Анализ молочной отрасли в орловском регионе

Автор: n************@il.ru, 24 Ноября 2011 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Россия традиционно относится к одной из ведущих стран по производству молока и молочных продуктов. Для наглядности на рисунке 1 обобщены оценочные данные по производству молока в некоторых странах мира.

Содержание

1 Оценка потенциала отрасли …………………………………………………..3
2 Оценка рисков ……………………………………………………………...….9
3 Сведения об инвестиционных проектах в молочной отрасли………….… 13
Список использованных источников …………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 61.16 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

1 Оценка потенциала отрасли …………………………………………………..3
2 Оценка рисков ……………………………………………………………...….9
3 Сведения об инвестиционных проектах в молочной отрасли………….… 13
Список  использованных источников ……………………………..……………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Оценка  потенциала отрасли
 

     Россия  традиционно относится к одной  из ведущих стран по производству молока и молочных продуктов. Для наглядности на рисунке 1 обобщены оценочные данные по производству молока в некоторых странах мира.

     Рисунок 1 - Динамика молочных рынков стран лидеров  по производству молока, млн.тонн.

     Большинство  стран  производят  молоко  для  собственного  потребления. Поставки  молочной  продукции  на  внешние  рынки  невелики,  из  684  млн.  т. молока  продается не более 6  %, и этот объем снижается.

     Экспорториентированной  по молоку остается Новая Зеландия, поставляя за  рубеж  90  %  производимых  объемов  (рисунок 2).  ЕС  имеет излишки, направляемые  на  экспорт,  исходя  из  системы квотирования  производства молока. Из стран ЕС нацелены на экспорт, главным образом сыров, Франция, Италия,  Швейцария,  Германия,  Ирландия.  США из  производимых  86  млн.  т молока лишь 4 млн. т продают на внешний рынок и столько же закупают. Около 2 млн.  т  в  пересчете  на  молоко  продает  Беларусь,  где  производство  молока растет  темпами  порядка  10  %  в  год.  За  счет  перераспределения  бюджетных средств  из  промышленности  в  сельское  хозяйство  стоимость  молока  создает условия  потенциального  демпинга  в  отношении  к  основному  потребителю белорусской молочной продукции – России.

     Рисунок 2 – Крупнейшие экспортеры молочных продуктов, млн. тонн.

     Россия  завозит  порядка  6  млн.  т  молочной  продукции  в  пересчете  на молоко  (с  учетом  поставок  из  Беларуси)  и  является  крупнейшим  мировым импортером .Крупными  импортерами  и  потребителями  являются

Мексика,  Япония,  Алжир,  Филиппины,  Сингапур,  Китай,  Австралия,  Египет, Саудовская Аравия, страны ЕС в рамках межгосударственного обмена. Вместе с тем объем импорта в Россию в 2009 г.  году стал существенно сокращаться по всем ввозимым товарным позициям. Россия также крупнейший импортер сливочного масла, причем  это  традиционный  продукт  импорта.  Россия  присутствует  в  списке импортеров сухих молочных продуктов[4].

     По  федеральным округам основным производителем молока является Приволжский федеральный округ (32 %), откуда  избыточный  ресурс  сырья  перераспределяется  в  другие  регионы.  В Московской области, которая сдает свои позиции лидера в регионе, в 2009 году сохранилась тенденция к резкому снижению валового надоя (6% к 2008 году). Однако  за  счет  роста  объемов  производства  молока  в  других  субъектах Центрального федерального округа валовой надой в нем сохранился на уровне 2008  года.  Все остальные регионы демонстрируют  прирост  объемов  молока (таблица1).

     Таблица 1 - Валовое производство молока в сельскохозяйственных

     предприятиях  по федеральным округам РФ, тыс. тонн. 

Название  ФО 2009 Доля в общем  объеме, % 2008/2007,  % 2009/2008,%
Приволжский 4625,9 32,1 100,8 101,6
Центральный 3784,1 26,3 99,9 100,1
Сибирский 2254,6 15,6 102,4 101,8
Северо-Западный 1375,2 9,5 100,6 100,7
Южный 1285,0 8,9 99,0 105,1
Уральский 946,8 6,6 100,5 104,7
Дальневосточный 136,3 0,9 102,6 107,7
Всего в РФ 14407,9 100 100,6 101,7
 

     Cредние по России цены реализации молока коровьего в III квартале 2010 года оставались на уровне 12,7 руб. за л., обеспечивая допустимый уровень рентабельности для сельхозпроизводителей при реализации молока.

     Именно  эта  цена  позволила не только компенсировать затраты аграриев, но и стабилизировать  молочный  рынок  в  целом,  объемы  продаж  молочной продукции  и  перейти  к  тренду  в  сторону  повышения. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров и является жизненно важным звеном в рационе питания. Связано это как с привычками потребления россиян, так и с относительно невысокой стоимостью продуктов питания данной категории.  В стоимости потребительской корзины доля молочных продуктов составляет 16%. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей России приходится примерно 230 кг, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. Поэтому, рынок потребителей молочной продукции следует рассматривать как растущий, т.е. имеющий реальные возможности для увеличения объемов реализации. Представляется, что привлекательность рынка сбыта продукции имеет уровень, выше среднего; товары будут пользоваться спросом, возможно привлечение инвестиций.

