Государственные займы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

ЗАЕМ - один из видов договора, соглашения между двумя договаривающимися сторонами: заимодавцем и заемщиком. Согласно такому договору заемщик получает от заимодавца в собственность или в оперативное управление деньги либо товары, а через определенный срок обязан вернуть равную сумму денег или товары эквивалентной значимости и ценности. Договор займа, как правило, безвозмездный. Взимание процентов по нему допускается в предусмотренных законом случаях, например по заемным операциям кредитных учреждений, ломбардов.

Содержание

Введение.______________________________________________2
1.Понятие государственного займа.________________________3
2.Виды государственных займов.__________________________6
3.Классификация государственных займов._________________8
Заключение.___________________________________________15
Список литературы.____________________________________16

Работа содержит 1 файл

финансовое право(сделана).doc

— 77.50 Кб (Скачать)


Содержание.

Введение.______________________________________________2

1.Понятие государственного займа.________________________3

2.Виды государственных займов.__________________________6

3.Классификация государственных займов._________________8

Заключение.___________________________________________15

Список литературы.____________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие Государственного займа.

ЗАЕМ - один из видов договора, соглашения между двумя договаривающимися сторонами: заимодавцем и заемщиком. Согласно такому договору заемщик получает от заимодавца в собственность или в оперативное управление деньги либо товары, а через определенный срок обязан вернуть равную сумму денег или товары эквивалентной значимости и ценности. Договор займа, как правило, безвозмездный. Взимание процентов по нему допускается в предусмотренных законом случаях, например по заемным операциям кредитных учреждений, ломбардов.

Займы государственные - разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором. Обычно займы выпускаются в денежной форме, хотя иногда (при обесценении денег) они выпускались в натуральной форме и погашались продуктами. Займы бывают краткосрочные (текущие) со сроком погашения до года, среднесрочные (от года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). По видам доходности различают займы процентные (их держатели получают твёрдый доход по фиксированной ставке) и выигрышные (по которым доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения. Размещаются займ по подписке среди населения, через банки или сберегательные кассы, путём продажи на бирже и с аукциона.

По месту размещения займы делятся на внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или какой-либо третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать в выпустившей их стране иностранные граждане (общества), и наоборот, облигации внешних займов часто скупаются за границей выпустившим их государством или его гражданами и возвращаются в страну-должник (репатриация займов). Размер внешнего долга определяется стоимостью облигаций всех займов данной страны, размещенных среди иностранных держателей.

Социальное содержание государственных займов как способа привлечения денежных средств на покрытие государственных расходов определяется природой и функциями данного государства. В докапиталистических формациях займы впервые появились в рабовладельческом обществе и применялись главным образом при чрезвычайных обстоятельствах. При капитализме государственный займ -- основная форма функционирования государственного кредита. Буржуазное государство за сравнительно короткий срок мобилизует с помощью займов крупные денежные средства. Обычно займы носят добровольный характер, т.е. буржуазное государство предлагает капиталистам выгодное помещение капитала. В принудительном порядке займы капиталистических государств размещаются в случае сильного расстройства финансовой системы. Принудительные займы возникли в период зарождения капитализма в Италии, часто применялись в 15-18 вв. Они ведут к подрыву государственного кредита, поэтому своё значение постепенно утрачивают.    После 1-й мировой войны 1914-18 принудительные займы выпускались в ряде западно-европейских стран в связи с расстройством государственных финансов; во время 2-й мировой войны 1939—45- фашистской Германией и Японией. Такие займы означают неприкрытую эксплуатацию трудящихся масс со стороны буржуазного государства. Одним из новейших видов принудительных займов служит инфляционный выпуск бумажных денег. "Все признают, - писал В. И. Ленин в сентябре 1917, что выпуск бумажных денег является худшим видом принудительного займа, что он ухудшает положение всего сильнее именно рабочих, беднейшей части населения, что он является главным злом финансовой неурядицы" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 187).     При империализме, особенно в период общего кризиса капитализма, З. г. используются для финансирования расходов хронически дефицитных государственных бюджетов, что связано с милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн, содержанием разбухшего государственного военно-полицейского аппарата. За годы 1-й мировой войны США за счёт З. г. Покрыли 61%, Великобритания 68%, Франция 81%, Германия 84% всех государственных расходов, а за годы 2-й мировой войны - США 54%, Великобритания 50%, Германия 61%, Япония 58%. Прибегая к займам буржуазное государство неизбежно увеличивает государственный долг. Внешние займы, способствуя вывозу и приложению за границей относительного избытка капитала, являются для стран-кредиторов орудием захвата рынков сбыта и источников сырья в государствах-заёмщиках. Вывоз капитала за границу монополиями объясняется прежде всего более высокой нормой прибыли в экономически отсталых странах по сравнению с нормой прибыли в развитых странах, а также политическими и военно-политическими целями. С развитием государственно-монополистического капитализма в роли кредитора всё чаще выступает буржуазное государство. Рост внешней задолженности приводит к усилению экономической и политической зависимости страны-заёмщика от страны-кредитора, прежде всего от мирового кредитора - США, что особенно характерно для периода после 2-й мировой войны. Внешние займы американского империализма превратились в прямое средство экспансии, агрессии и международной реакции.

