Инвестиционная привлекательность Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины, стимулирование развития притоком зарубежного капитала и развитие инвестиционной привлекательности страны в целом.
При проведении исследования решались следующие задачи:
1. Изучить понятия инвестиций и их место в экономической системе.
2. Исследовать инвестиционный механизм . Сущность, формы, цели и задачи инвестирования.
3. Рассмотреть типы иностранных инвесторов.
4. Рассмотреть роль государства в привлечении иностранных инвестиций
5. Изучить роль и специфику иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности Украины.
6. Инвестиционная привлекательность государства.
7. Рассмотреть основные секторы роста в Украине.
8.Стратегия инвестиционной деятельности на Украине.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
1.1 Инвестиции и их место в экономической системе
1.2 Инвестиционный механизм. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования
1.3 Типы иностранных инвесторов
1.4 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
2. Роль иностранных инвестиций в экономике Украины
2.1 Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и экономики Украины
2.2 Инвестиционная привлекательность государства
2.3 Основные секторы роста
2.4 Стратегия инвестиционной деятельности на Украине
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

156 Инвестиции.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

     На  нынешнем этапе ПИИ – это один из самых эффективных способов включения  отечественной экономики в систему международного экономического сотрудничества. Однако, оно может и расширять (благодаря лучшему использованию ограниченных ресурсов и увеличению их количества), и ограничивать экономические возможности страны (вследствие того, что она попадает под воздействие внешних факторов, которые сложно или невозможно корректировать). Можно вспомнить жесткие требования крупнейших доноров Украины – МВФ и ЕБРР к макроэкономическим показателям развития нашей экономики. Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции играют важную роль в успешном развитии мировой экономики. ПИИ наиболее активно используются в таких перспективных секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги. Основная часть иностранных инвестиций направляется в США, Западную Европу и Азию, где экономический результат от их деятельности наиболее высокий. Крупнейшими зарубежными инвесторами являются США, Великобритания, Германия, Япония, Франция. На развитие иностранного инвестирования значительное влияние оказывают условия организационно-хозяйственной деятельности в принимающих странах. Весьма актуальным является анализ разнообразных типов иностранных инвесторов, присутствующих сегодня на инвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическими интересами, формами и методами организации бизнеса. Большое значение имеют иностранные инвестиции для развития народного хозяйства стран с переходной экономикой, к которым относится и Украина. Объем иностранных инвестиций, поступающих в эти страны, не удовлетворяет их потребности и принимаются меры по привлечению дополнительных средств. Значительная часть иностранных инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также, через создание особых экономических зон и совместных предприятий.

     Иностранные инвесторы стремятся получить от своей деятельности как можно  большую прибыль. Следует также  отметить, что иностранные инвестиции отнюдь не являются панацеей от всех недугов мировой экономики. Использование иностранного капитала – неоднозначный по своим последствиям процесс для страны-реципиента, проявляющийся через сложное взаимодействие комплекса положительных и отрицательных тенденций на макро-, мезо- и микроуровне. 

 

      1.4 Государственное регулирование  инвестиционной деятельности 

     Необходимость привлечения иностранных инвестиций возникает из-за: ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов; низкой инвестиционной активности собственных инвесторов; необходимости привлечения вместе с инвестициями новой техники  и технологий; желание создать конкурентоспособную экономику; потребности в модернизации социальной структуры общества [19]

     Привлечение иностранных инвестиций связано  с внутренней и внешней политикой  государства и осуществляется при  его участии. Инвестиционная политика государства относительно привлечения инвестиций определяется стратегией государства, которая опирается на принципы национальных преимуществ и формирует инвестиционную привлекательность страны.

