Наличие инфрастуктуры рынка, т.е. системы  специализированных организаций, уполномоченных на основании лицензий предоставлять  определенные виды профессиональных услуг, обеспечивающих осуществление эмиссии, размещение и обращение эмиссионных ценных бумаг, является необходимым условием осуществления портфельных инвестиций.

     Потребность в эффективном размещении ценных бумаг делает необходимым появление  на рынке предпринимателей, деятельность которых направлена прежде всего  на обслуживание потребностей портфельных инвесторов.

     В сфере портфельного инвестирования складываются правоотношения, возникающие  между частным лицом-инвестором и реципиентом инвестиций, в принципе заинтересованном в создании условий  для привлечения эмитентами средств  индивидуальных инвесторов. С правовой точки зрения влияние государства на инвестиционный процесс в данном случае означает создание определенных правовых условий (гарантий) участникам инвестиционных отношений, которые, независимо от субъективных причин, всегда стимулировали бы инвестирование в ценные бумаги. Это обусловлено тем, что инвестиционные отношения - это прежде всего отношения собственников. Создаваемые государством условия должны, с одной стороны, не мешать эмитентам привлекать инвесторов. С другой стороны, государство должно создать условия для того, чтобы инвестор имел возможность сделать разумный обоснованный выбор при принятии решения об осуществлении инвестирования.

     Портфельные инвестиции, являющиеся одним из способов осуществления инвестирования, характеризуются тем, что инвестор размещает свои свободные денежные средства не непосредственно в производство, а путем приобретения пакета ценных бумаг.

     При этом портфельного инвестора интересуют не столько перспективы развития производства, сколько доход, получаемый им либо в качестве выплачиваемых дивидендов, либо купонного дохода по облигации, либо в результате разницы между ценой покупки и продажи ценных бумаг.

     На  сегодняшний день можно сказать, что в РФ уже сформирована система  нормативных актов, регулирующих формы коллективного инвестирования, в рамках которой функционируют инвестиционные фонды. Именно данная форма является основной организационно-правовой формой аккумуляции денежных средств мелких инвесторов.

     В основе этой системы регулирования  в начале 90-х гг. прошлого века лежали не законы, а указы Президента РФ, а основной массив составляли ведомственные правовые акты ФКЦБ России, некоторые из которых продолжают действовать до сих пор.

     Развитие  форм коллективного инвестирования изначально увязывалось с приватизацией государственной собственности. Однако наиболее примечательным было то, что одной из конечных задач приватизации являлось построение фондового рынка.

     Поспешность подготовки государственных предприятий к  приватизации не позволила осуществить  адекватную оценку стоимости приватизируемого имущества. В соответствии с Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации. Согласно временным указаниям "оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с Основными положениями по инвентаризации основных средств товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (утвержденными письмом Министерства финансов от 30 декабря 1982 г.) с последующими изменениями и дополнениями".

     Согласно  п. 3.1 временных указаний определение стоимости основных средств осуществлялось по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной стоимости на величину износа. Иными словами, оценка приватизируемого имущества осуществлялась не на основании рыночной стоимости имущества и не независимым оценщиком, а на основании балансовой стоимости предприятия. Такой подход, очевидно, приводил к существенной недооценке приватизируемых предприятий, отмеченной как западными, так и отечественными экспертами.

     Одной из особенностей приватизации в РФ было противопоставление на начальном этапе двух ветвей власти: законодательной - Верховного Совета и исполнительной - Президента. Итогом такого противостояния стало возникновение ситуации, когда, с одной стороны, в стране был принят и введен в действие Закон РФ от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", с другой стороны, практическая реализация приватизации была осуществлена на основании указов Президента РФ. Объяснением такому подходу служили ссылки на консервативность Верховного Совета и медленные темпы его работы. В итоге в качестве базового механизма для осуществления приватизации был избран механизм так называемой ваучерной приватизации.

     "Ваучерная  модель" приватизации была введена  в действие Указом Президента  РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации. Помимо введения института приватизационных чеков, п. 3 указа предусматривал, что "приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и имеет номинальную стоимость в рублях. Приватизационный чек является ценной бумагой на предъявителя". При этом согласно п. 2 указа "приватизационные чеки могут покупаться и продаваться без ограничений". Приватизационный чек использовался в качестве платежного средства при приобретении объектов приватизации, а также акций специализированных инвестиционных фондов. Право на получение чека имели все граждане РФ, проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу указа, т.е. по состоянию на 24 августа 1992 г.

