Инвестиционная политика в казахстанских промышленных корпорациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить закономерности инвестиционной политики Республики Казахстан. Для этого были поставлены следующие задачи:
1) выявить основные теоретические предпосылки инвестиционной политики государства;
2) проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан, с помощью определения ее основного направление, анализа деятельности;
3) рассмотреть совершенствование инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Инвестиции в системе рыночных отношений 5
1.1 Экономическое содержание инвестиций 5
1.2 Инвестиционный проект: понятия, стадия, оценка…………………….…8

Глава 2 Анализ инвестиционной политики в промышленных корпорациях Республики Казахстан 11
2.1 Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан 11
2.2. Общее состояние инвестиционного климата…………………………....16
2.2.1 Фонд устойчивого развития "Казына"……………………………….…18
2.2.2 Государственный холдинг "Самрук"……………………………..….....19
2.2.3 СЭЗ "Онтустик"………………………………………………………..…20
2.2.4 Американские, Японские инвестиции……………………………….....20
2.2.5 Немецкие, китайские инвестиции……………………………………….21
2.2.6 Инвестиции АБР, ЕБРР………………………………………………….23
2.2.7 Инвестиции в недропользование………………………………………..24
2.2.8 Инвестиции в нефтегазовую отрасль…………………………………...25

Глава 3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Казахстан 28
3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности 28
3.2 Правовой режим привлечения иностранных инвестиций 29

3.3 Обеспечение инвестиционной привлекательности 31

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

   * направленность на  достижение цели;

   * координированное  выполнение взаимосвязанных действий;

   * ограниченная протяжённость  во времени;

   * оригинальность (уникальность).

Жизненный цикл инвестиционного  проекта включает такие стадии:

      1. формулировку  проекта;

      2. анализ  проекта;

      3. разработку  проекта;

      4. реализацию  проекта;

      5. оценку  полученных результатов.

Формулировка проекта  то, с чего начинается любой инвестиционный проект.

В начале жизненного пути проекта  рассматриваются:

   * инвестиционный замысел  (идея);

   * осуществляемый подход (инновационный, патентный и др.);

   * соответствие предлагаемого  технико-технологического решения  сертификационным требованиям;

   * предварительное  согласование инвестиционного замысла  с федеральными, региональными, местными  интересами и отраслевыми приоритетами;

   * отбор реципиента, способного реализовать проект;

   * подготовка информационного  меморандума реципиента.

Проектный анализ  методология  комплексной оценки достоинств и  недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с  учётом их макро- и микроэкономических последствий.

Проектный анализ осуществляется по таким важнейшим направлениям:

Виды проектного анализа

 

 Технический |  | Экономический |  | Организационный |

  |  |  |  |  |  |  |  |

  |  |  |  | Анализ  |  |  |  |  |

  |  |  |  | инвестиционного проекта |  |  |  |  |

  |  |  |  |  |  |  |  |

 Социальный |  | Финансовый |  | Экологический |

 

Рисунок 2.

 

Технический анализ  исследование предполагаемого местоположения и  масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика  работ, наличие капитала и рабочей  силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и  обслуживания инвестиционного проекта.

Экономический анализ  определение  ценности инвестиционного проекта  с точки зрения получаемого эффекта  и произведённых затрат, т.е. его  эффективности применительно к  национальным, региональным и местным  интересам.

Организационный анализ  выявление компетентности и способности  административного персонала успешно  решать все задачи по реализации инвестиционного  проекта.

Социальный анализ  установление воздействия инвестиционного проекта  на изменение общественных отношений  и развитие социальной сферы, психологическую  обстановку и поведение людей.

Финансовый анализ  обоснование  достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного  проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса  доходов и расходов, получаемых в  итоге прибылей и убытков.

Экологический анализ  рассмотрение существующих природных условий  и потенциального влияния инвестиционного  проекта на окружающую среду, прогнозирование  возможных экологических последствий.

Только такой, многосторонний и детальный анализ создаёт предпосылки  для объективной оценки рассматриваемого инвестиционного проекта в целом.

Оценка инвестиционных проектов может быть представлена наглядно следующим  образом:

Критерии оценки инвестиционного  проекта

 

  | Оценка инвестиционных проектов |  |

  |  |  |

 Финансовая |  | Экономическая |

  |  |  |  |  |  |

 отчёт о прибыляхиубытках |   данные о     движении   денежных средств | бухгал-терскийбаланс |  | материалы статистической отчётности | методы дисконтирования |

  |  |  |  |  |  |  |

 коэффициенты финансовой  устойчивости и состоятельности |  | норма прибыли | срок окупаемости | текущие затраты |

 

Рисунок 3. 

 

          Бизнес-план – документ установленной  формы, который служит технико-экономическим  обоснованием для претворения  в жизнь того или иного инвестиционного  проекта.

Оценка эффективности  инвестиционных проектов является одним  из важных этапов в процессе управления реальными инвестициями. От того, насколько  качественно выполнена такая  оценка, зависит правильность принятия окончательного решения.

 

2 Анализ инвестиционной  политики в промышленных корпорациях  Республики Казахстан 

 

2.1 Основные направления  инвестиционной политики в Республике  Казахстан 

 

Важнейшим направлением государственной  политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование  притока  прямых иностранных инвестиций в  экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения  среди стран СНГ. За период с 1996 г. по 2006 г. в казахстанскую экономику  были привлечены прямые иностранные  инвестиции на сумму более 25 млрд. долларов США. При этом только за последние 2 года их объем составил около 8 млрд. долларов, что говорит о нарастающей  динамике роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.