     На  разработку и реализацию внешнеэкономической  политики существенное влияние оказывает инвестиционная политика государства. Она стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, которые могут стать основой международной специализации страны и определить её место в международном разделении труда и мировом хозяйстве

     Инвестиционная  привлекательность страны – совокупность политических, социальных, институциональных, экологических, макро и микроэкономических условий функционирования национальной экономики, которые обеспечивают стабильность инвестиционной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов

     Привлечение иностранных инвестиций для стран с переходной экономикой – обязательное условие успешного и динамичного развития. Для них начальная фаза развития – период первичного нагромождения капитала. Брак внутренних источников нагромождения после инфляционных опустошений и падения жизненного уровня населения присущ большинству их них и делает необходимым привлечение иностранного капитала, который может играть значительную роль в развитии экономики, ускорить темпы её роста

     Привлечение иностранных инвестиций и сотрудничество с иностранными инвесторами –  один из главных аспектов, который  определяет направления и приоритеты международной экономической деятельности Украины, формы её участия в европейских  интеграционных процессах, специфику региональной экономической политики.

     В условиях, когда украинские банки  ещё не соответствуют западноевропейским стандартам, а инвестиционная способность  отечественных предприятий близка к нулевой, надеяться на внутреннего  инвестора проблематично. Часто иностранные предприниматели говорят о том, что неумение и нежелание местных чиновников привлекать иностранный капитал является главным барьером на пути преодоления Украиной кризисного состояния, формирования конкурентоспособности рыночной экономики, решения многих региональных проблем.

     Проблематика  иностранного инвестирования вызывает противоположные точки зрения на суть, значение инвестиций, их роль в  экономике государства, в процессах  международной интеграции. С одной  стороны, распространяется мнение об их важной роли в экономической жизни нашей страны, проведении рыночных реформ, становлении демократического общества. С другой стороны – трактование инвестиций как фактора поглощения внутреннего рынка западным капиталом, экспансии ТНК на территорию пост социалистических стран, способа распространения глобализации, которая объясняется как инструмент перераспределения мирового богатства в пользу высокоразвитых стран путём использования трудовых, природных, интеллектуальных ресурсов всего другого мира.

     Распространено  мнение, что в результате инвестиций одна из сторон остаётся в выигрыше, а другая – нет. На практике такая  ситуация возможна. Но в мировой  экономике инвестирование связано  с взаимным выигрышем 

     Рассматривая  мотивационные аспекты инвестирования с точки зрения его значения для современной экономики, следует обратить внимание на то, что для достижения стабильного экономического роста и обеспечения высоких показателей развития страны или её отдельного региона, необходимо, чтобы предприятия, которые находятся на соответствующей территории, увеличивали объёмы производства продукции и предоставления услуг. Главный критерий их эффективности – способность производить качественный и доступный товар, увеличивать объёмы его реализации, достичь увеличения прибыли. Прибыльность предприятий – наращивание налоговых платежей в бюджет, социальные отчисления, развитие региональной инфраструктуры, адаптация новых технологий, инноваций, систем менеджмента к отечественным условиям.

     Таким образом, иностранные инвестиции - ресурс, который может способствовать повышению эффективности функционирования предприятий, развитию соответствующих территорий и городов, улучшению социальной защиты граждан. Нагромождение капитала является основным способом обеспечения инновационного развития экономики, инвестирования в инфраструктуру, социальную сферу.

       Иностранные инвестиции могут приносить потенциальные угрозы для определённой территории, государства в целом. Во-первых, это случаи нечестной конкуренции, когда иностранная компания выкупает контрольный пакет акций отечественного предприятия с целью устранения с рынка потенциального конкурента. В этом случае возникает опасность того, что предприятие в лучшем случае будет перепрофилировано на выпуск неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, а в худшем – будет устранено с рынка путём ухудшения качества товаров и т. д. Во-вторых, это вопрос уровня экологической безопасности инвестиционных проектов. Распространяется мнение, что иностранные компании размещают на территории другого государства только экологически грязные предприятия, функционирование которых истощает природные ресурсы и приносит значительные убытки окружающей среде и здоровью граждан.