Тяжесть займа в капиталистических странах падает на трудящихся, т.к. источником их погашения и уплаты процентов по ним являются средства, изымаемые у массового налогоплательщика. В то же время капиталисты в виде процентов получают подавляющую часть гарантированных доходов. Поэтому через займы, как и через налоги, происходит перераспределение национального дохода в интересах эксплуататорских классов. В. И. Ленин указывал, что, обогащаясь за счёт возрастающей прибыли от займа, финансовый капитал облагает всё общество данью.

 

 

 

 

 

 

2. Виды государственных займов.

Различают следующие виды займов:

- без облигационный - государственный заем, выпускаемый без продажи облигаций;

- беспроигрышный - выигрышный заем, по которому на протяжении срока займа выигрывают все облигации;

- беспроцентный - заем, при котором владельцам облигаций ежегодные проценты не выплачиваются, например принудительные государственные займы;

- бессрочный - внутренний государственный заем, выпускаемый без обязательства возврата капитальной суммы в определенный срок;

- внешний - предоставленный иностранным заемщикам или полученный от иностранных кредиторов;

- внутренний - размещаемый внутри страны в национальной валюте; выигрышный - по которому доход выплачивается в виде выигрыша;

- гарантийный - погашение которого гарантируется определенными ценностями;

- государственный - объявленный государством для покрытия государственных расходов или проведения целевых мероприятий (целевой заем), на которые у государства нет средств;

- золотой - заем, обеспеченный некоторым золотым запасом, как правило, государственный;

- компенсационный - заем в форме соглашения о предоставлении займа в иностранной валюте в обмен на заем в отечественной валюте, применяется в целях предотвращения и нейтрализации валютного риска и валютных ограничений; межправительственный - международный кредит в форме предоставления одной стране со стороны другой страны товаров или денежных средств на условиях срочности и возвратности за определенную плату;

- облигационный - осуществляемый путем выпуска заемщиком облигаций;

- опционный - заем с опционом в форме долгового обязательства, согласно которому кредитору в определенных пределах и при определенных условиях предоставляется право выбора условий погашения займа, например: возможность потребовать от заемщика погасить заем или его часть в валюте, отличной от той, в которой он был предоставлен;

- открытый - заем, подписка на который еще не закончена;

- процентный - заем, по которому доход выплачивается в размере процентов от величины капитала займа;

- рентный - государственный заем, который гарантирует держателям облигаций регулярный твердый доход, но не берет на себя обязательств вернуть в обусловленный срок капитальную сумму долга;

- "стриженый" - заем, предоставленный на сумму, меньшую полной стоимости его обеспечения; субординационный - специальный бессрочный заем, по которому ресурсы привлекаются с рынка ссудных капиталов и по условиям займа приравниваются к собственным средствам заемщика;

- целевой - государственный заем, размещаемый с условием, что поступающие по нему средства будут использованы строго по целевому назначению, на заранее намеченные цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация государственных займов.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

Информация о работе Государственные займы