Усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является правовое регулирование порядка усыновления Российских детей – иностранными гражданами.
Цель работы состоит в комплексном анализе правового регулирования порядка усыновления Российских детей – оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, постановке и решении теоретических и практических проблем в рассматриваемой сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. История и правовое регулирование усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами:
1. История возникновения и развития института усыновления иностранными гражданами……………………………………………………...5
2. Правовое регулирование международного усыновления в Российской Федерации…………………………………………………………..7
Глава II. Условия и порядок усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами:
1. Условия усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами……………………………………………………..14
2.Порядок усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами………………………………………………………………………18
Глава III. Проблемы и статистика:
1.Основные проблемы института усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами………………………………...23
Коррупция……………………………………………………….23
Насилие в семьях……………………………………………….25
Слабый контроль………………………………………………..27
2. Статистика ……………………………………………………………...30
Заключение ………………………………………………………………….…..32
Список используемых источников ………………

Работа содержит 1 файл

kursovik.docx

— 1.65 Мб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образовании

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Международное частное право

на тему « Усыновление (удочерение) российских детей

 иностранными гражданами»

 

 

 

                                                                                               Выполнила: Студентка 4 курса

                                                                                               группы 07/д-403

очной формы обучения

 Шашкова Инна Сергеевна

 

                                                                                               Руководитель:

Павлова Ольга Геннадьевна

                                                                                               кандидат юридических наук,

                                                                                               доцент.

Дата представления работы

«   » мая 2011 г.

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2011г.

Содержание

стр.

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. История и правовое регулирование усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами:

1. История возникновения и развития института усыновления иностранными гражданами……………………………………………………...5

2. Правовое регулирование международного усыновления в Российской Федерации…………………………………………………………..7

 Глава II. Условия и порядок усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами:

1. Условия усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами……………………………………………………..14

2.Порядок усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами………………………………………………………………………18

Глава III.  Проблемы и статистика:

1.Основные проблемы  института усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами………………………………...23

