Инвестиции и их роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении инвестиций и их роли в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в курсовой решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие инвестиций и их роль в рыночной экономике;
2. рассмотреть факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций;
3. рассмотреть инвестиционный процесс и его участников;
4. дать характеристику инвестиционного рынка.

Содержание

Введение
1 СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность инвестиций и их формы
1.2 Роль инвестиции в развитии экономики
2 Инвестиционная деятельность в Казахстане
2.1 Инвестиционная политика в Казахстане
2.2 Информационно-презентационная работа по привлечению иностранных инвестиций
2.3 Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций
3 Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана
3.1 Иностранные инвестиции по отраслям промышленности
3.2 Распределение иностранных инвестиций по областям республики и формам собственности
3.3 Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана
3.3.1 Инвестиции на предприятиях машиностроительного комплекса
3.3.2 Химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
3.3.2.1 Иностранные инвестиции в нефтегазовый комплекс
3.3.3 Инвестиции в металлургическую промышленность
3.3.3.1 Цветная металлургия
3.3.3.2 Черная металлургия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

1. внесение на рассмотрение Президенту  Республики Казахстан предложений  по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, а также предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение;

 

2. разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан;

 

3. выработка предложений по интеграции  экономики страны в мировые  экономические процессы.

 

На заседаниях Совета обсуждается  широкий спектр вопросов, в том числе:

 

·  улучшение инвестиционного  имиджа Республики Казахстан;

 

·  судебная система Республики Казахстан;

 

·  улучшение системы налогообложения  и налогового администрирования;

 

·  повышение транспарентности законотворческого процесса;

 

·  лицензирование ввоза иностранной рабочей силы;

 

·  предотвращение конфликтов и внесудебное разрешение инвестиционных споров;

 

·  координация  тарифной политики с соседними странами и транспортные тарифы;

 

·  упрощение  процедур по въезду и выезду руководящего звена иностранных компаний;

 

·  борьба с бюрократизмом и коррупцией;

 

·  страхование  инвестиций от политических и регулятивных рисков.

 

В течение 2004 года организованы и проведены  заседания пяти рабочих групп  Совета (по вопросам законодательства, по вопросам налогообложения, по вопросам текущей деятельности иностранных инвесторов, по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан, по вопросам нефтегазового сектора). В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Причем государством сделан крен на привлечение прямых инвестиций.

 

2.3 Факторы, влияющие на привлечение  иностранных инвестиций

 

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных  инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

 

1) бюрократия;

 

2) финансовый риск;

 

3) налоговый и финансовый режим Казахстана;

 

4) правовая инфраструктура /темпы  перемен в сфере права;

 

5) валютный контроль.

 

Два из пяти факторов, не являясь чисто  экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый  и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

 

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия  налогообложения, а их стабильное, предсказуемое  и экономически эффективное и  для государства, и для инвестора  состояние. Несомненно, то, что все  эти факторы связаны с общеэкономической  стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

 

Не последнюю роль в привлечении  иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности  и разгосударствление. Создается  рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.

 

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего  инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

 

Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата  следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

 

Казахстан стремится создать благоприятный  социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

 

1)  национальный режим, т.е.  иностранные инвесторы вправе  пользоваться условиями не менее  благоприятными, чем отечественные  инвесторы;

 

2)  правительственные гарантии  от имени республики;

 

3)  гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

 

4)  гарантии от экспроприации  и др.

 

Также Правительством Республики Казахстан  были разработаны и введены в  действие другие законы и нормативные  акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

 

·  повысить эффективность экспортного  потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие  производства;

 

·  усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

 

·  повысить научно-технический  уровень производства с помощью  новой техники и технологий, методов  управления и сбыта продукции;

 

·  увеличить налоговые поступления  в государственный бюджет;

 

·  содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

 

·  использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

 

·  достигнуть экономической самостоятельности  Казахстана.

 

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый  процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

 

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

 

 

3 Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана

 

3.1 Иностранные инвестиции по  отраслям промышленности

 

Выгодность привлечения прямых инвестиций очевидна. Приток прямых иностранных  инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора. Основной формой привлечения прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей степени - со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами.

 

1 января 2003 г. в Казахстане действовало  5300 предприятий с участием иностранного  капитала (на 1 января 2002 г. — 3995), в том числе 2004 с долевым  участием иностранных инвесторов  из 3296 предприятий, полностью принадлежащих  иностранным инвесторам из 112 стран, с суммарным уставным капиталом в размере 197,6 млрд. тенге. Наибольшее число действующих предприятий из числа стран СНГ создано с фирмами Российской Федерации — 1042 предприятия, Кыргызстана — 99, Украины— 74 и Узбекистана- 65.

