Анализ бизнес-плана инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:16, реферат

Описание работы

Определение характеристик компании-заявителя и той отрасли, где она действует.
Анализ отрасли предусматривает изучение субъектов, действующих на рынке. В любой отрасли суть конкуренции выражается пятью силами:
угроза появления новых конкурентов
соперничество между действующими конкурентами
влияние поставщиков
влияние потребителей (покупателей)
угроза появления товаров-заменителей

Содержание

Изучение бизнес-плана проходит по определенной схеме, которая включает шесть этапов:
1. Определение характеристик компании-заявителя (реципиента) и той отрасли, где она функционирует.
2. Всесторонняя оценка условий инвестиционного соглашения.
3. Анализ последнего баланса.
4. Оценка имиджа руководящей команды компании-заявителя.
5. Выявление особенностей реализации инвестиционного проекта.
6. Общий анализ бизнес-плана.

Работа содержит 1 файл

Анализ БП ИП.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Анализ  бизнес-плана инвестиционного  проекта 

Изучение  бизнес-плана проходит по определенной схеме, которая включает шесть этапов:

1. Определение характеристик  компании-заявителя  (реципиента) и той  отрасли, где она  функционирует.

2. Всесторонняя оценка  условий инвестиционного соглашения.

3. Анализ последнего  баланса.

4. Оценка имиджа  руководящей команды  компании-заявителя.

5. Выявление особенностей  реализации инвестиционного  проекта.

6. Общий анализ бизнес-плана.

Определение характеристик компании-заявителя  и той отрасли, где она действует.

Анализ  отрасли предусматривает изучение субъектов, действующих на рынке. В любой отрасли суть конкуренции выражается пятью силами:

  • угроза появления новых конкурентов
  • соперничество между действующими конкурентами
  • влияние поставщиков
  • влияние потребителей (покупателей)
  • угроза появления товаров-заменителей

Значение  каждой из них может быть различно, что и определяет неодинаковую привлекательность отрасли с точки зрения ее прибыльности.

Изучение  угроз появления в отрасли новых конкурентов в конечном счете определяется барьерами входа (обусловленными, например, уровнем конкуренции, сравнительно большим стартовым капиталом, дефицитом необходимых ресурсов), препятствующими проникновению на рынок новых конкурентов. Чем ниже эти барьеры, тем реальнее становится появление в отрасли новых производителей.

Появление на рынке товаров-заменителей ограничивает возможности действующих фирм извлекать приемлемую по объему прибыль в составе анализируемой отрасли, понижая уровень цен. Более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителям.

Влияние поставщиков на отрасль состоит в возможности оказывать давление путем снижения качества или повышения цен на производственные ресурсы. Поставщики, обладающие сильными позициями и располагающие уникальными ресурсами, могут достаточно сильно повлиять на прибыльность отрасли в целом.

Во многом аналогичное влияние на отрасль  могут оказывать группы сконцентрированных покупателей (оптовиков), приобретающих большие объемы продукции данной отрасли.

Объектами анализа отраслевой конкуренции выступают различные аспекты деятельности фирм-конкурентов. В состав факторов, которые следует проанализировать, включаются:

1. Позиции  конкурентов на рынке (объем  продаж, разнообразие ассортимента  продукции и соответствующих услуг, занимаемые рыночные доли).

2. Характеристики  продукции (технико-эксплуатационные  параметры, цена, неосязаемые рыночные атрибуты — качество продукции, уровень новизны, товарные знаки, гудвилл или имидж фирмы).

3. Способы  организации сбыта и продвижения товара на рынке.

4. Научно-технический  потенциал фирм-конкурентов.

5. Производственный  потенциал фирм-конкурентов.

6. Кадровый  потенциал фирм-конкурентов.

7. Финансовое  состояние (платежеспособность, ликвидность,  рентабельность производства и объем продаж).

Всегда  особое внимание уделяется наличию  прежнего опыта работы в той сфере, где будет реализовываться инвестиционный проект. Причина такого предпочтения вполне понятна: ни один человек не способен одинаково успешно работать в качестве руководителя фирмы любой отрасли. Эффективнее всего он будет работать в той сфере, где у него имеется наибольший практический опыт, приобретенный на прежнем месте деятельности.

