Анализ инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Природные ресурсы являются фундаментом развития народного хозяйства страны. Обеспеченность страны природными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов

Содержание

Глава 1. Природно-ресурсный потенциал регионов России как фактор экономического развития

Введение

Географическое положение и природные условия России

Природно-ресурсный потенциал России

Характеристика природных ресурсов регионов России

Региональные особенности и экономическое развитие регионов

Федеральные программы регионального развития

Природно-ресурсная политика России

Значение природных ресурсов в экономике России

Заключение

Источники информации

Глава 2. Анализ инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) Удмуртской Республики

Инвестиционный потенциал

ПРП и ГП

Степень развитости хозяйственной системы

Интеллектуальный капитал и качество трудовых ресурсов региона 1

Интеллектуальные риски

В области политических факторов

В области экономических факторов

В области природных факторов

В области социальных факторов

Работа содержит 1 файл

ТОН контрольная работа.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

  Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо-Кавказский, Центральный и  Северо-Западный. Северо-Кавказский район  это прежде всего санаторно-курортные комплексы Кавказских Минеральных Вод (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск) и Черноморского побережья (Анапа, Геленджик, Сочи), а также Домбай, Архыз, Теберда и т.д. В районе благоприятные природные условия для летних видов отдыха, альпинизма, горнолыжного спорта, лечения.

  Центральный район особенно привлекателен многочисленными  памятниками истории и культуры. Уникальный комплекс культурно-исторических объектов – «Золотое кольцо России» (Москва – Сергиев Посад –  Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва). В районе много старинных русских городов, русский монастырей. Здесь находятся поля русской славы, центры замечательных народных художественных промыслов, места связанные с творчеством деятелей культуры, искусства, науки и многое другое. Северо-Западный район – это прежде всего Санкт-Петербург и его окрестности – знаменитые дворцово-парковые комплексы.

  Разумеется, рекреационные ресурсы России не ограничиваются тремя названными районами. Не менее привлекательны Урал с его уникальными пещерами, реками, центрами художественных промыслов, Алтай, Байкал, Камчатка, Приморский край, Енисей и многое другое.  

  Региональные  особенности и  экономическое развитие регионов 

  Огромная  территория России порождает большое региональное разнообразие, в том числе и разнообразие региональных интересов. С точки зрения этих интересов можно выделить в России три типа регионов.

  1. Добывающие – Тюмень, Коми, Якутия, Магадан, Бурятия, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа. Богатые природные ресурсы порождают здесь стремление к максимальному экономическому суверенитету, либерализации цен, открытой экономике.

  2. Промышленные - работающие в расчете  на весь российский рынок. Это  Центральная Россия, Урал, Кузбасс, Красноярск, Томск. Они стремятся к разумному сочетанию региональной самостоятельности и эффективной экономической политики федеральных властей. В обрабатывающей промышленности лидирующее положение занимают Центральный и Уральский регионы (на них приходится по 20% всего выпуска обрабатывающей промышленности).

  3. Агропромышленные - ориентированные  преимущественно на более узкий  рынок, часто локальный, – Черноземье, основная часть Поволжья, Кубань, Ставрополь, Дон, Оренбург, Омск, Новосибирск.  Они стремятся, прежде всего, к формированию внутрирегиональных связей. По объему производимой сельскохозяйственной продукции лидирует Северный Кавказ (18%), за ним следует Поволжский (16%), Центральный (14%) и Центрально-Черноземный регионы (12%).

  В целом на три региона – Центральный, Уральский, и Западно-Сибирский – приходится половина ВВП России. По уровню ВВП на душу населения лидирует Западная Сибирь.

  Природные ресурсы – важнейший элемент  экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. Характер и величина оценки природных ресурсов зависят от их целевого назначения.

  Законодательство  России установлена платность использования  природных ресурсов – земли, воды, недр, лесов, объектов животного мира. Эти средства поступают в государственный бюджет и направляются на воспроизводство и охрану естественных ресурсов, в том числе посредством целевых дотаций и субсидий регионам (например, на повышение плодородия почв, воспроизводства лесных ресурсов и т.д.), или на финансирование из специализированных бюджетных фондов. Главная цель России в предстоящее время – стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций страны в мире.

  Выявляя тенденции экономического развития регионов в условиях рынка, надо исходить из того, что реальной опорой национальной экономики России может быть лишь крупнотоварное производство, крупнейшие производственно-технологические системы новых поколений.

  Важным  для экономики страны является освоение новых природных ресурсов. Экономическое  развитие России основано на запасах  и разработке основных видов минерального топлива и сырья.

