Инвестиционная политика Кувейта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:58, реферат

Описание работы

Финансовое положение Кувейта, обеспечивающее ему возможность экономического процветания и социального благоденствия в течение нескольких десятилетий, создает достаточно предпосылок, чтобы относить государство к категории капиталоизбыточных. Тем не менее, это не означает, что Кувейт не сталкивается с проблемными ситуациями на финансово-экономическом поприще.

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика Кувейта.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

     Инвестиционная  политика Кувейта

     Финансовое  положение Кувейта, обеспечивающее ему возможность экономического процветания и социального благоденствия в течение нескольких десятилетий, создает достаточно предпосылок, чтобы относить государство к категории капиталоизбыточных. Тем не менее, это не означает, что Кувейт не сталкивается с проблемными ситуациями на финансово-экономическом поприще. Тот факт, что возникавшие трудности преодолевались без разрушительных последствий для страны, свидетельствует лишь о том, что накопленные богатства были столь велики, что могли амортизировать кризисы и выводить страну из шока без сопутствующих осложнений. Но Кувейт не гарантирован от экономических и внеэкономических потрясений как и любая другая страна. Это подтверждается, например, глубочайшим кризисом местной фондовой биржи Сук аль-Манах в начале 80-х годов, который мог бы парализовать экономическую жизнь, но был преодолен в короткое время, или иракским вторжением, ставшим национальной экономической катастрофой, которая, однако, не смогла разрушить социально-экономическую сферу и режим, хотя нанесла им колоссальный материальный и моральный урон. Достаточно сказать, что расходы Кувейта по финансированию освободительной операции, по некоторым оценкам, составили 22 млрд. долл., первоначальные расходы на восстановление хозяйственной деятельности достигли 7 млрд. долл., а ликвидация других последствий потребовала от правительства столь внушительных средств, что Кувейт был вынужден не только расходовать средства местных финансовых учреждений, но и обратиться за займами и кредитами к зарубежным странам, предоставившим ему 5,5 млрд. долл. Дополнительным негативным фактором, влияющим на устойчивость финансового положения Кувейта, являются периодические колебания цен на нефть, которые существенно отражаются на бюджетном наполнении и инициируют серьезные сбои в инвестиционной деятельности. Положение усугубляется тем, что осложнение экономической ситуации отрицательно сказывается на нормальном функционировании капитала в национальных пределах. Известно, что кувейтские капиталы в своей большой части размещены за рубежом в виде инвестиций. По линии частного сектора за рубежом находятся около 150 млрд. долл. в виде вкладов в банки, вложений в недвижимость и туризм. По линии госсектора за рубежом вложены еще 100 млрд. долл. Кроме того, через Кувейтское инвестиционное бюро в Великобритании инвестированы еще 40 млрд. долл. В стабильной обстановке прошлых десятилетий это считалось нормальной практикой и формой защиты капитала, а также источником прибыли для пополнения государственной казны. Государство сознательно проводило такую политику, создавая финансовые резервы на случай возможных кризисов и. Эта стратегия Кувейта логична и оправданна, т.к.  экономическое пространство маленького государства не давало возможностей для поглощения, усвоения всех получаемых прибылей. Выход был найден в размещении их за рубежом, в отличие, например, от Саудовской Аравии, которая, в силу своих больших внутренних возможностей, сделала ставку на использование национальных капиталов преимущественно в пределах собственной хозяйственной сферы. В результате попыток диверсификации экономики страны, появились сферы, где национальный капитал мог бы быть полезным и в большей степени служить внутренним интересам Кувейта, чем оставаться за рубежом. Кувейтский бизнес в то же время стремится обезопасить свои накопления, и в сложной ситуации с не вполне ясными перспективами инвестирования внутри страны стремится вывезти дополнительные капиталы за рубеж, оголяя инвестиционный фронт в самом Кувейте.

     В такой ситуации Кувейт встал перед  необходимостью более эффективного привлечения капиталов из различных источников для поддержания процессов развития. Однако, проблема не проста, и возможности ее урегулирования связаны со многими условиями. В частности, отток капиталов за пределы страны может видеться потенциальным иностранным инвесторам как недостаток возможностей для использования средств внутри страны. Таким образом, ситуация представляется двусторонней: с одной стороны, есть большая потребность в свободных ресурсах, а с другой, ограниченные возможности для использования накоплений ограничены.

     Государственные средства не могут быть возвращены в короткие сроки, поскольку обратное их движение связано с возможным нарушением обязательств и с разрушением зарубежных активов страны. Поэтому основной упор переносится на частные капиталы как более мобильные и не сопряженные с обязательствами, сходными с государственными. Между тем, мобилизация частных накоплений сдерживается государственной монополией на обслуживающий сектор – транспорт и связь, образование и здравоохранение, т.е. ту нишу, где частные капиталы могли бы обращаться с большей эффективностью, чем в промышленной сфере. Практически вся деятельность часиного сектора сосредоточена на операциях с недвижимостью, что не может быть полноценной инвестиционной деятельностью, играющей весомую роль в стране.

