Инвестиции. Инвестиционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2010 году.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
- дать определение инвестиций, их классификацию;
- рассмотреть особенности экономической оценки инвестиций;
- выявить основные проблемы и тенденции развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая инвестиции.docx

— 256.78 Кб (Скачать)

     - на акционерный капитал.

                                               

     где:

     НПпк - норма прибыли на полный капитал;

     НПак  - норма прибыли на акционерный капитал;

     ЧП – чистая прибыль;

     К, Ка – соответственно полный и акционерный капитал.

     Однако  норма прибыли зависит не только от величины авансированного капитала, но и от его строения. Она будет  выше там, где больше удельный вес  переменного капитала во всем авансированном капитале. Тем не менее предприятие  не отказывается от внедрения новых  машин и оборудования, но при этом стремится всемерно экономить на постоянном капитале. На норму прибыли  оказывает влияние и скорость оборота капитала: чем больше оборотов совершает капитал в течение  года, тем выше норма прибыли.

     Полученные  расчетные показатели нормы прибыли  сопоставляются с установленными для  фирмы. Проект считается приемлемым, если расчетный уровень нормы прибыли превышает величину, принятую инвестором за базу сравнения (стандартную).

 

  1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     Одним из основных условий успешного развития инвестиционной деятельности является наличие нормативной базы, определяющей объекты и субъекты инвестиций, формы  инвестиционной деятельности, дающей гарантии по сохранности вложений капитала для инвесторов.

     В Республике Беларусь такая база создана, причем гарантии для инвесторов являются одними из самых высоких в мире.

     Основополагающими документами являются Инвестиционный Кодекс от 22 июня 2001 года №37-З [1], Указ Президента Республики Беларусь №299 от 5 мая 2006 года «Об утверждении Положения о порядке формирования, утверждения государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении» [3], Указ Президента Республики Беларусь №562 от 16 октября 2008 года «Об утверждении государственной инвестиционной программы на 2009 год» [4], постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 13 октября 2008 года №198 «Об утверждении расчетных балансовых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год» [6], Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 года №2068 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году» [5], Декрет Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [2].

     С целью стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь осуществляется государственное  регулирование инвестиционной деятельности.

     Схематически  система государственного регулирования  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь изображена на рисунке 2.

     

     Рисунок 2. Система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

     Примечание. Источник: Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года №37-З

     Одной из основных форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности является принятие и финансирование государственных инвестиционных программ.

     Программа на 2009 год предусматривала следующие инвестиционные вложения:

     - финансирование строительства строек  и объектов за счет резервного  фонда Президента Республики  Беларусь – 110 160 000 тыс. рублей;

     - финансирование строительства строек  и объектов за счет государственного  бюджета – 1 481 309 500 тыс. рублей;

     - финансирование строительства строек  и объектов за счет республиканского  фонда охраны природы – 190 804 615 тыс. рублей;

     - финансирование строительства строек  и объектов за счет республиканского  дорожного фонда – 403 380 000 тыс. рублей;

     -   финансирование строительства строек и объектов за счет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 857 705 тыс. рублей

     - финансирование строительства строек  и объектов за счет государственного  целевого фонда национального  развития – 453 000 000 тыс. рублей [4].

     Всего государственная инвестиционная программа  Республики Беларусь на 2009 год  предусматривала вложение 2 940,5 млрд рублей в развитие экономики Республики Беларусь.

     Объем выдачи инвестиционных кредитов, предусмотренный  основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 году, составил 7 000 – 7 500 млрд рублей. Зная, что показателями прогноза социально- экономического развития на 2009 год предусматривалось получить ВВП в размере 153 800 – 159 300 млрд. рублей, нетрудно определить размер прямого участия государства в инвестициях – 6,5% от ВВП.

     В области создания благоприятных  условий для инвесторов необходимо рассмотреть Декрет №10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».  В силу данный документ вступил 6 ноября 2009 года. Его назвали прорывом в области привлечения иностранных инвестиций.

     В соответствии с Декретом №10 ввелась трехуровневая система заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проектов и предоставленных преференций и льгот.

     В соответствии с п. 2 Декрета №10 инвесторы имеют право на:

     - строительство объектов, предусмотренных  инвестиционным проектом, параллельно  с разработкой, экспертизой и  утверждением в установленном  порядке необходимой проектно-сметной  документации на каждый из  этапов строительства с одновременным  проектированием последующих этапов  данного строительства; 

     - предоставление без проведения  аукциона на праве аренды земельного  участка требуемого размера для  строительства объектов, предусмотренных  инвестиционным проектом, с оформлением  необходимых документов по отводу  земельного участка одновременно  с выполнением работ по строительству.  При этом размер арендной платы  за земельный участок, определенный  на дату заключения договора  аренды, не может повышаться в  течение всего срока реализации  инвестиционного проекта. 