Признанием улучшения  экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в  стране стало неоднократное повышение  кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами.

Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service.

В настоящее время государственная  политика в сфере привлечения  иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными  задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики.  Согласно данной стратегии предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера  на реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2002 года.

Выход на новый уровень  реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных  инвестиций, а также стратегия  эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации.

Республика Казахстан  обладает богатейшими ресурсами  полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными  угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего  эффективного использования не хватает  денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем  инвестиций в те или иные отрасли  народного хозяйства. Поэтому возникает  необходимость в привлечении  иностранных инвестиций, особенно в  такие стратегически важные отрасли  экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.

Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан  на сегодняшний день является одним  из наиболее эффективных и скорейших  путей оживления казахстанской  экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности  инвестиционные кредиты, и прямые иностранные  инвестиции. В первом канале превалирует  форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете  республики эта форма привлечения  капитала постоянно держит государство  в напряжении, поэтому со временем себя отживает.

Сегодня и в перспективе  предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами  экономического воздействия:

• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров  и услуг, обеспечивая привлечение  новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и  маркетинга;

• не ложатся бременем на внешний долг страны;

• способствуют интеграции национальной экономики в мировую  благодаря разнообразному производственному  и научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную  активность.

Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения  иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных  инвесторов. То есть необходимо создать  благоприятный инвестиционный климат.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных  мер:

• совершенствование законодательной  базы;

• либерализация внешней  и внутренней торговли;

• формирование частного сектора;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• устойчивость банковской системы;

• развитие валютного рынка;

• упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах  и многие другие факторы.

Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной  базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства  капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты:

• предоставление государственных  гарантий по защите интересов инвесторов;

• свобода репатриации  прибыли и вывоза капитала;

• упрощенная процедура регистрации  предприятий;

• свободный доступ иностранных  предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли  и недвижимости;

• формирование рыночной системы  ценообразования;

• свобода предпринимательской  деятельности;

• предоставление льгот и  преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики.

Основными законодательными актами в формировании общегосударственной  системы по поддержке и привлечению  иностранных и отечественных  прямых инвестиций, помимо Конституции  страны, являются:

• Гражданский, Налоговый  и Таможенный кодексы;

• законы об иностранных  инвестициях, о государственной  поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;

• указы Президента РК, имеющие  силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании  и другие.

Таким образом, государственная  поддержка прямых инвестиций заключается  в законодательных гарантиях  обеспечения инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении системы льгот и  преференций, наличии единственного  государственного органа, уполномоченного  представлять Республику Казахстан  перед иностранными инвесторами.

Целью государственной поддержки  прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата  для обеспечения ускоренного  развития производства товаров, работ  и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

Теперь необходимо кратко рассмотреть основные законодательные  акты, обеспечивающие инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан.

1. Для эффективной реализации  инвестиционного проекта могут  предоставляться следующие льготы  и преференции:

1) государственные натурные  гранды;

2) на срок до 5 лет с  момента заключения контракта  понижение ставки подоходного  налога, земельного налога и налога  на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период  до 5 лет понижение ставки подоходного  налога, земельного налога и налога  на имущество в пределах не  более 50 % основной ставки;

3) полное или частичное  освобождение от обложения таможенными  пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых  для реализации инвестиционного  проекта.

2. Размеры льгот и преференций  определяются в зависимости от  объемов прямых инвестиций, обязательств  инвестора по срокам реализации  проекта, его окупаемости, приоритетности  сектора экономики и других  условий.

Если говорить о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам, то к ним относятся:

1. неограниченные права  утвержденного инвестора на распоряжение  своей долей акций хозяйственного  товарищества в уставном фонде,  на свободный перевод капитала, прибылей и доходов, полученных  в результате продажи долевого  участия или акций, при условии  оплаты налогов и других обязательных  платежей;

2. запрет на создание  государственных монополий, контролирующих  сбыт товара, произведенного инвестором;

3. отмена мер контроля  или регулирования цен при  сбыте сырья или продаже товаров;

4. беспрепятственное открытие  счетов в национальной и иностранной  валюте, проведение конвертации  валюты в тенге;

5. осуществление мер таможенного  регулирования, направленные на  защиту инвесторов и повышение  конкурентоспособности выпускаемой  ими продукции;

6. законодательная защита  инвестиций, прибылей, дивидендов, прав  и законных интересов инвестора;

7. запрет государственным  органам и должностным лицам  на создание препятствий инвесторам  в управлении имуществом.

Еще одним отрицательным  моментом в данном законодательном  акте является редакция подпункта 3 статьи 7 пункта 1. В нем говорится об освобождении от таможенных пошлин только оборудования, сырья и материалов, предназначенных  только для реализации инвестиционного  проекта. То есть, если иностранным  инвестором ввозится оборудование, не для инвестиционного проекта, то он не освобождается от уплаты данной пошлины, даже если оборудование предназначалось  не для продажи, а для работ  выполняемых инвестором самостоятельно, например через свои филиалы и т.д.

Информация о работе Инвестиционная политика в казахстанских промышленных корпорациях