Инвестиционная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:45, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Работа содержит 1 файл

attachment.doc.docx

— 37.51 Кб (Скачать)

     Для того чтобы перейти в новую фазу инвестиционного цикла, необходимо как минимум восстановить предыдущий уровень. Большинство известных экономистов и аналитиков констатируют наличие существенных разрывов между потребностями хозяйствующих субъектов в инвестициях и суммами фактически вкладываемых средств.

     Оценивая достаточность предлагаемых инвестиционных ресурсов, можно сказать следующее. Российская экономика имеет богатейшую внутреннюю ресурсную базу. По материалам исследований, проведенных Глобальным  институтом Мак-Кинзи, для экономического роста в России нет непреодолимых препятствий. Ведь в России достаточно высококвалифицированной и недорогой рабочей силы, экономически привлекательных запасов энергии и значительного количества неиспользуемых производственных мощностей.

     По оценкам большинства аналитиков, в настоящее время российская экономика в целом не испытывает недостатка также и в денежных средствах. То есть, несмотря на низкую степень вовлечения в национальный экономический оборот средств населения и иностранных инвесторов, в обороте имеются свободные финансовые ресурсы, не используемые в качестве капиталовложений. Рейтинговое агентство S&P констатирует возникновение уникального потенциала для улучшения структуры российской экономики. О наличии достаточного количества располагаемых инвестиционных ресурсов косвенно свидетельствует и факт превышения на 1,7 млрд. долларов объема российских инвестиций, направленных за рубеж в течение первого полугодия 2009 г., над объемом иностранных инвестиций, поступивших в страну в течение этого же периода.

     Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии существенного разрыва между общим необходимым объемом инвестиций в основной капитал и объемом фактически инвестируемых средств. В то же время этот разрыв наблюдается на фоне достаточности объема денежной массы и прочих инвестиционных ресурсов в экономике в целом.

     Притоку в инвестиционную сферу частного национального иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в  российскую экономику объясняется  разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром  и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой  России  и войн непосредственно  на ее границах, социальной напряженностью

(забастовки, недовольство широких слоев общества  ходом реформ), разгулом преступности  и бессилием властей, неблагоприятным  для инвесторов законодательством,  инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля  и его не конвертируемостью  и др.

     Российское  правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в  российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

     Некоторые в России убеждены, что иностранные  инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют  российскую экономику.

     Привлечение инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую экономику  является жизненно важным средством  устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области  стало присоединение России к  Многостороннему агентству по гарантиям  инвестиций (МИГА), осуществляющему  их страхование от политических и  других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и  правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности.

     В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность  страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долларов в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

     Для стабилизации экономики и активизации  инвестиционного климата

требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к  решению задачи привлечения инвестиций.

     Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

     - достижение национального согласия  между различными властными структурами,  социальными группами, политическими  партиями и прочими общественными  организациями;

     - радикализация борьбы с преступностью;

     - торможение инфляции всеми известными  в мировой практике мерами  за исключением невыплаты трудящимся  зарплаты;

     - пересмотр налогового законодательства  в сторону его упрощения истимулирования  производства;

     - мобилизация свободных средств  предприятий и населения на  инвестиционные нужды путем повышения  процентных ставок по депозитам  и вкладам;

     - внедрение в строительство системы  оплаты объектов за конечнуюстроительную  продукцию;

     - запуск предусмотренного законодательством  механизма банкротства;

     - предоставление налоговых льгот  банкам, отечественным и иностранным  инвесторам, идущим на долгосрочные  инвестиции с тем, чтобы полностью  компенсировать им убытки от  замедленного оборота капитала  по сравнению с другими направлениями  их деятельности;

     - формирование общего рынка республик  бывшего СССР со свободным  перемещением товаров, капитала  и рабочей силы.

     В числе мер по активизации инвестиционного  климата необходимо

отметить:

     - принятие законов о концессиях  и свободных экономических зонах;

     - создание системы приема иностранного  капитала, включающей широкую и  конкурентную сеть государственных  институтов, коммерческих банков  и страховых компаний, страхующих  иностранный капитал от политических  и коммерческих рисков, а также  информационно-посреднических центров,  занимающихся подбором и заказом  актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их  реализации инвесторов и оперативном  оформлении сделок "под ключ";

     - создание в кратчайшие сроки  Национальной системы мониторинга

инвестиционного климата в России;

     - разработка и принятие программы  укрепления курса рубля и перехода  к его полной конвертируемости.

     Таким образом, в основе процесса поиска эффективных способов активизации притока инвестиций в основной капитал не могут лежать разрозненные, индивидуальные полумеры. Вопрос сложен, он не имеет простых решений. Поэтому в целях выработки конкретных и.надежных мер, направленных на преодоление сложившегося инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики, следует применить системный подход, заключающийся в комплексном решении обозначенных проблем.

     Решить задачу массированного увеличения-инвестиции, в реальный сектор экономики в рамках сложившейся модели инвестиционной деятельности, которая характеризуется примитивностью и неэффективностью, проблематично. Для оживления инвестиционной деятельности необходимо замкнуть кругооборот финансовых средств предприятий, денежных средств населения и бюджетных ресурсов на национальной экономике, развернуть финансовые потоки в сторону промышленного сектора, что предполагает существенную корректировку сложившейся модели инвестиционного процесса.

 

     Заключение

     Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

     Иностранный капитал может привнести в  Россию достижения научно-

технического  прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в  мировое хозяйство и привлечение  иностранного капитала - необходимое  условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение  иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем  получение кредитов для покупки  необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так  и национальных, жизненно важен и  для достижения среднесрочных целей  – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов - с другой, непосредственно  не совпадают. Россия заинтересована в  восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими товарами, в развитии и  структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы  естественно заинтересованы в новой  территории для получения прибыли  за счет обширного внутреннего рынка  России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и  даже ее экологической беспечности.

     Поэтому перед Россией стоит сложная  и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

     Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать  дискриминации в

отношении национальных инвесторов. Не следует  предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых  не имеют российские, занятые в  той же сфере деятельности. Как  показал опыт, такая мера практически  не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к  возникновению на месте бывших отечественных  производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

     Отдельно  нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем  иностранные потому, что они служат показателем доверия населения  правительству. Российские инвесторы  будут заинтересованы не только в  получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики  нашей страны, а также в растрачивании  природных богатств России.

     После того, как России удастся преодолеть влияние мирового кризиса, наша страна, по мнению западных экспертов, станет примером одной из наиболее удачных  и прочных экономик в мире.

     В условиях мирового кризиса развивающиеся  рынки, к которым относится и  Россия, будут давать самые лучшие условия для роста в отличие  от США, Западной Европы и Японии. И  даже при самом неблагоприятном  развитии ситуации, если в России и  произойдет обрушение, то другие развивающиеся  рынки - Китай, Бразилия, Индия обрушатся  еще раньше. Благодаря усилиям  ЦБ РФ даже в случае усугубления  неустойчивости финансовых рынков, сокращения инвестиций и ослабления потока капиталов  национальная экономика России готова перенести все эти потрясения легче, чем другие страны.

Информация о работе Инвестиционная деятельность