  Каждый  регион имеет свои проблемы, но не каждый способен самостоятельно продолжать свое развитие. Особое значение для национальной экономики имеет наличие ресурсного потенциала региона. Те из них, которые  в лучшей степени приспособились к рыночным условиям, вполне могут развиваться без специальной государственной поддержки. А малозаселенным и малоосвоенным регионам, обладающим богатыми природными ресурсами, но не имеющими собственных финансовых возможностей для их освоения требуется государственная поддержка, эффективной формой которой являются федеральные целевые программы регионального развития.  

  Федеральные программы регионального  развития 

  Государственные программы развития регионов применяются  в разных странах как интенсивное средство региональной политики. В современной России с ее разнообразием проблемных территорий имеются широкие возможности для регионального программирования.

  Федеральные программы регионального развития в принципе должны разрабатываться  не для всех, а только ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решение не столько текущих, сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других – преодоление хронической отсталости, освоение новых природных ресурсов и т.д. программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.

  Инициаторами  разработки федеральных программ регионального  развития чаще всего выступают администрации  субъектов федерации. Обоснования  предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем, требующих программной проработки, анализ причин их возникновения, оценку возможной социально-экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления, рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы.

  Для программы, утвержденной Правительством РФ, открывается финансирование из федерального бюджета, а госзаказчик  заключает с исполнителями программы  государственные контракты на финансирование из бюджетов субъектов федерации  и внебюджетных источников. Текущее управление программой осуществляет дирекция, формируемая госзаказчиком. Показатели программы должны ежегодно уточняться.

  Федеральные региональные программы, кроме средств  федерального и регионального бюджетов, привлекают также взносы участников программы, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в выполнении программы, кредиты банков, средства населения, иностранные инвестиции и т.д. Предусматривается также возможность создания специальных финансовых фондов.

  Природно-ресурсная политика России 

  Независимо  от того, в чьей собственности находятся  природные ресурсы, государство  вправе регулировать процесс их освоения и использования, действуя в интересах  общества в целом и отдельных  собственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.

  Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального  и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды.

  В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания, усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.

  При этом основными стратегическими  задачами для природно-ресурсного блока  являются

  - завершение перехода к рациональному  сочетанию административных и  экономических методов государственного регулирования в области природопользования;

  - формирование эффективной системы  органов государственного управления  в сфере природопользования, четкая  координация и разграничение  сфер их деятельности;

  - развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;

  - оптимизация объемов и расширение  диверсификации источников инвестиции  при воспроизводстве, потреблении  и охране природных ресурсов;

  - развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в сфере природных ресурсов;

  - осуществление государственной  поддержки научных исследований  как важнейшей исходной части  технологического цикла в области  изучения, воспроизводства, использования  и охраны природных ресурсов;

  - создание условий для сбалансированного  природопользования как основного  фактора устойчивого развития  страны;

  - обеспечение разграничения функций  и прав федеральных органов  и субъектов Российской Федерации  в сфере природопользования;

  - учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.

  Значение  природных ресурсов в экономике России 

  Анализ  экономического потенциала природных  ресурсов, состояния основных фондов и применяемых технологий в добывающем комплексе дает основание сделать некоторый вывод о значении и месте природно-ресурсного комплекса в строении развития экономики страны: 1. Природно-ресурсный потенциал - важный потенциал для экономического развития страны.

  2. Всестороннее содействие развитию  отечественной перерабатывающей  промышленности на базе добывающего  комплекса - главный резерв превращения  России в относительно недалеком  будущем в ведущую экономическую  державу с высоким уровнем  жизни для большинства населения.

  3. Развитие добывающего комплекса  должно регулироваться государством  чисто рыночными методами, при  этом государство должно всячески  способствовать развитию перерабатывающей  промышленности на базе добывающего  комплекса.

  4. Состояние основных фондов и применяемых технологий добывающего комплекса страны с богатейшими запасами природных ресурсов таково, что они не могут в ближайшие годы обеспечить дополнительных значительных финансовых поступлений в бюджет страны для крупных государственных инвестиций в собственную перерабатывающую промышленность.

  5. Из-за низкой доли труда в  себестоимости добываемого сырья  и относительно высокой стоимости  рабочего места в добывающих  отраслях сырьевые ресурсы не  могут быть основой повышения  жизненного уровня большинства населения страны.

  Устойчивое  развитие экономики России в ближайшие  годы должно базироваться на планомерном  росте ее составляющих и, прежде всего, за счет природно-ресурсного потенциала.

  Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать природно-ресурсный комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу. Наличие крупного природно-ресурсного потенциала России обуславливает ее особое место среди индустриальных стран. Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику.

  Российский  природно-ресурсный комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности  государства:

Информация о работе Анализ инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) Удмуртской Республики