Государственное регулирование инвестиционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование состояния и факторов инвестиционной деятельности на протяжении всего периода проводимых в стране реформ и обоснование необходимости государственного регулирования инвестиционных процессов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
описать сложившуюся в России инвестиционную ситуацию;
раскрыть сущность инвестиционной деятельности как объекта государственного регулирования;
обосновать необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПОСЛЕДНЯЯ11.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

      Вместе  с тем, применение ряда принципов  позволяет существенно повысить эффективность этого метода. Во-первых, это четкая классификация бюджетных расходов на текущие эксплуатационные расходы и инвестиции и включение в бюджетное планирование всех инвестиций, финансируемых правительством. Во-вторых, разработка центральными экономическими ведомствами подробных едины правил по оценке инвестиционных проектов, профессиональная подготовка специалистов отраслевых ведомств и  организаций отраслей социальной сферы, строгая экспертиза в центральных ведомствах. В-третьих, проведении конкурентных торгов на заключение контрактов на государственные закупки и жесткий контроль за реализацией инвестиционных проектов.

      Нарушение перечисленных условий ведет  к тому, что государственное инвестиционное хозяйство в условиях децентрализации составления инвестиционных бюджетов становится хаотичным и коррумпированным.

      Существенный  канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством.

      Даже  те страны, которые устанавливают относительно либеральный режим для естественных монополий, много внимания уделяют координации решений частных предприятий в этих отраслях. Интересен в этом отношении пример США.8 Просчеты в планировании ввода в действие новых мощностей привели в ноябре 1965 г. к крупнейшей энергетической катастрофе мирного времени, когда весь северо-восточный регион Северной Америки оказался без электричества. Сбои в подаче энергии были связаны с перенапряжением действующих мощностей. Для предотвращения подобной ситуации в будущем был создан правительственный орган - Североамериканский совет по электроэнергии. На совет возложена задача подготовки прогноза потребления энергии на 10-летний срок в США и Канаде. Этот прогноз основывается на обработке прогнозов, составляемых частными энергетическими компаниями для обслуживаемых ими регионов. Компании обязаны предоставлять свои прогнозы в Совет, который обобщает их и публикует ежегодно детальные сценарные прогнозы. Частные компании, основываясь на этой информации, существенно повышают точность своих оценок и инвестиционных перспектив.

      Учитывая  набирающие силу процессы децентрализации  экономики, стремление республик и  крупных экономических регионов России к самостоятельности в формировании финансовой базы, расходовании собственных средств, потребуется, очевидно, делегирование части полномочий государства в сфере  инвестиционной самостоятельности (в том числе по поддержке жизнеобеспечивающих отраслей) на региональный уровень. Регулирующая роль государства в этом случае могла бы состоять в разработке системы, стимулирующей переток инвестиций в наиболее предпочтительные конкретные отрасли, регионы и производства; в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата (мерами кредитной и налоговой политики) в "точках" народного хозяйства, особо значимых с позиций макроэкономической реструктуризации.

      Одним из концептуальных положений государственной  инвестиционной политики, сформулированным в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2000г., является задача смещения акцентов в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику на федеральный уровень.

      Это связано с тем, что при весьма скромных объемах пришедших в  Россию в 90-е гг. прямых иностранных  инвестиций ряд наших регионов со второй половины десятилетия успешно осваивает инструменты прямого привлечения инвесторов на свои территории. В этой связи принципиально важно, чем обусловлена поставленная Центром задача: стремлением вновь вернуть рычаги правления в свои руки или необходимостью на основе осмысления накопленного регионального опыта сформулировать новые, более действенные механизмы и инструменты государственной инвестиционной политики.

      В начале десятилетия именно Центр  выдвинул принцип децентрализации инвестиционного процесса, в том числе и в региональном плане. Минэкономики России с 1995 г. регулярно проводило методические семинары и совещания с субъектами РФ, оказывающие помощь в разработке программ привлечения инвестиций (включая иностранные) с учетом местных условий и опыта отечественного и международного инвестиционного сотрудничества.

      Доля  федерального бюджета в общем, объеме инвестиций за счет всех источников финансирования в экономику на протяжении последних  лет сокращалась: в 1998 г. она составила 5,1%, по прогнозу на 2005 г. будет 3,6%.9

      Инвестиционные расходы субъектов Федерации и местных бюджетов за эти годы держатся на уровне 10,4% всех инвестиций.

      Формирование  собственной инвестиционной политики было заметно интенсифицировано  ростом социальной напряженности в  регионах. Это обусловлено в первую очередь такими процессами, как сброс социальных расходов с федерального на региональные бюджеты без соответствующей доходной базы и значительным снижением жизненного уровня в большинстве регионов.

      Что касается производственного сектора, то «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста  отечественного производства, может и должен начаться только с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с пищевой и легкой промышленности, т.е. именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.