     На  протяжении ряда лет в Орловской  области осуществляется широкомасштабная работа по привлечению отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  региона. Объём инвестиций в основной капитал ежегодно увеличивается. По итогам 2009 года их объём составил 19,9 млрд. рублей.

     Продавцами (поставщиками молочного сырья) на данном рынке в основном являются сельскохозяйственные предприятия, а также фермерские хозяйства и хозяйства населения, а покупателями - перерабатывающие предприятия - молочные комбинаты, осуществляющие деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции.

      Стратегическими приоритетными сферами инвестиционной деятельности Орловской области являются:

  • переработка продукции агропромышленного комплекса с использованием современных достижений агробиологии, гигиены питания и создание сети малых перерабатывающих предприятий непосредственно в местах выращивания сельхозпродукции;

       В настоящее время на территории Орловской области сосредоточено 24 предприятия по переработке молока, что составляет 18% от общего числа предприятий пищевой промышленности.

     Основной  оборот в группе молочных продуктов  по-прежнему определяют традиционные продукты: молоко, сыр, сметана и  другие. Рынок растет в основном в сегменте короткоживущей молочной продукции, особенно хорошие показатели фиксируются в десертной и питьевой группах. Однако набирает обороты и сегмент инновационных продуктов, которые обеспечивают стабильный рост всей категории. По данным Молочного союза России, рынок молочной продукции ежегодно растет на 4-5%.

     В рамках Госпрограммы поставлена задача в 2016 году производство молока в Орловской области увеличить до 500 тысяч тонн. В перспективе, то есть в 2020 году, регион достигнет цифры 1 млн тонн. Прирост планируется обеспечить за счет устойчивого роста молочной продуктивности коров.

     Переработка молока  - довольно перспективный  вид экономической деятельности. Но существуют некоторые барьеры, препятствующие развитию отрасли:

     - импортозависимость  молочной продукции  (20%), что представляет угрозу  развития собственного производства;

     - постоянный дефицит сырья. По этой причине многие молочные заводы загружены едва наполовину, немалые мощности простаивают. Правда, в рамках нацпроекта в последние годы введены десятки животноводческих комплексов, что впоследствии должно благоприятно сказаться на деятельности животноводов;

         - негативные взаимоотношения между  производителями молочного сырья  и переработчиками - оптовая и розничная торговля;

         - зависимость от сезонности, ставит под удар стабильность работы молокоперерабатывающих предприятий;

        - значительные первоначальные капитальные  вложения в организацию молочного производства  при длительных сроках окупаемости этих вложений, а также незначительная государственная поддержка (размер государственных субсидий сельхозпроизводителям из бюджета в расчете на 100 рублей реализованной продукции: в ЕС - 32 рубля, США - 16 рублей, Канаде - 29 рублей, России - около 7 рублей).

     В настоящее время, в результате мероприятий, проводимых администрацией Орловской  области, направленных на развитие отрасли  животноводства, ситуация в молочном подкомплексе начала меняться, темпы падения снизились.

     Наметившиеся  тенденции требуют разработки и  реализации экономически обоснованных мер по развитию отечественной молочной промышленности. Для успешного развития молочной промышленности в Орловской области необходимо:

     во-первых, обеспечить мощности перерабатывающих предприятий сырьем за счет потенциала сельхозпредприятий региона, а также  личных подсобных хозяйств;

     во-вторых, повысить уровень технической оснащенности производства;

     в-третьих, увеличить поголовье коров и повысить их продуктивность.

     в-четвертых, стимулировать молокоперерабатывающие предприятия и организации потребительского союза на работу по сбору и закупке молока у населения и фермеров, занимающихся молочным животноводством[12].

     Условием  активизации инвестиционной деятельности остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного  климата: создание благоприятного налогового режима, инфраструктуры бизнеса, стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечение минимального уровня инфляции и банковского процента, взвешенная политика на фондовом рынке. 
 
 
 
 
 

    2 Оценка рисков 

     В процессе анализа состояния молочной отрасли  можно выделить следующие риски:

     - финансово-экономические;

     - социальные;

     - технические;

     - экологические.

     В таблице 2 представлены возможные финансовые риски и вероятность их наступления.

     Таблица 2- Финансово-экономические риски и оценка вероятности их наступления

    Риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль  от реализации проекта. Вероятность риска.
    Неустойчивость  спроса Падение спроса с ростом цен 75
    Появление альтернативного продукта Снижение спроса 25
    Снижение  цен конкурентами Снижение цен 25
    Увеличение  производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен 25
    Рост  налогов Уменьшение  чистой прибыли 50
    Платежеспособность  потребителя Падение продаж 25
    Рост  цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли  из-за  роста цен 75
    Зависимость от поставщиков Снижение прибыли  из-за  роста цен 25
    Недостаток  оборотных средств. Увеличение  кредитов 25

Информация о работе Анализ молочной отрасли в орловском регионе