    • Коррупция……………………………………………………….23
    • Насилие в семьях……………………………………………….25
    • Слабый контроль………………………………………………..27
  • 2. Статистика ……………………………………………………………...30
  • Заключение ………………………………………………………………….…..32
  • Список используемых источников  ……………………………………………35
  • Приложение 1………………………………………………………………..…...38
  • Приложение 2…………………………………………………………………….39
  • Приложение 3…………………………………………………………………….40
  • Приложение 4…………………………………………………………………….41
  • Приложение 5…………………………………………………………………….42
  • Введение
  • Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами.
  • Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.
  • 20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.
  • Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных детей», тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях. Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.
  • Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения. Принятия грамотных мер по борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и принятие решений по установлению усыновления.
  • К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье.
  • Термин «усыновление» употребляется в юридической науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие - как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению. В данном случае усыновление понимается как юридический факт, который влечет за собой установление новой правовой связи между вышеперечисленными лицами и одновременно прекращает правовую связь ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному происхождению.
  • Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с усыновлением Российских детей – иностранными гражданами.
  • Предметом исследования является правовое регулирование порядка усыновления Российских детей – иностранными гражданами.
  • Цель работы состоит в комплексном анализе правового регулирования порядка усыновления Российских детей – оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, постановке и решении теоретических и практических проблем в рассматриваемой сфере.
  • Данная цель обуславливает постановку и решение следующих основных задач:
  • - рассказать о самом возникновении и развитии института усыновления иностранными гражданами;
  • - определить какими нормативно правовыми актами регулируется международного усыновления в Российской Федерации;
  • - раскрыть условия и порядок усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами.
  • - выявить и проанализировать основные проблемы  института усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами.
  • - привести статистические данные.
  • Соответственно настоящую работу мы попытались построить исходя из особенностей выбранной тематики. Работа состоит из введения, трех  глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
  • Практическая и теоретическая значимость данной работы выражается в самой проблеме усыновления российских детей иностранными гражданами, и в наиболее важных проблемах усыновления иностранными гражданами таких, как коррупция, насилие в семьях и жестокое обращение с приемными детьми, и слабый контроль государства.  
  •      В заключении, делаются выводы и даются рекомендации по некоторым вопросам, входящим в предмет рассмотрения настоящей работы.
  • Глава I. История и правовое регулирование усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами:
  • 1.История возникновения и развития института усыновления иностранными гражданами.
  • Усыновление является старейшим, классическим, но довольно сложным институтом семейного права. Реально определить возникновение его первичных форм достаточно трудно. Упоминание усыновления имеет место уже во 2–3 веках нашей эры в трудах Ульпиана – известного римского юрисконсульта.
  • Институт усыновления прочно вошел в жизнь нашего общества и является, в определенном смысле, мерилом гуманности любого общества и государства. Этот институт имеет свою богатую и интересную историю, с древних времен и до наших дней.
  • Особый интерес вызывает усыновление детей иностранными гражданами. В середине 40-х гг. XX столетия имели место лишь единичные случаи такого усыновления, свое распространение усыновление детей гражданами другого государства получило после второй мировой войны.
  • В этот период начинает широко применяться термин "международное усыновление", объединяющий ранее употреблявшиеся раздельно понятия "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами".  Увеличилось  международное усыновление после окончания военных действий в Северной Корее, когда многих из осиротевших корейских детей-сирот усыновляли покидавшие эту страну американские военнослужащие. Как следующий этап в развитии усыновления детей иностранцами рассматриваются 60-е годы, когда появилась тенденция к усыновлению детей из стран, освободившихся от колониальной зависимости.
  •  Не смотря на тяжелую ситуацию с усыновлением  в  России, даже  после Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны,  когда Советская Россия столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, когда хлынула  новая волна  детской беспризорности  в 1945году, после окончания  военных действий , усыновление российских детей иностранными гражданами было строго запрещено. Международное усыновление в России начало активно развиваться с развалом СССР и падением «железного занавеса» на рубеже 1980—1990-х годов.  И только в 1992 году в России было официально разрешено усыновление детей иностранными гражданами.
  • Другие страны ввели международное усыновление в свое законодательство в конце XIX- начале  XX вв., и  все чаще стали брать на усыновление детей из некоторых европейских государств, особенно из Румынии, где можно было оформить усыновление у нотариуса как простую гражданско-правовую сделку. В последующие годы некоторые европейские государства проявили пристрастие к усыновлению детей из определенных стран. Например, граждане Дании усыновляют главным образом девочек их Южной Кореи. В Люксембурге усыновляется много детей — выходцев из стран Южной Америки, Центральной и Восточной Европы. К концу 1980-х гг. подобное усыновление стало в большинстве стран мира обычной практикой.
  • Увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и у России, куда обратили свой взгляд граждане США, Италии, Скандинавских и других государств. А причин для этого достаточно: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие должным образом обеспечить нормальное существование этих детей. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые почему-либо не могут усыновить ребенка в своей стране,. в большинстве стран усыновление рассматривается как помощь именно ребенку и потому правовые связи между ребенком и семьей его происхождения сохранялись, несмотря на усыновление (простое усыновление).
  • Сегодня, однако, большинство стран благоволят к полному усыновлению (adoption plena), т.е. к усыновлению, которое влечет не только полную интеграцию ребенка в новую семью, но и прерывает все правовые связи с семьей происхождения (биологической семьей).
