Инвестиционная политика Индии и иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:08, реферат

Описание работы

Экономика Индии в последние годы развивается достаточно динамично. Во многом это происходит благодаря росту промышленного производства. Одним из основных факторов, способствующих росту индийской промышленности, является увеличение объемов поступающих иностранных инвестиций в страну.
Одна из целей экономической политики правительства Индии - создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и поощрение инвестиционного сотрудничества между индийскими и иностранными партнерами.

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ И ИНОСТРАННЫЕ.docx

— 25.24 Кб (Скачать)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ И ИНОСТРАННЫЕ

ИНВЕСТИЦИИ 

 

Экономика Индии в последние  годы развивается достаточно

динамично. Во многом это происходит благодаря росту промышленного

производства. Одним из основных факторов, способствующих росту 

индийской промышленности, является увеличение объемов поступающих 

иностранных инвестиций в  страну.

Одна из целей экономической  политики правительства Индии -

создание благоприятной  среды для привлечения иностранных  инвестиций в

экономику страны и поощрение  инвестиционного сотрудничества между

индийскими и иностранными партнерами.

Основными правовыми документами, регулирующими иностранную

инвестиционную деятельность в Индии, являются «Положение

о промышленной политике»  от 1991 г. и «Закон о валютном регулировании»

от 1999 г., в которых регламентируются правила, процедуры и условия 

привлечения иностранных  инвестиций в экономику страны. Правовая база

инвестиционной политики регулярно обновляется и дополняется 

департаментом промышленной политики и развития Минторгпрома Индии,

который вносит в нее необходимые изменения с учетом текущей

экономической ситуации и  задач, стоящих перед страной.

В соответствии с законодательством  Индии под прямыми

иностранными инвестициями (ПИИ) понимаются трансграничные

долгосрочные капитальные  вложения в уставный капитал как  вновь 

создаваемой, так и существующей организации. В отличие от портфельных

инвестиций ПИИ дают право  на участие в принятии управленческих

решений (в зависимости  от доли в акционерном капитале компании).

Трансграничная передача технологий, патентов и прочих прав

интеллектуальной собственности  также приравнивается к ПИИ и подпадает

под действие соответствующих  законодательных актов.

В целях регулирования  ПИИ в индийскую экономику  создан ряд 

специальных органов, в частности, Секретариат по промышленному

содействию, Управление по реализации иностранных инвестиций, Комитет 

по содействию инвестициям, Совет по содействию иностранным 

инвестициям. Их основная функция - ускорение процесса рассмотрения

заявок иностранных инвесторов, а также решения различных  вопросов,

связанных с инвестированием в экономику страны. В сентябре 2009 г. при

Минпромторге Индии создана некоммерческая государственно-частная

компания «Invest India», основной задачей которой является оказание

содействия иностранным  инвесторам в работе на индийском  рынке.

В зависимости от сферы  индийской экономики правительство  страны

законодательно устанавливает  предельный уровень и условия  допуска 

иностранных инвестиций (автоматический режим или необходимость 

прохождения процедуры одобрения  соответствующими госорганами).

В случае автоматического  режима от компании требуется в течение 30 дней с момента передачи акций  иностранному инвестору предоставить

в РБИ документацию по установленной  форме. Подобный режим

применяется, если условия  инвестиционного проекта не противоречат

правительственным ограничениям и установленным лимитам.

В случае использования режима предварительного одобрения проекты 

первоначально рассматриваются  Советом по содействию иностранным 

инвестициям. Компании необходимо подать соответствующую заявку,

а также получить рекомендации профильных отраслевых министерств 

Индии. Учитывая действующие  требования и нормы для различных  секторов

экономики, Совет может  рекомендовать более низкие или  высокие доли

иностранного участия (вплоть до 100%).

Условия инвестирования, одобренные Советом в отношении 

конкретного проекта, в дальнейшем остаются неизменными, в том числе 

в случае изменения общих  правил и норм инвестирования, а  также в случае

последующего увеличения капитала совместного предприятия. Решения 

Совета касаются только принципиального  одобрения инвестиционных

проектов. Все технические и регистрационные процедуры (регистрация

компании, получение разрешения Министерства охраны окружающей среды 

и лесов, получение разрешения властей штатов, местная регистрация 

предприятия) иностранный  инвестор должен проходить самостоятельно.