     Ситуация  в Кувейте в связи с инвестициями предстает не вполне традиционной. Страна действительно нуждается  во вливаниях национального капитала, но его потребности в капитале иностранном, как известно, предстают достаточно ограниченными, хотя Кувейт заинтересован в притоке иностранных технологий и иностранного менеджерского опыта. Тем не менее, в отношении к западному капиталу имеется политический аспект, который и определяет курс на сотрудничество с ним. Он состоит в том, что государство привлекает зарубежных инвесторов в надежде, что ему удастся ориентировать их исключительно на обслуживание национальных кувейтских интересов. Иностранное инвестирование может в этих обстоятельствах считаться приоритетным, и, возможно, этот факт и создает трудности с привлечением местного капитала к активной хозяйственной жизни, который, возможно, имеет определенные претензии на особое отношение, но не обладает качествами, необходимыми для того, чтобы добиться подобного отношения со стороны власти. При этом власть отнюдь не умаляет важности национального предпринимательства как рычага для оживления хозяйственной жизни и диверсификации экономической деятельности. Тем не менее, в деловой кувейтской среде складывается впечатление, что политика в области зарубежного и национального инвестирования недостаточно разграничена по этим двум направлениям, и национальный инвестор воспринимается как второстепенный в сравнении с западным. Это сильно ограничивает мобильность отечественного капитала. В подтверждение именно такого положения дел уместно привести характерный пример, связанный с тем, что страна уступила первенство в привлечении инвестиций Дубаю, хотя полтора десятка лет назад именно Кувейт первенствовал в этом процессе на Аравийском полуострове.

     Между тем, по всей видимости, роль стопора  для частного инвестирования играет не столько законодательная практика государства сама по себе, сколько бюрократические преграды, которые реально препятствуют притоку капиталов. Кадровые проблемы, национальные особенности, традиционный кувейтский образ жизни и уклад являются значительным тормозящим фактором развития экономики, в чем я убедился во время пребывания в Кувейте.  Несмотря на то, что в стране ведется интенсивная кампания в поддержку реформ и реструктурирования экономики, и эти вопросы являются предметом дискуссий в парламенте, в хозяйственной сфере не отмечается особых сдвигов. По оценкам авторитетных изданий, принятие экономических решений остается прерогативой правительственных чиновников, которые мало принимают в расчет новые тенденции в организации мирового экономического пространства и руководствуются соображениями, имеющими внеэкономическое происхождение. Борьба за политические приоритеты и сохранение экономических рычагов, обеспечивающих высокое положение власти, наслаиваемая на соперничество парламента и правительства, из-за чего экономические интересы государства в целом оттесняются на периферию в списке национальных приоритетов, чревата замедлением темпов роста, сокращением объемов производимого национального продукта, вообще утратой Кувейтом тех преимуществ, которые были аккумулированы в предшествующий период. Правительственная бюрократия, как более старая и опытная, создает давление по всему полю в стране. Побочным эффектом такой фронтальной защиты своих интересов и является, по всей видимости, ограничение инвестиционной инициативы частного капитала в таких нишах, как коммуникации, туризм, некоторые другие, одновременно привлекательные и для иностранных инвесторов.

     Очевидность необходимости законодательного закрепления условий, благоприятствующих привлечению зарубежных инвестиций четко видна. В Кувейте эта проблема муссируется уже в течение длительного времени, и в этой стране постоянно совершаются действия той или иной степени интенсивности, направленные на совершенствование законодательной базы и создание иных предпосылок для мобилизации внешних инвестиций. Эти проблемы находятся в зоне внимания власти, которая через соответствующие структуры контролирует процесс. В частности, исполком Генерального управления инвестиций постоянно курирует инвестиционные проблемы, изучая соответствующие тенденции, направляя связанные с этим подвижки, выстраивая механизмы, способствующие достижению цели.

     Важным  аспектом работы исполкома является контроль за прохождением проектов законов и законодательных инициатив по регулированию экономической деятельности. Большое значение придается представленным на рассмотрение в парламент законам об иностранных инвестициях, об отмывании денег и о налогах. Эти законы могут оказать определяющее воздействие на всю экономическую обстановку в стране. Однако их прохождение через инстанции чрезвычайно замедлено.