  • 2.Правовое регулирование международного усыновления в РФ
  • Регулирование усыновления является, пожалуй, центральным моментом в защите прав детей.  Существует ряд подписанных и ратифицированных Россией международных конвенций и договоров, касающихся, в том числе, и усыновления.
  • Вопросы обеспечения, реализации и зашиты прав ребенка на сегодняшний день достаточно подробно оговариваются в таких международных актах, как Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (15 сентября 1990 г. – ратифицирована СССР).  В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка.
  • Принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. Как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», а ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. Признавая то, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,  так же признает важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах.
  • К числу международных правовых актов по вопросам охраны детства относятся также Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г.и Европейская конвенция об усыновлении детей ETS N 058 (Страсбург, 24 апреля 1967 г.)
  • Гаагская конвенция содержит ряд положений, направленных на упорядочение отношений в сфере иностранного усыновления. Она признает, что иностранное усыновление может предоставить ребенку преимущества, связанные с наличием постоянной семьи, если подходящая семья не может быть найдена для него в стране происхождения, будучи убежденными в необходимости принятия мер для обеспечения того, чтобы иностранное усыновление совершалось с учетом наилучших интересов ребенка и с уважением его основных прав и для предотвращения похищения, продажи детей или торговли ими,  желая принять общие положения для этой цели, принимая во внимание принципы, изложенные в международных документах, в частности в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благосостояния детей, и особенно Резолюции 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. о передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.
  • Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г.  (далее – Конвенция) содержит общие требования для иностранного усыновления. Прежде всего, власти государства в котором проживает ребенок (далее государство–донор), должны установить, что ребенок может быть усыновлен и что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. Должно иметь место согласие компетентных органов государства-донора, где это требуется согласие матери и самого ребенка на усыновление. Также государство–донор должно установить обладают ли правом предполагаемые приемные родители усыновить ребенка, и будет ли у ребенка возможность въехать на территорию иностранного государства. Конвенция 1993 г. акцентирует внимание на недопустимость извлечения материальной выгоды, какими – либо субъектами в процессе осуществления деятельности, направленной на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере международного усыновления. Также Конвенция предусматривает некоторые процедурные требования, которые имею место при иностранном усыновлении, а также особенности признаний и последствия усыновления.  
  • Европейская конвенция об усыновлении детей ETS N 058 (Страсбург, 24 апреля 1967 г.) Настоящую Конвенцию  подписали государства-члены Совета Европы, на 2011 год членами Совета Европы являются 47 государств, в том числе и Россия. Данная конвенция направлена в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть
  • соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся.
  • Конвенции представляют собой унифицированные источники права, регулирующие, в частности международные отношения усыновления.
  • Одной из важных  является  Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.) В России 13 мая 2011 Госдума приняла закон о присоединении к Конвенции "О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей". А уже 25 мая 2011, в Москве 11:03:58 Совет Федерации ратифицировал Конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Документ был подписан 25 октября 1980г. и направлен на обеспечение незамедлительного возвращения детей в страну их постоянного проживания в случае похищения и незаконного удержания на территории государства - участника конвенции. Конвенция содержит нормы, устанавливающие процедуру возвращения похищенного ребенка в возрасте до 16 лет. При этом такое решение должно быть принято соответствующим административным или судебным органом в срок до 6 месяцев. Вместе с тем предусмотрен ряд ограничений, препятствующих возврату детей в родную страну. Среди них - установление судом факта адаптации ребенка в новой стране, если процесс по этому делу начался по истечении года после его похищения. Россия также присоединяется к конвенции с оговоркой, предусматривающей отказ с ее стороны возмещать расходы на оплату услуг адвокатов или советников, нанятых родителями похищенных детей. РФ также не будет компенсировать судебные издержки при рассмотрении таких дел в зарубежных судах, за исключением тех, которые могут быть возмещены российской системой юридической помощи и консультирования.
  • Международное усыновление так же регулируется различными международными договорами:
  • - Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Москва, 6 ноября 2008 г.)
  • - Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 15 сентября 1995г.
  • - Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 декабря 1992г.
  • - Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 14 сентября 1992г.
  • - Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 3 февраля 1993г.
  • - Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 21 июля 1992г.
  • -Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 25 февраля 1993г.
  • -Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 26 января 1996г.
  • -Кишиневская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002г.
  • -Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г.
  • Общие требования и рекомендации, закрепленные в международных нормативных актах, конкретизированы и дополнены внутренним законодательством государств. В Российской Федерации основные нормы, регулирующие вопросы международного усыновления осуществляется в соответствии со следующими законодательными актами:
  • 1.Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 124, 165); СК РФ содержит фундаментальные положения, касающиеся иностранного усыновления.  Согласно п. 3 ст. 124 СК, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Тем самым провозглашается приоритет внутригосударственного усыновления над иностранным.
  • Усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей производится, согласно ст. 165 СК РФ; в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Данная статья допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории. В соответствии со ст. 165 СК РФ должны быть также соблюдены требования ст. 124-126, 129-132, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.