Инвестиционные проекты  рассматриваются Советом по содействию

иностранным инвестициям  с учетом их социальной значимости и таких 

приоритетов, как развитие инфраструктуры и экспортного потенциала

страны, увеличение занятости (особенно сельского населения), внедрение 

передовых технологий.

Принципиальное решение  по проекту выносится Советом  в течение 

4-6 недель, а последующее  его согласование на уровне  отраслевых 

министерств, правительств штатов и местных властей занимает несколько

месяцев. Помимо бюрократических  задержек реализация инвестиционных

проектов осложнена несовершенством и недостаточной систематизацией

законодательной базы, слабым развитием инфраструктуры во многих штатах

страны, низкой квалификацией  местного персонала, высоким уровнем 

налогообложения и зарегулированностью сферы финансовых и банковских

услуг.

В настоящее время ПИИ  разрешены в большинство отраслей

индийской экономики, ограничения  сохраняются только в чувствительных

для страны сферах (например, оборона и сельское хозяйство).

В соответствии с «Консолидированной политикой в отношении 

прямых иностранных инвестиций», действующей с 10 апреля 2012 г.,

установлены следующие предельные уровни их допуска в экономику  Индии:

- банковский сектор - до 74% в автоматическом режиме в  соответствии 

с директивами РБИ;

- небанковские финансовые  компании, занимающиеся такой 

деятельностью, как брокерские услуги на фондовых биржах, операции с

венчурным капиталом, услуги по хранению, обмен валюты, факторинг, лизинг, услуги в области инвестирования, финансирование жилищного

строительства, управление активами, услуги портфельного управления,

финансовые консультации, операции с кредитными картами, - до 100%;

- страхование - до 26% в  автоматическом режиме при условии 

получения лицензии Управления по регулированию деятельности в  сфере 

страхования;

- базовые услуги в сфере  телекоммуникаций (мобильная связь, 

пейджинг, глобальная мобильная персональная спутниковая связь) при

наличии лицензии Департамента телекоммуникаций и одобрения Совета по

содействию иностранным  инвестициям - до 74%; в производство средств 

дальней связи – до 100%;

- нефтяная отрасль (исключая  нефтепереработку) - до 100% в

автоматическом режиме (для  газодобывающей промышленности при  условии 

разрешения Совета по содействию иностранным инвестициям);

- нефтепереработка - до 26% в  государственные предприятия 

(автоматический режим  не применяется). В частные индийские  предприятия 

- до 100% в автоматическом  режиме;

- строительство объектов  недвижимости (жилищное строительство, 

строительство торговых помещений, гостиниц, курортов, больниц,

образовательных учреждений, мест отдыха и развлечений, городской и

районной инфраструктуры) - до 100% в режиме автоматического  одобрения;

- угледобывающая отрасль  - до 100% в частные энергетические 

компании, занимающиеся разведкой  и добычей угля для собственного

потребления;

- добыча и переработка  радиоактивных минералов – до 74%,

с разрешения Комиссии по атомной  энергии Индии – более 74%;

- оборонная промышленность - до 26% при условии разрешения 

правительства Индии;

- в сельском хозяйстве  иностранные инвестиции не разрешаются,  за

исключением чайных плантаций (с одобрения индийского правительства - до

100%);

- научно-технические и  научно-популярные печатные периодические 

издания - до 100%; новостные  издания и телевизионные спутниковые  каналы

- до 26%;

- производство телевизионного  программного обеспечения - до 100% с

разрешения индийского правительства; в проектирование, монтаж и 

налаживание аппаратного  обеспечения линий спутниковой  и кабельной связи 

– до 49%; обеспечение непосредственного  телевещания (прием 

телевизионных сигналов) –  до 20%; наземное радиовещание в диапазоне FM

– до 20%. Инвестиции частных  операторов в наземные передающие

телевизионные сети не разрешаются;

- производство, передача  и распределение электроэнергии (за 

исключением электроэнергии, вырабатываемой АЭС)- до 100%;

- производство фармацевтических  и лекарственных препаратов - до

100% в автоматическом режиме. Если для их производства обязательно  требуется получение лицензии  или используются методы генной  инженерии, 

необходимо разрешение индийского правительства;

- гостиничное дело и  сфера туризма - до 100% в автоматическом

режиме;

- разведка и добыча  алмазов и драгоценных камней  – до 74% в

автоматическом режиме, в разведку, добычу и обработку золота и серебра -

до 100%;

- предприятия почтовой  службы - до 100% с разрешения правительства 

(за исключением компаний, занимающихся рассылкой писем);

- производство оборудования  для контроля за загрязнением

окружающей среды и  интегрированных систем охраны окружающей среды -

до 100% в автоматическом режиме;

- рекламное дело и кинопроизводство - до 100% в автоматическом

режиме;

- создание скоростных  транспортных систем для массовых

пассажирских перевозок - до 100% в автоматическом режиме.