     Инвесторы освобождаются от:

     - перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;

     - возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

     -      уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость  при ввозе в Республику Беларусь оборудования и запасных частей к нему;

     -    уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

     Предлагаемые  нормы направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности.

     Одновременно  с Декретом №10 глава государства  подписал Указ №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь». Этим документом вводится новый институциональный  механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Этот статус могут получить физические и юридические лица, владеющие  практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести  переговоры с топ-менеджерами крупных  компаний. Институт инвестиционных агентов  вводится в Беларуси в соответствии с международной практикой. Агенты будут представлять нашу страну за рубежом при официальных поездках, содействуя привлечению капиталов  для реализации инвестпроектов в  Республике Беларусь.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  государство в Республике Беларусь не стоит в стороне инвестиционных процессов в экономике. Наоборот, при помощи прямых и косвенных  инструментов активно воздействует на формирование благоприятного климата  для привлечения капиталов из-за границы. Об этом свидетельствуют и  принятые в последнее время документы, предоставляющие дополнительные льготы и преференции для инвесторов в Республике Беларусь.

     Благодаря нацеленности экономики на ускоренное техническое перевооружение в 2009 году сохранилась положительная динамика роста инвестиций.

       В I полугодии 2009 года было использовано 19,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 117,6% к уровню I полугодия 2008 года.

     В таблице 1 приведены данные по основным показателям инвестиций в Республике Беларусь в I полугодии 2009 года. 
 

Основные  показатели инвестиций в Республике Беларусь в 2009 году

Таблица 1

      Примечание. Статистическая информация [Электронный ресурс],[1]

     Как видно из таблицы 1, несмотря на положительную динамику инвестиций в целом, в 2009 году темпы роста инвестиций снизились на 6%. Под большим вопросом находится выполнение прогнозного показателя по инвестициям в основной капитал. Ведь для достижения годового темпа в 23%, темп роста инвестиций во втором полугодии должен составить не менее 29%, что в условиях финансового кризиса и снижающейся деловой активности представляется очень маловероятным.

     Показательно  наметившееся изменение направления  расходования инвестиций: как и в  предыдущие годы большую часть в  I полугодии 2009 года (63,7%), составили инвестиции в объекты производственного назначения, однако темпы их роста меньше, чем в объекты непроизводственного назначения.

     В таблице 2 представлены данные об использовании инвестиций по областям и городу Минску в I полугодии 2009 года.

Данные  об использовании  инвестиций по областям и городу Минску в  I полугодии 2009 года

Таблица 2

 

      Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], [2]

     Как демонстрирует таблица 2, лидером по привлечению инвестиций в основной капитал в I полугодии 2009 года является город Минск. Распределение долей регионов Республики Беларусь в процентном выражении показано на рисунке 3.

     

     Рисунок 3. Доли регионов в инвестиционных вложениях в I полугодии 2009 года

Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], стр. 3

     Несмотря  на лидерство г. Минска в абсолютной величине привлеченных инвестиций, что  объясняется привлекательностью столицы  как бизнес центра, по темпам роста  инвестиций абсолютное первенство принадлежит  Брестскому региону. Это свидетельствует  о качественно лучшем подходе  руководства области к привлечению  инвестиций, немалую роль в этом играет деятельность СЭЗ в г. Бресте.

     В I полугодии 2009 года организациями государственной  формы собственности использовано 9,7 трлн. рублей инвестиций в основной капитал (к уровню I полугодия 2008 года использовано 115%), в том числе организациями республиканской собственности – 4,5 трлн. рублей (103,5%), коммунальной собственности – 5,2 трлн. рублей инвестиций (128,2%).

     Удельный  вес инвестиций, использованных организациями  государственной формы собственности, в общем объеме инвестиций составил 50,2% (в I полугодии 2008 года – 47,5%).

     Данные  об инвестициях в основной капитал  по источникам финансирования приведены  в таблице 3.

     Наибольший  интерес в таблице 3 представляют данные о привлечении иностранных инвестиций. Ведь именно они приносят с собой кроме капитала новые технологии, влияют на достижение положительного сальдо торгового баланса страны, нивелируя отрицательные влияния растущего импорта.

Информация о работе Инвестиции. Инвестиционная политика в Республике Беларусь