Точно так же и инвесторы предпочитают отраслевую специализацию. Это целесообразнее потому, что в итоге позволит добиться лучшего понимания возможных преимуществ и рисков вложения средств. Поэтому, приступая к анализу бизнес-плана, специалист инвестиционной компании должен понять, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу перспективных или нет. Если нет, то, скорее всего, заниматься дальше данным документом, представленным в виде бизнес-плана, представляется нецелесообразным.

Если  же бизнес-план намечается реализовать  в отрасли, входящей в диапазон интересов  компании-инвестора, то перед ее аналитиком встает следующий вопрос: каково общее положение в этой конкретной отрасли?

Ответ на этот вопрос может быть найден путем  оценки данных различного типа. Например, необходимо обратить внимание на экономическое и финансовое положение крупнейших фирм этой отрасли: насколько эффективно шли их дела в течение последнего года? Если в отрасли есть большие акционерные компании, акции которых активно обращаются на открытом фондовом рынке, то целесообразно проанализировать динамику курсов этих акций и важнейший показатель их инвестиционного качества — соотношения курсовой стоимости и дохода (дивиденда), приходящегося на одну обыкновенную акцию.

Такой анализ следует вести по вполне определенным направлениям: насколько ликвидны инвестиции в данной отрасли, сколь реально при необходимости можно достаточно быстро и с желаемой экономической выгодой продать свои права на созданные здесь объекты, избежав блокирования вложенных средств и получив возможность переместить их в новые, более эффективные сферы деятельности. Составив, таким образом, общее представление об отрасли, в рамках которой предполагается осуществлять инвестиции, аналитик может и должен исследовать, как фирма-проситель «выглядит» на фоне своей отрасли. Для такого исследования необходимо воспользоваться следующими шестью категориями цифровых данных о фирме, к которым относятся:

1. Динамика  продаж продукции за истекший  период, равный 12 месяцам.

2. Объемы  полученной чистой прибыли или  убытков за предыдущий год.

3. Число  занятых работников и их квалификация.

4. Завоеванная  доля целевого рынка или его  сегмента.

5. Масштабы  использования современных технологий  при производстве готовой продукции.

6. Географическое  размещение производственных мощностей.

Всесторонняя  оценка условий инвестиционного соглашения. Аналитика должно заинтересовать, какая доля будущих активов станет принадлежать инвестору в обмен на вложенные им средства, как финансово юридически будут оформлены эти права инвестора и обязательства реципиента?

Мировой опыт показывает, что многие инвестиционные компании предпочитают оформление своих прав на активы фирмы-реципиента в виде конвертируемых долговых обязательств, а не в виде прав на часть собственного капитала фирмы. Причины такого предпочтения объясняются просто. Дело в том, что сами инвестиционные компании имеют структуру капитала, требующего от них осуществлять ежегодные выплаты владельцам, а не ожидать выгод в виде роста курсовой стоимости акций фирм, в которые они вложили средства (именно в такой ситуации находятся и многочисленные инвестиционные фонды). Из этого возникает экономический интерес, который аналитик должен проявлять к предлагаемой реципиентом форме заимствования. Если разработчики инвестиционного проекта не сделали этого сами, то от них надо затребовать следующую информацию:

1. Доля капитала компании, которая будет принадлежать внешним инвесторам после вливания в компанию инвестиционных ресурсов.

2. Общая стоимость этой доли капитала (и ориентировочная оценка стоимости одной акции после такого «разводнения» капитала; «разводнение» — это продажа ценных бумаг внешним инвесторам).

3. Минимально необходимая сумма инвестиций для реализации проекта.

4. Общая оценка стоимости капитала фирмы после завершения размещения ее новых ценных бумаг.

5. Условия инвестирования, т. е. суммы, которые предполагается привлечь за счет:

• обыкновенных (простых) акций;

• привилегированных акций;

• долговых обязательств с варрантами;

• конвертируемых облигаций;

• субординированных конвертируемых облигаций (т. е. облигаций, по которым произведено ранжирование степени важности);

• облигаций с фиксируемой процентной ставкой, а также не подлежащих конвертации акций.

Кроме того, при анализе финансовых аспектов этого проекта аналитик должен обратить внимание на обстоятельство, как предполагается использовать вновь привлеченные денежные средства: или для погашения прежних задолженностей, или для реализации новых направлений деятельности, способных повысить прибыльность или рентабельность объема продаж фирмы-реципиента.

Анализ  последнего баланса фирмы-заявителя. Последний во времени отчетный баланс помещается в самом конце текста бизнес-плана перед приложениями и прогнозами будущих денежных поступлений (потоков денежных средств). Практически такой баланс — первый элемент оценки финансового состояния фирмы, желающей получить инвестиции. Именно этот элемент должен быть в первую очередь проанализирован уже на начальной стадии рассмотрения заявки на финансирование, поскольку он единственный характеризует реальную историю такой фирмы, в то время как остальные финансовые страницы описывают надежду на будущие результаты деятельности фирмы и ее достижения после реализации инвестиционного проекта. Анализ баланса рекомендуется проводить по стандартной процедуре, включающей четыре стадии:

1. Определение степени ликвидности фирмы и ее средств.

2. Расчет соотношения «долгосрочная задолженность/собственный капитал» (финансовый рычаг).

3.  Расчет чистой (приведенной) стоимости денежных средств.

4. Оценка активов и обязательств фирмы.

Оценка  имиджа (профессионального уровня) руководящей команды компании-заявителя. Изучение практики деятельности многих инвестиционных фирм свидетельствует, что они придают именно этому аспекту заявок большое значение. Самый простой принцип этого анализа — поиск имени знакомого специалиста и попытка оценить надежность и квалификацию тех, кто входит в состав правления компании-заявителя и консультирует ее. Опытный клиент всегда ищет того, кого знают лично или опосредованно в финансовой фирме, чтобы привлечь его к сотрудничеству. В этом случае его авторитет повышает доверие к предложению о финансировании.

Если  такого «поручителя» у потенциального заемщика нет, то состав его управленческой команды подвергается тщательному изучению. При этом основное внимание уделяется поиску ответов на следующие вопросы:

1. Каков опыт предыдущей команды основателей и менеджеров фирмы, т. е. где они работали прежде и каких успехов (неуспехов) там добивались? Именно реальные и вместе с тем весомые результаты, достигнутые в прошлом, имеют здесь особое значение.

2. Как долго менеджеры этой фирмы работают вместе и насколько вообще сбалансирована структура управленческой команды, т. е. насколько хорошо обеспечены руководящими кадрами основные направления деятельности фирмы: маркетинг, финансы, управление производством и др.?

3. Что известно о главном финансисте фирмы (например, руководителе финансового отдела), насколько высока у него квалификация и в какой мере он надежен?

Выявление особенностей реализации бизнес-проекта. Если в проекте нет ничего особенного, то зачем его финансировать? Поэтому всегда стоит сразу же выяснить, в чем именно своеобразие (принципиальные отличия) того дела, ради развития которого запрашиваются средства. Такой анализ особенностей можно провести в форме поиска ответов на следующие вопросы:

1. Обладает ли фирма собственными патентами или ноу-хау?

2. Обладают ли ее руководители уникальным опытом в области производства, маркетинга или финансов?

3. Может ли данный инвестиционный проект и фирма стать у истоков совершенно новой отрасли производства?

Общий анализ бизнес-плана. Этот анализ можно организовать по следующей схеме: 

Предмет исследования Источники информации
1. Текущее  финансовое положение Баланс предприятия  и приложения к нему
2. Положение предприятия в отрасли и его окружении Различные источники  информации
3. Возможности сбыта Контракты, опросы специалистов
4. Бизнес-план Бизнес-план, анализ экспертов

Информация о работе Анализ бизнес-плана инвестиционного проекта