     Системе коллективного инвестирования отводилась роль инструмента приватизации. Так, Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" были утверждены Положения о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующие приватизационные чеки граждан, примерный устав фонда. Данный нормативный акт был направлен на формирование так называемых ЧИФов - чековых инвестиционных фондов, призванных стать посредниками между гражданами - обладателями пресловутых ваучеров и приватизируемыми предприятиями. Отсутствие прозрачности в работе как самих ЧИФов, так и в организации фондового рынка, привело к тому, что большинство ЧИФов не смогли выжить в условиях финансового рынка периода экономических преобразований. Создав видимость участия широких слоев народонаселения в приватизации, ЧИФы выполнили свою задачу к середине 1995 г.

     Указ  Президента РФ от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" был направлен на трансформацию ЧИФов в паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Согласно данному нормативному акту инвестиционная деятельность в РФ может осуществляться путем приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

     До 1 января 1999 г. в России существовало два вида акционерных инвестиционных фондов:

     - чековые инвестиционные фонды  (ЧИФы), занимавшиеся сбором приватизационных  чеков у населения для последующего вложения их в акции приватизированных предприятий;

     - инвестиционные фонды, реализующие  свои акции исключительно за  деньги.

     ПИФы  могли быть открытыми или интервальными. ПИФ признается открытым, если управляющая  компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный правилами ПИФа, но не превышающий 15 рабочих дней с даты предъявления требования. ПИФ признается интервальным, если управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный правилами ПИФа, но не реже одного раза в год.

     Для подавляющего большинства граждан  фондовый рынок ценных бумаг для  накопления и сбережения средств практически недоступен. При всех своих достоинствах, в числе которых - возможность приносить значительные доходы инвесторам, этот рынок требует профессионализма, значительных затрат времени и денежных средств, постоянной работы с информацией о рынке, при условии наличия доступа к такой информации, а также умения прогнозировать ситуацию.

     В ПИФе небольшие средства мелких вкладчиков объединяются в крупные суммы  и передаются в управление специалистам управляющей компании. При грамотном  управлении имуществом ПИФа стоимость активов фонда растет, соответственно, растет и стоимость пая (в противном случае - снижается). Продав пай по новой цене, инвестор, соответственно, получает доход или терпит убыток. Управляющая компания на свои нужды получает лишь несколько процентов от стоимости активов, все остальное принадлежит инвесторам.

     Другим  явлением, сопровождавшим массовую приватизацию, стало появление на рынке огромного  количества финансовых компаний - "мыльных  пузырей", типа "Хопра", "МММ", "Нефть-Алмаз-Инвест" и т.п. Данные компании предлагали широкой публике так называемые инвестиционные услуги. При этом их деятельность внешне была похожа на деятельность инвестиционных фондов, однако по существу предлагаемые такими компаниями услуги инвестиционными не являлись. Принимая денежные средства от населения, указанные "инвестиционные" компании не ставили перед собой задачи последующего размещения полученных денежных средств в производительный капитал посредством размещения их в ценные бумаги производственных предприятий.

     Как отмечают Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина, компании типа "Хопра" выполняли роль "откачки" средств национальных инвесторов перед началом приватизации.

     Итогом  первоначального этапа формирования данной формы коллективного инвестирования стала утрата доверия у индивидуальных инвесторов к инвестированию средств в инструменты финансового рынка и как следствие - отсутствие стимулов для развития инфрастуктуры рынка.

     Начало  преобразованиям в этой сфере  положил Указ Президента РФ от 23 февраля 1998 г. N 193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов. Согласно этому указу ЧИФы должны были преобразоваться либо в паевые инвестиционные фонды, либо в инвестиционные фонды, либо остаться открытыми акционерными обществами и устранить из своих названий слова "чековый инвестиционный фонд".

     По  данным на 2000 г. было преобразовано 478 ЧИФа из 691, числившегося в реестре Госкомимущества России. Так, фонды "ЛУКойл" и "Альфа-Капитал" преобразованы в паевые, а "Первый ваучерный", "Защита" и "Детство" - в акционерные инвестиционные фонды. От инвестиционной деятельности отказались 434 ЧИФа, они были преобразованы в акционерные общества. Лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг получил 41 ЧИФ, из них на основании упомянутого указа Президента РФ преобразовано было 12 (по оставшимся 29 фондам данные отсутствуют).

Информация о работе Инвестиционные фонды