  •  2.Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) Российской Федерации (глава 29); здесь регламентируется подача заявления об усыновлении или удочерении, содержание заявления об усыновлении, документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении, подготовка дела об усыновлении к судебному разбирательству, рассмотрение заявления об усыновлении, решение суда по заявлению об усыновлении и отмена усыновления.
  • 3. Так же регулирование затрагивает  положения гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации  (часть 3); трудового кодекса (ТК) Российской Федерации( ст.256,ст.257, ст. 258); кодекс а Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних(статья 5.35),нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей(статья 5.36), незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью(статья 5.37); уголовного кодекса Российской Федерации где предусмотрена ответственность за торговлю несовершеннолетними (статья 152), подмену ребенка (статья 153), незаконное усыновление (удочерение) (статья 154) , разглашение тайны усыновления (удочерения) (статья 155).
  • 4.Правовое регулирование вопросов международного усыновления так же осуществляется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;Федеральным  законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; Федеральным  законом  от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"; Федеральным  законом  от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; Федеральным законом  от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
  • Кроме того, этот вопрос регулируется постановлениями правительства РФ, нормативными актами (приказами, инструктивными письмами) министерств и ведомств России.
  • Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)";Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 "Oб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"а также ведомственные нормативные акты.
  • Важным нормативными актами, регулирующим вопросы иностранного усыновления, является Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Также Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.
  • Приказ Министерства образования РФ от 20.07.01г. № 2750 "Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях". Письмо Министерства образования и науки РФ №МД-20/06 от 17.01.2011 г. "Об усыновлении детей иностранными гражданами",Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2010 г. № ИК-1137/06 "Об усыновлении детей иностранными гражданами", Письмо Министерства образования и науки РФ № ИК-507/06 от 05.04.2010 г. "Об усыновлении детей иностранными гражданами".
  • Данные правовые акты существенно конкретизируют федеральное законодательство в сфере международного усыновления. Они содержат перечень большинства основных требований и запретов для всех субъектов указанных правоотношений.
  • Глава II. Условия и порядок усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами:
  • 1. Условия усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами
  • Основным принципом, применяемом при усыновлении (удочерении) или при отмене усыновления (удочерения) иностранными гражданами российских детей на территории РФ, является закон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования российского законодательства, обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении (удочерении) (п. 1 ст. 165 СК РФ).  Согласно п. 1 ст. 165 Семейного кодекса РФ усыновление, отмена усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства подчиняются законодательству государства, гражданином которого является усыновитель.
  • Кроме того, должны быть соблюдены соответствующие положения Семейного кодекса, а именно ст. 124-126, ст. 127 (кроме абзаца 8 п.1), ст.128, 129, 130 (кроме абз.5),ст. 131-133.
  • Применение при усыновлении на территории РФ иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления скорее всего будут проживать за пределами РФ. Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенка в этом государстве. Следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами, сохраняет гражданство РФ. Гражданство этого ребенка может быть прекращено в соответствии с ФЗ, по заявлению обоих усыновителей (единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, так же  лиц желающих быть усыновителями и  условия усыновления определяются по российскому законодательству.
  • Существенным условиям следует является такое как отсутствие сограждан ребенка, желающих его усыновить. Такое условие закреплено в законодательстве РФ и иностранных государств и везде рассматривается как наиболее существенное условие усыновления ребенка иностранцами. Закреплено в пункте 24 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства».
  • Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только:
  • 1) по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
  • 2) если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п.4 ст. 124 СК РФ).
  • Следующим основным условием является согласие родителей на усыновление. Несомненно, что в результате акта усыновления усыновители приобретают определенные личные и имущественные права и обязанности, которыми обладают родители по отношению к своим детям. Здесь можно сказать о родительских правах усыновителей. Право родителей на воспитание детей относится к числу наиболее важных прав, принадлежащих родителям в семье. Родители в первую очередь наделяются правами (обязанностями) по воспитанию своих детей. Это право носит строго личный характер и не может быть никому передано или переуступлено, тем более нельзя отказаться от этого права. Наделение родительскими правами других лиц влечет за собой утрату этих прав родителями и поэтому не может иметь места без их на то согласия.
  • Согласно ст. 130 Семейного кодекса РФ согласие родителей на усыновление не требуется, если они:
  • - неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими,
  • - признаны судом недееспособными,
  • - лишены судом родительских прав,
  • - по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
  • Поскольку родительские права являются одновременно обязанностями по воспитанию детей, родители сами, по своему только желанию, не вправе передать ребенка кому–либо на усыновление. Указание о необходимости получить согласие родителей на усыновление их ребенка не означает предоставления родителям права распоряжаться по своему усмотрению принадлежащими им родительскими правами и передавать их другим лицам. Таким образом, согласие родителей не означает сложение ими с себя каких–либо обязательств, а лишь свидетельствует об отсутствии препятствий к усыновлению.
  • Следующим условием усыновления является согласие ребенка, достигшего определенного законом возраста (в РФ 10 лет). Известно, что десятилетний ребенок в сфере гражданского права является недееспособным, поскольку не обладает той степенью ответственности, которая позволила бы ему разумно вести свои дела. Но он, несомненно, способен разобраться в своих чувствах (симпатии, привязанности или, напротив, неприязни) к лицу, которое намерено стать его усыновителем. Необходимость получения согласия ребенка, достигшего десяти лет, на усыновление означает, что его воля не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение. Судья должен получить не просто согласие ребенка, ему следует выяснить отношение ребенка к усыновителям, характер установившихся между ними отношений, какие чувства испытывает к ним ребенок. например если до подачи заявления ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление может быть признано без получения согласия усыновляемого ребенка.(Ст.132 СК РФ)
