Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Децентрализация государственного управления экономикой страны привела к усилению роли региональных органов власти в регулирования экономических процессов. Различия в социально-экономическом развитии каждого региона диктуют необходимость формирования сбалансированной региональной инвестиционной политики. Региональные органы должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.
Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
1.1 Современные подходы к трактовке понятий инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2 Регион как объект приоритетного инвестирования
1.3 Сущность и составляющие инвестиционной привлекательности регионов
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
2.1 Обоснование необходимости системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов
2.2 Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов
2.3 Анализ современных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов.doc

— 780.00 Кб (Скачать)

    Правительство Китая также вложило средства в так называемые «сети для  экспорта». Это были приоритетные сектора экономики, в частности, легкая промышленность и электроника, которым выделялись субсидии для модернизации заводов и приобретения сырья. Цель программы - улучшение качества и количества китайских экспортных товаров. В «сетях» компаниям, которые более чем на 25% контролировались иностранцами, предоставлялись особые льготы и доступ к кредитам Центрального банка Китая. Сегодня подобные компании производят более 80% китайских экспортных товаров. 

    Правительство также резко снизило пошлины  на импорт товаров, которые входили в производство экспортных товаров (к примеру, запчасти машины). Сегодня более 2\3 китайских экспортных товаров составляют именно такие товары. Центральный банк Китая выделяет кредиты для поддержки компаний-экспортеров. 

    Однако  основным секретом успеха является четкая система информирования иностранных инвесторов. В частности подобная «рекламная кампания» осуществляется интернет-порталами (как и государственными, так и частными), содержащими материалы об инвестиционных возможностях в Китае и контактах с возможными партнерами. 

    В результате успеха подобных проектов сегодня появились сайты, подобные made-in-china.com («сделано-в-Китае»), которые  рекламируют исключительно китайские  товары для западных покупателей (в  том числе, для менеджеров магазинов). 

    Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и при правильной организации способны внести свой вклад  в инвестиционную привлекательность  России. 

    Проведенный анализ современного зарубежного опыта  государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата территорий позволяет предложить для внедрения в российскую практику следующие его продуктивные компоненты[72]: 

    1. Использование механизма государственно-частного  партнерства, позволяющего улучшать  инвестиционной климат посредством создания структурных элементов новой экономики, концентрации финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий. 

    2. Определение в числе приоритетных  направлений улучшения инвестиционного климата процессов развития кадрового, инфраструктурного и инновационного обеспечения инвестиционной деятельности, кластеризации социально-экономического пространства регионов 

    3. Комплексное стимулирование инвестиций, включающее финансовую поддержку (гранты, субсидии, налоговые льготы и др.), инфраструктурное, информационное обеспечение. 

    4. Высокий уровень разнообразия  форм взаимодействия субъектов  инвестиционной деятельности: государства,  бизнеса, науки и высшего образования  (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и др.). 

    5. Создание в регионах специализированных  государственных организаций непосредственно  участвующих в обосновании механизмов  развития территорий, в том числе  связанных с улучшением их инвестиционного климата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В работе были проанализированы методики оценки инвестиционной привлекательности  регионов. Исходя из рассмотренного, можно  сделать вывод о том, что существуют интересные идеи по оценке инвестиционной привлекательности, но необходимо вести дальнейшую работу в этом направлении. Существующие же рейтинговые оценки, которые публикуют издания, такие как «Эксперт», хоть и имеют информационную значимость, но не могут объективно дать оценку инвестиционного климата. Для этих целей, по мнению автора, необходима поддержка властей, для создания (или же модернизации имеющихся методик) единой, качественной методики основанной на системном подходе. Для того, что бы оценки ни разнились, были объективными и учитывали особенности каждого региона. Ведь поскольку Россия является страной резких региональных контрастов, потенциальному инвестору для принятия решения об инвестировании необходима объективная информация об инвестиционном потенциале каждого региона. Таким образом, создание системы по оценке инвестиционной привлекательности регионов является необходимым условием для развития страны в целом и регионов в частности. Кроме того, для регионов, не обладающих запасами стратегического сырья, таких, как, например, Алтайский край, наличие методики, с помощью которой иностранный инвестор может вычислить индекс инвестиционной привлекательности, превращается в одно из немногих конкурентных преимуществ, которое регион может использовать во взаимодействии с внешним миром. В противном же случае, нельзя будет использовать такую информацию и полагаться на нее при принятии решений, как для инвесторов, так и для органов государственного управления.  

    Хотелось  бы обратить внимание на укоренение в  современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Имидж региона — это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией. 

    Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов — перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом.  
 
 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1) Долан Э.Дж., Линдей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992 , С. 131.

2) Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика. М., 1992, С. 388

3) Шарп У., Александер Б., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: ИНФРА-М., 1998, С. 1.

4) Иванов В. И. Канада: механизмы реализации программ перехода к устойчивому развитию / В. И. Иванов // Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М. : КМК, 2002. – С. 119.

5) Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: Учеб.пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004, С. 7-8.

Блохина В.Г. Инвестиционный анализ. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, С.6-7.

6)  Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред.от 24.07.2007) «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ»

7)  Балдин К.В. Инвестиции: Системный анализ и управление /– М.: Дашков и Ко, 2006

8)  Бехтерева Е.В. Управление инвестициями. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2005, С. 6-11, 77-78.

9)  Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2 томах. – Т.1 – э-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008, С. 14-39.

10)  Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление - М.: Юнити. 2002

11)  Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

12)  Игонина Л.Л. / Инвестиции: учеб. пособие /: под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006 - 478 с.

13)  Лебедева Л. Ф. Иностранный капитал в экономике США / Л. Ф. Лебедева. – М., 1982. – С. 52.

14)  Карлик А.Е., Рогова Е.М.,Тихонова М.В.,Ткаченко Е.А. Инвестиционный менеджмент. СПб. Издательство Вернера Регена, 2008, С.7-10.

15)  Ковалев В.В, Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции: учебник. – М:ТК Велби, Изд-во Проспект,2006,С.9-34.

16)  Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008, С. 372;

17)  Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: Учеб.пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004, С. 7-8.

18)  Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. :М. Инфра-М, 2006. «Инвестиции»

19)  Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. Учеб. пособие. - СПб.:Питер, 2005, С. 25-29.

20)  Фатфутдинов Р.А. Управленческие решения – М.: ИНФРА-М, 2008, С.316;

21)  Зенченко, С.В. Инвестиционный потенциал региона / С.В. Зенченко, М.А. Шеметкина. // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета, серия «Экономика», №6. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007

22)  Ройзман, И. Динамика инвестиционной привлекательности и инвестиционной конкурентоспособности российских регионов в среднесрочной перспективе / И. Ройзман, Т. Бондорева // Инвестиции в России. – 2008. - №9. – С. 3-14

23)  Смаглюкова Т.М. «Методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов с учетом их отраслевой специализации» Проблемы современной экономики, N 3(23)

24)  Минэкономразвития России, Концепция «Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом». http://www.economy.gov.ru/minec/resources/4cf99f00409f6b5a8b18cfb1e9ba48ef/conception.pdf

25) Информация и методы. Рейтинговое агентство «Эксперт» http://www.raexpert.ru/ratings/regions/

26) Шарп У., Александер Б., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: ИНФРА-М., 1997, С. 1.

27) Иванов Г.И. Инвестиционный менеджмент. Ростов н/Д: «Феникс», 2001, С. 16-23.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов