Инвестиции и их роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в определении инвестиций и их роли в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в курсовой решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие инвестиций и их роль в рыночной экономике;
2. рассмотреть факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций;
3. рассмотреть инвестиционный процесс и его участников;
4. дать характеристику инвестиционного рынка.

Содержание

Введение
1 СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность инвестиций и их формы
1.2 Роль инвестиции в развитии экономики
2 Инвестиционная деятельность в Казахстане
2.1 Инвестиционная политика в Казахстане
2.2 Информационно-презентационная работа по привлечению иностранных инвестиций
2.3 Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций
3 Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана
3.1 Иностранные инвестиции по отраслям промышленности
3.2 Распределение иностранных инвестиций по областям республики и формам собственности
3.3 Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана
3.3.1 Инвестиции на предприятиях машиностроительного комплекса
3.3.2 Химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
3.3.2.1 Иностранные инвестиции в нефтегазовый комплекс
3.3.3 Инвестиции в металлургическую промышленность
3.3.3.1 Цветная металлургия
3.3.3.2 Черная металлургия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

  Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

  2.2 Информационно-презентационная  работа по привлечению  иностранных инвестиций

  Казахстан активно проводит информационно-презентационные  работы по привлечению прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики.     

  Так, в июне 1997 года в городе Алматы проведен первый Форум "Казахстанский инвестиционный саммит", в котором приняли  участие руководители и представители 52 компаний из 17 стран и двух международных организаций.

  В сентябре 1997 года в Лондоне успешно проведена  международная конференция "Инвестируя в Казахстан", главной целью  которой было привлечение внимания зарубежных инвесторов к новым инвестиционным возможностям в Казахстане.

  В рамках официального визита Президента Республики Казахстан  в Соединенные Штаты Америки  в вашингтонском университете Галлодет 18-19 ноября 1997 года проведена конференция "Торговые и инвестиционные возможности  Казахстана и его геостратегическое  значение" с участием крупнейших американских и транснациональных компаний. 27 ноября 1997 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) прошла конференция "Казахстан - торговля и инвестиции".

  4 июня 1999 года  в Алматы прошел 3-й Международный  форум "Алматинский инвестиционный саммит". В нем приняли участие представители 160 компаний из 22 стран.  

  В июне 1999 года в Лондоне прошла международная  конференция- саммит "Казахстан - новая  столица нового тысячелетия", организованная Казахстаном совместно с компанией ITE. В ней приняло участие более 250 делегатов из Европы и Америки. В целях обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а также оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью, Указом Главы государства от 30 июня 1998 года создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.    

  В состав Совета входят премьер-министр и заместители  премьер-министра, а также 13 руководителей  ведущих европейских, азиатских  и американских компаний, осуществляющих инвестиции в Казахстане, таких, как "ШевронТексако Корпорэйшн", "Бейкер энд МакКензи", "Дойче Банк Секьюритиз", "АБН АМРО Банк Казахстан", "Бритиш Газ", "Испат Кармет", "Самсунг", "Мицубиси Корпорэйшн", ЕБРР, "ТотальФинаЭльф Казахстан", "Кох Холдинг", Евразийский Банк и "Эрнст энд Янг".

  В рамках содействия установлению благоприятного инвестиционного  климата в Республике Казахстан  путем подготовки предложений и  рекомендаций по совершенствованию  законодательного режима и системы  налогообложения в Совете организованы рабочие группы по следующим вопросам:

  ·  законодательство;

  ·  налогообложение;

  ·  текущая деятельность инвесторов;

  ·  повышение инвестиционного имиджа страны.

  В качестве органов, координирующих деятельность рабочих групп, выступают Комитет  по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан и Секретариат Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.

  Основными задачами Совета являются:

  1. внесение  на рассмотрение Президенту Республики  Казахстан предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, а также предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение;

  2. разработка  рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан;

  3. выработка  предложений по интеграции экономики  страны в мировые экономические  процессы.

  На заседаниях Совета обсуждается широкий спектр вопросов, в том числе:

  ·  улучшение инвестиционного имиджа Республики Казахстан;

  ·  судебная система Республики Казахстан;

  ·  улучшение системы налогообложения и налогового администрирования;

  ·  повышение транспарентности законотворческого процесса;

  ·  лицензирование ввоза иностранной рабочей силы;

  ·  предотвращение конфликтов и внесудебное разрешение инвестиционных споров;

  ·  координация тарифной политики с соседними странами и транспортные тарифы;

  ·  упрощение процедур по въезду и выезду руководящего звена иностранных компаний;

  ·  борьба с бюрократизмом и коррупцией;

  ·  страхование инвестиций от политических и регулятивных рисков.

  В течение 2004 года организованы и проведены заседания  пяти рабочих групп Совета (по вопросам законодательства, по вопросам налогообложения, по вопросам текущей деятельности иностранных инвесторов, по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан, по вопросам нефтегазового сектора). В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Причем государством сделан крен на привлечение прямых инвестиций.

  2.3 Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций

  Хотя Казахстану свойственны изобилие природных  ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан  перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

  1) бюрократия;

  2) финансовый  риск;

  3) налоговый  и финансовый режим Казахстана;

  4) правовая  инфраструктура /темпы перемен в  сфере права;

  5) валютный  контроль.

  Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние  на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый  и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

  Важно отметить, что иностранному инвестору важны  не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и  экономически эффективное и для  государства, и для инвестора  состояние. Несомненно, то, что все  эти факторы связаны с общеэкономической  стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

  Не последнюю  роль в привлечении иностранных  инвестиций, думается, сыграет последовательно  проводимый курс на приватизацию собственности  и разгосударствление. Создается  рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.

  Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой  для широкого и всестороннего  инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

  Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует  учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

  Казахстан стремится создать благоприятный  социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий  их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и  достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан.  Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

  1)  национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

  2)  правительственные гарантии от имени республики;

  3)  гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

  4)  гарантии от экспроприации и др.

  Также Правительством Республики Казахстан были разработаны  и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

  ·  повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

  ·  усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

  ·  повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

  ·  увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

  ·  содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

  ·  использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

  ·  достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

  Таким образом, зарубежное инвестирование выступает  как объективно необходимый процесс  для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

  Самым главным  фактором, препятствующим притоку портфельных  инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует  нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана. 

  3 Прямые иностранные  инвестиции в экономику  Казахстана

  3.1 Иностранные инвестиции  по отраслям промышленности

Информация о работе Инвестиции и их роль в рыночной экономике