     Естественно, в Кувейте есть базовые предпосылки для проникновения иностранного капитала. Однако, по ряду параметров они, возможно, уступают тому, что достигнуто в этом отношении в других арабских странах. В частности, в Иордании иностранным инвесторам обеспечиваются те же права, что и национальным (за исключением обрабатывающей промышленности, подряда, торговли и коммерческих услуг, в которых доля их участия должна составлять 50%). В Бахрейне предпринимателям из стран Залива разрешается владеть 100% капитала в местных проектах, для других этот показатель снижается до 49%. Что касается возможности участия иностранных владельцев капитала в операциях с акциями, то во второй половине 90-х годов их доля в общем обороте акций в Иордании находилась на уровне в 28,3%; в Бахрейне – 17,7%; В Тунисе 21%; в Омане – 11,7%; в Египте – 38,7%, а в 2000 г эти цифры составляли соответственно – 20,4%; 20,5%; 22,4%;13,3%; 43%.

     Одним из крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых правительством Кувейта, является программа по развитию нефтяного сектора. Планируемый объем инвестиций в отрасль до 2020 г. составляет 22 млрд долларов. Цель – повышение объема добычи нефти.

     Принимая  во внимание весьма обширные энергетические планы Кувейта, можно с уверенностью сказать, что нефтеперерабатывающий сектор его экономики является сегодня привлекательным объектом для инвестиций других государств.

     Стоит напомнить, что с 1961 г. иностранные  компании не допускались к освоению нефтяных месторождений Кувейта, но в 2001 г. государством был сделан крупный  шаг вперед в этом направлении.

     Достижение  этой цели во многом зависит от успеха выполнения так называемого «Проекта Кувейт», который призван привлечь ресурсы иностранных инвесторов (8 млрд долларов) в совместные проекты  в нефтяной сфере. Согласно этому  проекту, Кувейт рассматривает возможность разрешить иностранцам инвестировать свои капиталы в нефтедобычу в рамках соглашений об обратном выкупе акций (buy-back agreement). К сожалению, до сих пор правительство до конца не определило условия реализации этого проекта из-за отсутствия консенсуса на этот счет в парламенте, поскольку участие иностранных компаний в нефтегазовых проектах требует принятия отдельного закона.

     Помимо  развития нефтедобычи кувейтские власти планируют вложить до 2011 г. 10 млрд долларов в нефтеперерабатывающие мощности. Тем самым суммарная производственная мощность будет увеличена с нынешних 0,9 млн баррелей до 1,4 млн баррелей в сутки. Планы модернизации включают увеличение производства топлива с пониженным содержанием серы, а также введение в строй дополнительных мощностей по переработке тяжелых фракций нефти.

     Параллельно с этим Кувейт планирует реализовать  весьма крупный в нефтехимии проект «Экват 2», предполагающий инвестирование в эту отрасль до конца текущего года 1,5 млрд долларов.

     Конституция Кувейта запрещает иностранцам на правах частной собственности владеть нефтяными ресурсами. Однако,  кувейтское правительство рассматривает варианты, позволяющие иностранцам инвестировать средства в нефтедобычу на условиях получения платы за добытый баррель.

     Иностранные компании должны платить пошлину  «за добытый баррель», делать отчисления на восстановление столицы и на воспроизводство  минерально-сырьевой базы.

     Все месторождения, которые правительство  намеревается открыть для иностранных  инвестиций, в настоящее время разрабатываются либо на севере, либо на западе страны (Родхатейн, Сабирьях, Ратка, Бахра, Минагиш и Умм Гудаир). В соответствии с новым планом самое большое месторождение Кувейта — Бурган, должно остаться закрытым для иностранных инвестиций.

     К настоящему времени работы по «Проекту Кувейт» продвинулись незначительно, в основном из-за возражений парламентской  оппозиции. К участию в проекте  допущены следующие компании: «BP», «Chevron Texaco», «ConocoPhilips», «Exxon Mobil», «Lasmo», «Shell» и «Total».

     Перспективным инвестиционным проектом может служить  проведение специализированных работ  на так называемых северных месторождениях. Министерство нефти Кувейта уже  длительное время ведет консультации с парламентом об одобрении последним  специального закона о статусе и порядке освоения их нефтяных залежей.

       Инвестиционный климат в Кувейте нуждается в улучшении в силу того, что государство слишком сильно контролирует экономику, и даже только один факт «нависания» государства над хозяйственной жизнью приглушает инвестиционную инициативу. Несмотря на наличие требуемых законопроектов, их принятие в рамках парламента не завершена, а это равноценно их отсутствию.

     В ближайшем будущем должен быть образован  Комитет по иностранным инвестициям с необходимым техническим аппаратом в виде бюро, который будет непосредственно заниматься решением конкретных вопросов, связанных с поступлением капиталовложений из-за рубежа. Цель -- рассмотрение заявок, изыскание сфер для инвестирования, предоставление льгот и привилегий инвесторам, лицензирование проектов, исследование объектов и т.п.

Информация о работе Инвестиционная политика Кувейта