  • Следующим существенным условием является согласие усыновителя. Согласие усыновителя – это исходное условие, определяющее формирование юридического состава, необходимого для процедуры усыновления. Соответственно все другие условия зависимы от него, и процесс реализации правоотношения по установлению усыновления обусловлен наличием такого согласия.
  • Так же к числу основных условий относится согласие супруга усыновителя. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. Совместное усыновление супругами весьма желательно, так как при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями. По общему правилу усыновление осуществляется лицами, состоящими в браке. Обычно при усыновлении имеется в виду принятие ребенка в полноценную семью, в которой у ребенка есть папа и мама, являющиеся супругами. Нормальные условия жизни ребенка в семье не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления.
  • Такое условие как отсутствие установленных законом болезней у усыновителей, которые препятствуют усыновлению, закреплено в международных договорах и конкретизировано во внутреннем законодательстве государств. В Российской Федерации это Постановление Правительства от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», которое указывает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно–двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.  В РФ, представляется необходимым расширить перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
  • Что касается установленной законом разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым, в семейном законодательстве Российской Федерации установлено, что потенциальный усыновитель должен быть, как минимум, на 16 лет старше усыновляемого ребенка, но по причинам признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть снижена.
  • Нужно отметить, что отношение таких государств как Казахстан, Украина, Китай, Гватемала, Южная Корея, к данному условию усыновления детей не отличается единством, что, по всей видимости, обуславливается различным экономико-социальным уровнем развития их, а также отношением к нормам международного права в области усыновления, тем самым создавая проблемы усыновления иностранными гражданами.
  • На  все консульские учреждения Российской Федерации возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей — граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами.
  • 2.Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
  • В соответствии с законодательством, иностранные граждане-кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребёнка как самостоятельно (так называемое «независимое усыновление»), так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение (аккредитацию) на осуществление такой деятельности на территории России.  Разрешение на открытие представительства иностранной организации выдается некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления об аккредитации. Решение об аккредитации представительства иностранной организации принимает Министерство образования РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда и социального развития РФ.
  • Основаниями для отказа в аккредитации представительства иностранной организации, продлении ее срока или досрочном ее прекращении являются:
  • несоответствие представленных документов требованиям;
  • представление недостоверных сведений о своей деятельности;
  • наличие негативной информации о деятельности иностранных организаций,
  • отрицательные заключения федеральных органов исполнительной власти,
  • отсутствие в актах иностранной организации норм по признанию актов установления усыновления, произведенного в РФ, а также наличия иных норм, ограничивающих права и законные интересы усыновленных детей на территории этого государства;
  • неблагоприятная социально - экономическая, политическая, экологическая ситуации,
  • нарушение законодательства в области усыновления детей;
  • нарушение своих обязательств по осуществлению контроля , за условиями жизни и воспитания усыновленных детей
  • ликвидация иностранной организации.
  • Представительства иностранных организаций аккредитуются сроком на 1 год.По данным на 2008 год, до 80 % международных усыновлений производится через аккредитованные организации, остальные — независимые усыновления. В последнем случае контроль за условиями жизни усыновленных детей отсутствует.  В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002г. №217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", на основании Федерального закона от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило, орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по своему выбору. Кандидаты-усыновители должны представить помимо документов, удостоверяющих личность, правила ведения государственного банка данных предусматривают предоставление таких документов, как:
  • заполненную анкету гражданина по форме, утвержденной Министерством образования и науки РФ;
  • обязательство поставить на учет в установленном порядке в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка;
  • обязательство предоставить возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка;
  • копню документа, удостоверяющего личность и признаваемого РФ усыновляемого в этом качестве;
  • заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ и лицами без гражданства - компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями (к которому прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители);
  • обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и предоставлению отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей;
  • обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка;
  • копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов для усыновления, указанных в п. 6-8
  • При выборе ребёнка соответствующий оператор выдаёт потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение — и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребёнка. По результатам посещения иностранный гражданин обязан проинформировать оператора о принятом им решении об усыновлении или отказе, а также представить пакет необходимых документов. Досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.
  • Обычно требуется совершить две поездки в России: первую ‑ для того, чтобы найти ребенка, вторую ‑ чтобы завершить процесс. Большинство регионов требуют, чтобы во второй поездке участвовали оба родителя, для первой ‑ достаточно одного.