 

В республике во всех секторах ее экономики  действуют 740 совместных казахстанско-российских предприятий и компаний со 100%-ным  российским капиталом. Казахстанский  капитал также постепенно выходит  на российский рынок.

 

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, как по экспорту, так и по импорту. На ее долю приходится более четверти общего объема внешней торговли республики. В прошлом году объем товарооборота с «северным соседом» составил порядка около 4 млрд. долларов. Из 89 регионов Российской Федерации 72 субъекта имеют торгово-экономические связи с Казахстаном. В свою очередь и Казахстан входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. Удельный вес республики в объеме российской внешней торговли в последние годы составляет 3—4%.

 

Иностранные инвестиции в экономику  Казахстана за последние три года составляют $4-4,5 миллиарда, в том  числе внесено в виде акционерного капитала - 144.3 млн. долл., другого капитала- 256.4 млн. долл. и реинвестированного дохода - 42.5 млн. долл. В 2003 году из объема освоения прямых иностранных инвестиций в сумме 1236.4 млн. долл., вложенных в отдельные отрасли экономики Казахстана, наибольший удельный вес занимают прямые иностранные инвестиции в металлургическом комплексе (784.6 млн. долл. или 63.5 %) и нефтегазовом (244.8 млн. долл. или 19.8 %), в том числе в 4 квартале из 238.5 млн. долл. соответственно 147.1 млн. долл. или 61.7 % и 42.4 млн. долл. или 17.8 %. В диаграмме ниже приведено освоение иностранных инвестиций Казахстаном в разрезе отраслей за 2003 г.:

 

 

 

Рисунок 1 - Освоение иностранных инвестиций Казахстаном в разрезе отраслей

 

В отраслевой структуре инвестиций основную долю занимают отрасли черной и цветной металлургия, нефтяная и газовая промышленности по прежнему находится на одном из первых мест по уровню привлекаемых инвестиций. А такие отрасли как строительство и обрабатывающая промышленность получают наименьшее количество иностранных инвестиций. Такие показатели по двум последним отраслям промышленности значительно не меняются последние 5 лет. Инвесторы по-прежнему неохотно вкладывают капитал в эти отрасли.

 

3.2 Распределение иностранных инвестиций  по областям республики и формам  собственности

 

За счет средств предприятий, организаций  и населения финансируется 60% объема инвестиций; за счет иностранных инвестиций - 26%.

 

Таблица 2 -Структура инвестиций по формам собственности в Республике Казахстан за 2000 -2002 гг.

 

Виды предприятий Инвестиции в основной капитал в 2002 г. в фактических ценах, млн. тенге Удельный вес в общем, объеме инвестиций в основной капитал, % 

2002 г. 2001 г. 2000 г. 

по предприятиям и организациям всех форм собственности всего 114969 100,0 100,0 100,0 

в том числе: государственной собственности 2016 27,8 36,5 53,2 

частной собственности 4959 13,0 10,0 7,2 

общей (долевой) собственности (без иностранного участия) 17570 15,3 36,0 33,9 

общей (долевой) собственности с  иностранным участием 39861 34,7 14,0 5,1 

иностранной собственности 10563 9,2 3,5 0,

Таблица 3-Территориальная структура  инвестиций в Республике Казахстан

 

Области Удельный вес области в республиканском объеме Темп 2002г. к 2003 г, Темп декабря 2003 г. к ноябрю 2003 г.

1 2 3 4

Республика Казахстан 100,0 118,7 94,0

Акмолинская 15,9 462,8 144,3

Актюбинская 6,4 126,3 136,0

Алматинская 4,0 111,0 233,9

Атырауская 25,6 162,3 15,2

Восточно-Казахстанская 4,8 90,4 119,9

Жамбылская 1,1 42,0 304,8

Западно-Казахстанская 3,7 100,3 1022,2

Карагандинская 6,8 61,6 107,8

Кызылординская 3,8 65,7 20,2

Костанайская 3,9 94,4 116,6

Мангистауская 9,5 101,7 262,1

Павлодарская 3,9 48,8 215,5

Северо-Казахстанская 1,3 48,5 215,6

Южно-Казахстанская 2,4 84,9 191,5

г. Алматы 6,9 81,8 186,4

За 12 месяцев 2003 г. по сравнению с 2002 г. в трех областях республики увеличились  объемы инвестиций в основной капитал: Атырауской (на 62%), Актюбинской (26%), Алматинской (11%). Наибольшее их увеличение (в 5 раз) наблюдается в Акмолинской области. Сокращение объемов инвестиций произошло в Карагандинской (38%), Костанайской (51%), Северо-Казахстанской (52%) областях. Наибольший спад (на 58%) отмечается в Жамбылской области.

 

 

Информация о работе Инвестиции и их роль в рыночной экономике