     Однако, реализация инвестиционного проекта  должна базироваться на чётких критериальных основах, включать полный комплекс процедурных форм и решений. Именно тогда обязательства, которые берёт на себя инвестор, будут фактором ограничения в его некорректном поведении. Система взаимоотношений с инвесторами должна опираться на чёткую нормативно-договорную основу. Конкретные формы ограничения потенциальных угроз, связанных с ПИИ – внедрение законодательных ограничений на иностранное инвестирование в отдельные отрасли экономики; установление определённых условий, при исполнении которых инвестор допускается к реализации проекта

     Особого внимания заслуживает роль местной  власти, заинтересованность которой  в реализации проектов на своей территории – главный фактор формирования инвестиционного  климата региона. Именно от умения её работников налаживать отношения с инвесторами, не допускать ошибок или возникновения конфликтных ситуаций и зависит уровень мотивации последних во вложении собственных финансовых ресурсов в экономику того или иного региона. Специалистам органов государственного управления, которые работают в сфере, связанной с привлечением инвестиций, необходимо владеть базовыми понятиями, категориями и знаниями относительно теоретических основ инвестиционного процесса.

     Главная задача органа местной власти –  поддержка инвестора в его намерениях вложить средства в экономику страны или региона. Эта поддержка может предоставляться в разных формах.

     Поощрительная – мероприятия, направленные на доведение  до инвестора информации о возможностях инвестирования средств в определённом регионе, приоритеты государственной политики относительно привлечения инвестиций.

     Принципиальная  – нужна инвесторам, которые определились с необходимостью инвестировать  в экономику региона или страны, но не уверены в благоприятном  для себя отношении со стороны  органов местной власти.

     Предыдущая  – применяется на начальной стадии реализации инвестиционного проекта, когда инвестор переходит к практической деятельности по реализации проекта  и сталкивается с проблемами. Такая  поддержка может состоять в предоставлении информационной и консультационной помощи со стороны власти.

     Процессуальная  – набор мероприятий, действий, направленных на способствование успешной реализации инвестиционного проекта, состоит  в решении текущих проблем, предоставлении помощи относительно лучшего ориентирования в особенностях нормативно-правовой базы государства и т.д.

     Цель  такой поддержки – создать  у инвестора твёрдое убеждение, что все предыдущие стадии подготовки и разработки проекта не были только средством достижения экономических  целей и удовлетворения интересов местной власти. Она свидетельствует о готовности стороны, которая принимает, развивать сотрудничество на долгосрочной основе и является стимулом для дальнейшего наращивания инвестиций этим же инвестором или является сигналом для прихода в экономику региона других инвестиционных компаний.

     Инвестор  – субъект инвестиционной деятельности, который принимает решение о  вложении собственных, заёмных, привлечённых ценностей в объекты инвестирования. Выделяют 2 типа инвесторов: институциональные и индивидуальные. Институциональные – специалисты, работа которых состоит в управлении чужими средствами. Индивидуальные инвесторы, которые распоряжаются своими собственными ресурсами .

     Субъектами  инвестиционной деятельности являются инвесторы и участники. Ими могут быть граждане и юридические лица Украины, иностранные граждане и юридические лица, сами государства. К субъектам инвестиционной деятельности относятся государство, хозяйственные общества и корпорации, финансово-кредитные учреждения, функциональные участники инвестиционного процесса.

     Государство оказывает воздействие на инвестиционную деятельность прямо (через государственный  сектор экономики) и косвенно (через  органы исполнительной власти, Национальный банк).

     Хозяйственные общества и корпорации – активные участники инвестиционной деятельности, осуществляют инвестиции в любых формах. Среди них выделяют акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы.

     К финансово-кредитным относят банковские учреждения, инвестиционные фонды и компании, лизинговые компании.

     Функциональные  участники – различные фирмы, функциями которых является предоставление специальных услуг и выполнение различного рода работ, связанных с  реализацией инвестиционного проекта.

     В Украине субъектами государственной политики в отношении привлечения иностранного капитала являются Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания; Национальное агентство Украины по реконструкции и развитию; Государственный инвестиционно-клиринговый комитет; Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций; Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украину; Валютно-кредитный совет Кабинета Министров; Координационный совет по вопросам инвестиционно-клирингового сотрудничества.

     Задача  Национального агентства Украины по реконструкции и развитию – участие в формировании государственной политики при взаимодействии с международными финансовыми организациями для привлечения кредитов, грантов, международной гуманитарной и технической помощи, иностранных инвестиций. Это учреждение имеет статус министерства и обязано осуществлять контроль за эффективностью использования средств, поступающих из-за рубежа.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность Украины