  • Непосредственно установление производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, верховным судом республики, краевым (областным) судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа, по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.  При этом предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки Российской Федерации-заявления иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, желающих усыновить российского ребенка, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 1 ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
  • Среди перечисленных документов, должны быть приложены: медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей; справка с места роботы о занимаемой должности и заработной плате либо декларации о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.
  • Согласно утвержденному приказом Минздрава России порядку медицинского освидетельствования кандидатов в усыновители, а при необходимости и дополнительное обследование осуществляется в учреждениях здравоохранения по месту жительства кандидата. Поэтому, представляется необходимым поставить в одинаковые условии кандидатов в усыновители из числа иностранных граждан и кандидатов в усыновители из числа российских граждан, для этого внесены соответствующие добавлении в абзац 1 п. 1 ст. 125 Семейного кодекса Российской Федерации и п. 20 раздела IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2002 г.. № 217 (в ред. от 11.04.2006 г. № 210).
  • За проведение процедуры усыновления/удочерения детей-россиян плата не предусмотрена. Однако иностранцы оплачивают услуги лицензированных организаций по усыновлению (обследование семьи, подготовка пакета документов и т. п.) в соответствии с законодательством своей страны. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании. Суд либо удовлетворяет просьбу усыновителя, либо отказывает ему в её удовлетворении.  Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения. При наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении решения об усыновлении может привести к невозможности самого исполнения, суд, исходя из статьи 212 ГПК РФ, вправе по просьбе усыновителей (усыновителя) обратить решение к немедленному исполнению, когда требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка.
  • Статья 134 Семейного кодекса Российской Федерации дает право усыновителю по его просьбе присваивать ребенку свою фамилию, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них. При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя). Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, когда ребенок до подачи заявления об усыновлении проживал в семье усыновителя.
  • Статья 135 СК РФ предусматривает возможность изменения даты и места рождения усыновленного ребенка. Изменение даты рождения согласно п. l ст. 135 СК может быть произведено только в целях обеспечения тайны усыновления и при усыновлении ребенка достигшего возраста одного года и старше. Дата рождения может быть изменена не более чем на три месяца, то есть усыновленный в пределах 3-х месяцев может быть зарегистрирован ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения. Возраст усыновляемого меняется чаще всего тогда, когда отсутствует необходимая разница в возрасте между другими детьми усыновителя и усыновленным. Место рождения требует изменения, если фактическое место жительства усыновителей не совпадает с фактическим местом рождения ребенка.
  • Начиная с пяти месяцев после отъезда ребёнка за границу, вступает в действие регулярная и многоступенчатая система обследования условий жизни детей, и все данные отправляются в Россию — туда, откуда ребёнка взяли. Порядок предоставления отчётов действует до достижения им совершеннолетия.
  • Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства. Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. Ныне действующий Семейный кодекс, заменив административный порядок усыновления на судебный (гл. 1 ст. 125 СК РФ), приравнял порядок усыновления к подобной процедуре усыновления, действующей во всех цивилизованных странах. Решение об установлении усыновления существенно как для самого ребенка, так и для усыновителей и родителей, поэтому оно должно приниматься с соблюдением всех процессуальных гарантий, которые может обеспечить только судебный процесс. Кандидаты в усыновители из числа иностранных граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, предусмотрено в случаях, когда кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Российской Федерации.
  • Глава III.  Проблемы и статистика:
  • 1.Основные проблемы  института усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами.
  • В России много говорится о проблеме усыновления российских детей иностранными гражданами, на которую существуют, как минимум, две противоположенные точки зрения. Некоторые эксперты считают, что Россия стала страной экспорта детей, государство не может контролировать их положение за границей, следует запретить усыновления российских детей иностранцами. Другая группа экспертов не только не видит в международных усыновлениях проблем, но, напротив, считает, что иностранцы усыновляют больных детей, обеспечивая им возможность лечения, а проблема жестокого отношения к российским детям излишне преувеличена прессой.
  • Одним словом, вокруг данной проблемы остается масса открытых вопросов и появляется много спекуляций.
    • Коррупция.
  • - Она является одной из наиболее важных проблем усыновления.
  • Правонарушения в сфере международного усыновления в Российской Федерации, по мнению «Российской газеты», носят характер внутренней коррупции. Депутаты Государственной Думы заявляют, что процесс усыновления российских детей, который контролирует министерство образования России, «пропитан коррупцией и некомпетентностью», что ведёт фактически к «продаже» российских детей, пишет The Christian Science Monitor. Так, депутат Госдумы Нина Останина заявила: Министерство образования — это коррумпированная структура. Мы должны прекратить практику вымогания и получения денег за продажу наших детей за границу.
  • Усыновление детей иностранцами это бесплатные доноры, это бизнес. Ведь ни для кого не секрет, что на продаже внутренних органов людей при всей их востребованности  делают состояния! И русские дети, беспризорные дети - просто отличный материал! По данным МВД РФ, в 2004 году было выявлено 17 преступлений по статье 127-1 УК РФ “Торговля людьми”, в 2005 году - уже 60, а в 2006 году - в два раза больше.
  • Сколько таких преступлений в 2010 году кому не известно, а ведь это только раскрытые преступления! А сколько еще не раскрытых! Человеческая роговица в этом бизнесе стоит порядка семи тысяч долларов! А сколько стоит почка? А сколько еще пригодных к продаже внутренних органов можно найти у ребенка?
  •  По утверждениям некоторых защитников усыновления наших детей иностранцами, усыновлению подлежат только больные дети. К сожалению, зная нашу продажность, уровень коррупции вороватых чиновников, где балом правят только деньги, подумайте, сколько здоровых детей было вывезено за границу в этом потоке! И насколько велик ли процент усыновленных иностранцами детей, чья дальнейшая судьба интересна как нашим мразям, так и различным контролирующим органам здесь и там!?
