Инвестиционная деятельность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:43, доклад

Описание работы

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Работа содержит 1 файл

инвестиционная политика государства.docx

— 21.88 Кб (Скачать)
 

Государственная инвестиционная политика — составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инвестиционной деятельности, она  содержит:

1) определяет цели; 
2) определяет направления; 
3) определяет формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада  инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных  программ строительства; обеспечение  структурных преобразований и повышение  эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная  политика охватывает как государственные  инвестиции, так и инвестиции частных  инвесторов и юридических лиц.

Основные  направления инвестиционной политики:

1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.

3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

4. Сокращение  бюджетного финансирования инвестиций  и соответственно увеличение  сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной  программе финансирование по  схеме 1 рубль государственных  на 4 рубля частных вложений. Использование  государственного заказа на капитальное  строительство как одной из  форм реализации инвестиционных  государственных программ.

5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости  инвестиционным комплексом негативно  сказывается на структурной перестройке  народного хозяйства, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой  промышленности.

Инвестиционная  политика государства - это сложный  процесс, зависящий от множества  факторов. Министерство экономического развития РФ определяет основные направления  инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением  Правительства РФ от 17.11.2008), и общие  положения (санкции, условия льготного  кредитования и т.п.). Субъектам федерации  разрешается вносить собственные  дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия  подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия  доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое  использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.

На формирование государственной политики России в  инвестиционной сфере оказывает  влияние ряд факторов:

Во-первых, это традиционно сложившаяся  сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства  исходила инициатива радикальных экономических  реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной политики.

В-третьих, это особенности переходного  периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой  финансовый кризис, отсутствие четкого  и правильного развития реального  сектора экономики [2 с.65].

По мнению большинства экспертов, мировая  экономика постепенно начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают  в этом движении большинство развитых стран. А это значит, что растущие рынки вновь станут привлекательными для иностранных инвесторов. Но не все, а в большей мере те, которые  смогут обеспечить максимально благоприятные  и комфортные условия для работы иностранного капитала. The Wall Streer Journal и Heritage Foundation выпустили «Индекс экономической свободы» на 2011 год. Главное, что отражает отчет, - это планомерный подъем степени экономических свобод после мирового кризиса, а значит и определение наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса.

В индексе  перечислены 183 страны, распределенные по 179 местам, и более чем половина из них улучшили свои позиции. В их число Россия не попала. Повышение  индекса на 0,2 (50,5 пункта в 2011 году, 50,3 пункта в 2010-м по 100-бальной шкале) не позволило российской экономике  покинуть 143-е место в рейтинге. По мнению экспертов, основными причинами  этого являются нестабильность экономической  и политической ситуации, несовершенное  и противоречивое законодательство, неясность в определении прав собственности, отсутствие реальных льгот  и привилегий для иностранного капитала, нестабильность рубля как национальной валюты, непредсказуемость изменений  в налоговой системе, а так  же чрезмерная бюрократия, административные барьеры для бизнеса и коррупция.

В современных  экономических условиях низкого  уровня инвестиционных потоков и  продолжающегося восстановления рынка  инвестиций роль государства является определяющей.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Государственные инвестиции, направленные на решение  стратегических задач государственной  политики, зачастую не носят коммерческого  характера. Эффективность государственных  инвестиций необходимо рассматривать  в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и  социальный прогресс общества. России необходимо создавать механизм обеспечения  эффективности использования государственных  инвестиций. Основными направлениями  создания такого механизма являются: усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов; предоставление на долевой основе капитальных  трансфертов.

России  в настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные  инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием  новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Иностранные инвестиции так же важны для российской экономики. Это вызвано практически  полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств  у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими  причинами.

Создание  благоприятного инвестиционного климата  должно осуществляться:

  1. Путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;
  2. Создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;
  3. Устранение противоречий в законодательстве;
  4. Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;
  5. Создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;
  6. Становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.

Следует отметить, что в настоящее время  в Российской Федерации активно  реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.

Для улучшения  инвестиционного климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Это  сделано для того, чтобы иностранные  инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями  и идеями. В настоящее время  продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Так же правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи, в качестве социальных услуг.

Для сектора  информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных  заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов.

Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности  регионов. Качество работы с инвесторами  будет одним из базовых критериев  оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием  состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут  публиковать информацию о перечне  перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Так же планируется упростить процедуру  доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.

Активное  воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым  условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления  инвестиционной деятельности, что позволяет  обеспечить стабильное развитие социально-экономической  системы в целом и интересах  всего общества.

По словам премьер-министра В.В. Путина, Правительство  России стремится создать действительно  открытую и привилегированную инвестиционную экономику – с максимально  либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким  качеством работы государственного аппарата.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в России