      Особое  значение легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено следующим. Во-первых, эти отрасли имеют сильную «межотраслевую сцепку», в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на многих зарубежных рынках,

      Это направление государственной структурной  политики может быть реализовано  с относительно меньшей нагрузкой  на федеральный бюджет. Для этого  требуются не столько прямые государственные  инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных инвестиций. Эти инвестиции необходимо поддержать налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных производителей технологического оборудования. Необходима также разумная государственная политика протекционизма в отношении названной группы отраслей.

      Приоритетным  направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор сегодня оценивается примерно в 7% всех вложений в основной капитал.10 Для этого не требуется крупных государственных средств.

      Необходимы  вложения в систему федеральных  и региональных гарантийных фондов, причем каждый рубль, направленный на их создание, способен привлечь, как минимум, 3-4 рубля частных инвестиций, прежде всего за счет гарантированных банковских кредитов. При этом важно инвестиционный спрос, создаваемый при государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных производителей специализированного оборудования для малых форм бизнеса.

      В высокотехнологичных отраслях обрабатывающего сектора названные приоритеты государственной инвестиционной политики должны иметь очаговый характер (на уровне отдельных производств и даже конкретных предприятий). Выявление таких «очагов» и их целевая поддержка остаются важнейшими задачами государства.

 

Раздел III. Расчетное задание

    Руководители  коммерческой организации рассматривают  возможность финансирования крупномасштабного  инвестиционного проекта «Альфа»  с предполагаемым двадцатилетним сроком реализации. В ходе исследования особенностей долгосрочного инвестирования разработчики проекта определили основные компоненты денежного оттока, связанного с разработкой проекта и основными капиталовложениями. Исходные данные для расчета инвестиционных затрат представлены в таблице 1. 

Таблица 1

Начальные инвестиционные затраты проекта «Альфа», тыс. руб.

Показатели Начальный период инвестирования (01.01.1998 г.) 01.01.1999 г.
Капитальные затраты, 1623,1 2761,4
в том числе:
  приобретение земельных участков 1094  
  строительство зданий и сооружений 529,1 2188
  приобретение машин и оборудования   286,7
  приобретение прочих основных  фондов   286,7
Прочие  издержки, связанные  с организацией предприятия, 0 197,373
  в том числе расходы:
  по проектно-изыскательским работам 0 105,67
  по рекламе   56,21
  по подготовке кадров и другим  статьям затрат   35,493
Инвестиции  в собственный (чистый) оборотный капитал, 0 33,8
в том числе:
  приобретение первоначально необходимых сырья и материалов   41,8
  страхование задержек по оплате  за отгруженную продукцию (дебиторская задолженность)   14
  получение краткосрочного кредита  со сроком погашения 1 год   22
Итого начальных инвестиционных затрат 1623,1 2992,573
 

    В ходе анализа маркетинговых, технико-экономических  и технологических особенностей реализации проекта было определено, что вновь организуемое предприятие выйдет на уровень запланированной мощности по выпуску и сбыту продукции только в течении третьего года реализации инвестиционного проекта. Ожидаемые значения показателей объема продаж и годовой величины операционных издержек представлены в аналитической таблице 2.

    Таблица 2

Объем продаж и годовая  величина операционных издержек

Показатель К концу второго  года реализации проекта (31.12.99) К концу третьего года реализации проекта (31.12.2000)
Годовой объем продаж, тыс. руб. 1760 4065
Операционные  издержки (без учета амортизации) за год, тыс. руб. 1888,0 3186,0
 
 

    По  результатам прогнозного анализа  предполагается, что дополнительная потребность в оборотных активах составит 10 % от увеличения объема продаж, а прирост в краткосрочных пассивах – 5% от увеличения в объеме годовых операционных издержек.

    Данные  предположения основаны на результатах  маркетинговых исследований, трендового анализа соотношений оборотных активов, краткосрочных пассивов, объема продаж, уровня постоянных и переменных затрат, а также на параметрических характеристиках планируемого производства. Начиная со второго года реализации проекта, износ по основным фондам будет начисляться с использованием прямолинейного метода амортизации. На основании вышеизложенного расчет операционных денежных потоков рекомендуется осуществлять в аналитической таблице 3.

    Для определения ликвидационного денежного  потока коммерческая организация должна оценить рыночную стоимость задействованных в инвестиционном процессе основных фондов. С этой целью коммерческая организация воспользовалась услугами фирм, специализирующихся на переоценке основных фондов и определении будущей рыночной стоимости активов. На основании экспертных заключений рыночная стоимость земельного участка в начале 2019 года составит 580 тыс. руб.,  а ожидаемая рыночная стоимость действующих основных фондов (отдельных зданий и видов оборудования) составит 1800 тыс. руб. Стоимость демонтажа оборудования, сноса сооружений и очистки территории – 80 тыс. руб.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционных процессов