  • По словам Германа Пятова, координатора команды помощи сиротам Murzik.ru, за содействие при усыновлении детей иностранцами чиновники из российской службы опеки получали взятки от $400 до $9 тыс.:
  • Международное усыновление в России порождает самые уродливые и даже чудовищные формы коррупции. Уродливость заключается в том, что должностные лица, отвечающие за усыновление и другие формы помещения сирот в семью, за деньги готовы пойти на любой подлог.
  • Как пишет газета «Коммерсантъ», вымогательство происходит на нескольких стадиях усыновления. К примеру, в районном органе опеки или на уровне Министерства образования могут затягивать процедуру выдачи разрешения. На этапе подбора ребёнка усыновителям могут показывать только больных детей. Или дело затягивается в суде: заседания откладывают, например, по причине отсутствия участников. Газета сообщает, что в Министерстве образования могут порекомендовать обратиться за помощью к адвокатам и «подскажут, к каким именно». Согласно приведённым данным, работа адвоката со всеми участвующими в процедуре усыновления государственными инстанциями обходится иностранным гражданам в €15 тыс. Ведение дела в суде (если остальную часть работы усыновители проделывают самостоятельно) стоит €5 тыс.
  • В августе 2010 года Генпрокуратура России подвергла критике Минобразования — по результатам прокурорской проверки последнее исполняло функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, безответственно.  О том, что органы опеки и попечительства России «не хотят отдавать детей в семьи бесплатно», заявлял и руководитель Челябинского областного фонда «Рука помощи», правозащитник Николай Щур. Он отметил, что количество желающих усыновить ребёнка в несколько раз превышает число детей в детских домах — и если бы ребёнка мог взять в детском доме каждый желающий, в стране вообще не было бы необходимости в существовании детдомов. По его словам, в США не существует детских домов, именно поэтому иностранцы так часто пытаются усыновить российских детей. По словам правозащитника, …детские дома — это многомиллиардный рынок и развитая коррупционная сеть. Деньги, которые органы опеки и попечительства получают от желающих взять детей в семьи, делят между собой такие госорганизации как прокуратура, городские администрации и так далее.
  • Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов в ходе пресс-конференции, которая прошла 17 ноября 2010года , в Санкт-Петербурге. заявил что  воспитанники детских домов должны оставаться в России. "Нам нужно заниматься семейным устройством детей. Ребенок лишенный семьи, должен найти ее в России. Иностранцы с удовольствием берут наших детей. Но нельзя отдавать их за границу, нам самим мало. Сейчас в России 26 млн детей, по самым оптимистичным прогнозам через 10-15 лет детское население уменьшится примерно на 4 млн. Кто будет развивать страну?" - отметил Павел Астахов. А уже 21 мая 2010года усыновление российских детей иностранными гражданами по настоящее время де-факто приостановлено до появления двусторонних международных договоров. Но это еще не дает ни какой гарантии что ниши дети находятся в безопасности и не будут «экспортированы» за границу для продажи на органы или подвергаться жестокому обращению. В то же время юридическое решение по этому вопросу пока не принято. "По Семейному кодексу иностранное усыновление - это временная, исключительная мера в отношении детей, которые не могут быть усыновлены в России, и допускается только при наличии двустороннего международного договора", - сказал Астахов.  Он отметил, что с принятием такого соглашения, в частности, с Америкой, правовая коллизия будет разрешена. " Иначе более 70 тысяч ранее усыновленных в США детей - вне закона"
    • Насилие в семьях
  • Следующей существенной проблемой является насилие в семьях.
  • За последние 15 лет было зафиксировано 14 случаев убийства детей, усыновленных из России. О неприменимости этих данных к оценке ситуации в отношении российских детей за рубежом в целом можно уверенно утверждать, учитывая, что такая статистика сформирована лишь из фактов, получивших публичную огласку. Сколько детей вне пределов Российской Федерации погибает от рук приемных родителей, точно сказать невозможно. Так же как нельзя сказать, сколько наших детей становятся жертвами побоев, издевательств, работорговли, сексуального насилия и др. Прагматичные иностранцы усыновляют наших детей чаще всего из-за пособий, на которые можно существовать при отлаженной социальной системе за границей. На русских детях в свою очередь эти злобные твари вымещают все заложенную в них генетическую ненависть к нашей нации, весь страх который они испытывали веками. И на маленьких беззащитных созданиях вымещается вся желчь, ненависть и злоба этих людей!
  • По данным американского Национального комитета по усыновлению в период с 1998 по 2008 годы в США погибли 15 российских детей, усыновлённых американскими гражданами,ещё один — в Канаде. По данным, приведённым «Российской газетой», с 2006 года по первое полугодие 2010 года в США погибли 17 усыновлённых американскими родителями российских детей.Так, 8 июля 2008 года Майлз Харрисон на 9 часов оставил мальчика в своей машине на парковке, температура внутри автомобиля поднялась до 50 °C, ребёнок погиб. Харрисону грозил тюремный срок до 10 лет,однако суд оправдал американца. Как отметил при объявлении приговора судья, «никакой тюремный срок не причинит обвиняемому больших страданий, чем те, которые тот уже перенёс в связи с гибелью ребёнка». Комментируя это судебное решение, вице-спикер Государственной Думы Надежда Герасимова («Единая Россия») заявила: Означает ли решение суда, что так можно поступать со всеми российскими детьми? Они — животные или кто? Даже с животными так обращаться нельзя.
  • В 2006 году американка Пегги Сью Хилт за убийство приёмной дочери из России была приговорена к 35 годам тюремного заключения. Погибшая Нина Хилт, урождённая Виктория Баженова, гражданка России, была удочерена в одном из детских домов Иркутска. В соответствии с материалами дела, Хилт сначала трясла Нину, потом бросила её на пол и била в живот. Также в 2006 году состоялся суд над американкой Джейн Кокран. 
  • Как следует из материалов дела, с лета 2005 года Джейн Кокран издевалась над усыновлённым  четырёхлетним сыном из России. 
  • После гибели в США 7-летнего Вани Скоробогатова 24 августа 2009 года — мальчик погиб от побоев и голода по вине и при непосредственном участии приёмных родителей,— председатель комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко в очередной раз предложила приостановить на неопределённое время процесс усыновления российских детей американцами. В 2010 году стало известно о судебном разбирательстве по делу об издевательствах супружеской четы Лечински (Лещински) над тремя российскими девочками-сёстрами, усыновлёнными Лечински (Лещински) несколько лет назад.