В соответствии с действующим  законодательством запрещены любые 

формы иностранных инвестиций в атомную энергетику, лотерейный и

игровой бизнес.

Правительство Индии последовательно  проводит политику

либерализации экономики  страны, устраняет ограничения в  области 

инвестирования, упрощает бюрократические  процедуры, повышает

транспарентность в работе государственных органов власти, облегчает

доступ иностранных технологий и инвестиций, поощряет государственно-

частное партнерство.

В сентябре 2012 г. Минторгпром Индии внес ряд изменений в

регулирование ПИИ. Они коснулись  таких областей, как телерадиовещание,

розничная торговля, гражданская  авиация.

В сфере мобильного телевидения, телепортов, кабельных сетей лимит 

для иностранных инвестиций был увеличен с 49% до 74%.

Были разрешены иностранные  инвестиции в индийские авиакомпании

в размере до 49% от их оплаченного  уставного капитала.

Снят запрет на ПИИ в  мультибрендовую розничную торговлю, что

открыло путь международным  торговым розничным сетям на индийский

рынок. Минимальный размер ПИИ в эту сферу должен составлять 100 млн.

долл. США. Магазины для мультибрендовой розничной торговли могут

создаваться только в городах  с населением более 10 млн. человек.

Следует отметить, что разрешение на прямые иностранные инвестиции

в мультибрендовую розничную торговлю носит рекомендательный характер.

Учитывая то, что оно  может создать угрозу для традиционной мелкой

торговли, в которой заняты десятки миллионов индийцев, правительствам

штатов дано право самостоятельно решать данный вопрос.

По данным Минторгпрома Индии, объем накопленных иностранных

инвестиций в экономику  Индии с апреля 2000 по декабрь 2012 г. составил

187,8 млрд. долл. США. Основными странами-инвесторами в индийскую экономику в указанный период являлись Маврикий (71,6 млрд. долл. США

накопленных инвестиций), Сингапур (18,8), Великобритания (17,1) и Япония

(13,9). Россия занимает в  этом списке 25-ое место (0,5 млрд. долл. США).

Наибольший объем иностранных  инвестиций был направлен в сферу 

услуг (финансовых и нефинансовых), строительство, телекоммуникации.

Среди штатов лидируют Махараштра (61,2 млрд. долл. США или 33% от

всех ПИИ в экономику  Индии), Карнатака (10,5 млрд. долл. США, 6 %),

Тамилнаду (10,0 млрд. долл. США, 5%), Гуджарат (8,6 млрд. долл. США,

5%), Андхра Прадеш (7,7 млрд. долл. США, 4%).

В последние годы Индия  все активнее инвестирует средства в

экономику других стран. В 2012 г., по данным РБИ, общий объем прямых

инвестиций индийских  компаний за рубежом составил 15,3 млрд. долл.

США. Основная часть индийских  капиталовложений приходится на

Сингапур, Маврикий и США. Инвестиции направлялись преимущественно  в

производство электроники, химических и фармацевтических продуктов,

цемента, телекоммуникационных продуктов и программного обеспечения,

добычу полезных ископаемых, цветную металлургию, электроэнергетику,

нефинансовые услуги и  торговлю.

В целях развития и укрепления инвестиционного сотрудничества с

другими странами правительство  Индии, а также правительства  штатов

проводят большое количество разнообразных мероприятий.

 Основным и самым  значимым является Индийский экономический

саммит, который ежегодно проходит в г. Нью-Дели.

 При поддержке Минторгпрома Индии ежегодно проводятся деловые

форумы, конференции и  иные мероприятия в рамках двухсторонних 

экономических отношений, такие как Российско-Индийский экономический

форум по торговле и инвестициям, «Экономический форум Индия–США»,

«Экономический форум  Индия-ЕЭС», Индийско-Китайский инвестиционный

форум, Индийско-Австралийский  инвестиционный форум и др.

Наряду с подобными  мероприятиями, организуемыми центральным

Информация о работе Инвестиционная политика Индии и иностранные инвестиции