  • Впрочем, газета «Новые известия» приводит сравнение: за 1991—2006 годы из общего количества детей, усыновлённых иностранцами, погибли пятеро детей, еще 16 стали жертвами несчастных случаев, а В России за тот же период погибли 1220 приёмных детей, из них 12 человек были убиты усыновителями. "Случаи издевательств, увы, не единичны, - констатирует Ольга Соболевская, приводя целый ряд примеров жестокого обращения с приемными детьми. - Можно найти много причин родительской агрессии. Мы выпустили наружу жестокого зверя, до сих пор сидевшего у нас внутри",  поэтому  наши сироты за границей считаются детьми второго сорта
  • Во всех этих историях гораздо хуже выглядят наши, свои, родные твари, которые отдают детдомовских детей на растерзания иностранцам. Допускаю, что есть процент русских детей, которых осчастливили иностранцы, но какой процент издевательств приемных родителей, каков процент изъятия внутренних органов детей, наверное, не ответит никто!
    • Слабый контроль
  • Актуальной является проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами. По российскому законодательству усыновившие ребёнка родители должны предоставлять отчёты после усыновления. Зачастую такие отчёты не предоставляются. Чаще всего происходит это в случаях независимого усыновления.  После гибели в США от рук новых родителей сразу нескольких маленьких россиян в 2005 году генпрокуратура России проверяла почти 900 организаций, которые действовали по всей стране. Как пишет «Российская газета», «картина тогда всплыла просто ужасающая». У многих агентств либо не было разрешения на работу в России, либо срок его действия давно закончился. Во многих агентствах прокуроры не нашли никаких данных об уехавших детях и поэтому было невозможно проверить, что́ с ними.
  • Много критики звучало и звучит и в адрес независимого усыновления, когда дети вывозятся практически в частном порядке. Делается это, как правило, через частное лицо, которое берёт на себя сбор и оформление документов в России и не несёт никакой ответственности за последствия усыновления. Погибшие дети чаще всего уезжали именно в результате независимого усыновления. Несмотря на то, что посредничество в процессе усыновления запрещено российским законодательством, на практике в независимом усыновлении чаще всего участвуют посредники — под видом сопровождающих иностранных кандидатов в приёмные родители.
  • Формально посредники действуют в правовом поле — они маскируются под водителей или переводчиков, чья деятельность разрешена. А фактически они управляют всем процессом усыновления, дают взятки чиновникам, но кто это докажет?
  • Министерство образования и науки РФ предложило ужесточить порядок усыновления отечественных детей иностранцами и подготовило соответствующий законопроект, предполагающий отменить независимое усыновление. Согласно законопроекту, желающие принять российских сирот в свои семьи иностранцы будут обязаны предоставлять сведения о себе региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях‑сиротах только через представительства аккредитованных иностранных организаций по усыновлению.  Но ничего не менялось, пока в апреле 2010 года тему нецелесообразности и опасности для жизни детей деятельности не аккредитованных в РФ иностранных агентств не поднял детский омбудсмен Павел Астахов.
  • Следственный комитет России намерен проверять законность усыновления при каждом случае жестокого обращения с усыновленными российскими детьми за рубежом. Об этом заявил Бастрыкин, выступая с докладом в Дипломатической академии МИД России «Вызывают серьезную озабоченность и требуют эффективного реагирования участившиеся факты истязаний, издевательств, а в ряде случаев - убийств усыновленных /удочеренных/ иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ», - заявил Бастрыкин. Он отметил, что дал указание о том, чтобы при проведении проверки для принятия оперативных мер к защите прав усыновленного ребенка следственные органы во взаимодействии с органами опеки и попечительства при наличии оснований рассматривали вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности, в том числе к уголовной - статье 154 УК РФ /»Незаконное усыновление /удочерение/»/. «Мы бы просили МИД России, а также консульские учреждения Российской Федерации обращать особое внимание на соблюдение процедуры усыновления» Следственным комитетом принимаются активные меры в области международного сотрудничества по защите несовершеннолетних от преступных посягательств. «Так, мероприятия, проведенные совместно со Службой иммиграционных и таможенных расследований Министерства внутренней безопасности США, способствовали осуждению в США Могилянского за совершение действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних на территории Российской Федерации. "Международное усыновление в 2010 году сократилось на 29% по сравнению с 2009 годом. В 2010 году иностранцы усыновили 184 ребенка", Александр Бастрыкин напомнил, что только в 2010 году свыше 100 тысяч несовершеннолетних в России пострадали от преступлений. 30 тысяч преступлений совершены против их жизни и здоровья. «В связи с продолжающимся ростом преступлений в отношении детей Следственным комитетом были выработаны дополнительные меры по защите несовершеннолетних от преступных посягательств. - В Уголовный кодекс РФ по нашей инициативе внесены изменения, ужесточающие наказание за совершение в отношении детей тяжких и особо тяжких преступлений».
  • Статистика
  • С 1993 года по 2008 год иностранными гражданами было усыновлено более 80 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей. Около 143 тысяч детей-сирот в России нуждались в семейном устройстве, из них более 100 тысяч - дети старше 10 лет. Глава департамента Минобрнауки РФ Алина Левитская сообщила: "В на федеральном учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 143 тысячи анкет" Часто регионы направляют анкеты детей в банк данных без фотографий, что мешает потенциальным родителям сделать выбор. Не все анкеты сопровождаются справкой о состоянии здоровья сироты, что также отрицательно сказывается на семейном устройстве.
  • На 1 января 2009 г. в России число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 681 301 ребенок, в том числе в условиях институционализации (система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) – 151 771 ребенок (на учете в региональных банках данных), что составляет 22% в общей численности детей. На воспитании в семьях состояли 529 530 детей (78%), в том числе:
  • – под опекой и попечительством – 331 407 детей (без учета добровольно переданных родителями под опеку – 48 001), в том числе посторонние граждане – 53 437 – 14%;
  • – в приемной семье – 55 326 детей (число приемных семей – 32 646);
  • – на усыновлении – 142 797 детей, в том числе в иностранных семьях – 42596 – 30%;
  • – на других формах – 5363 детей (число патронатных семей – 3 165). До 1 сентября 2008 г. эти дети числились в контингенте детского дома.
  • В 2009 году было зарегистрировано 3 815 иностранных усыновлений российских детей. За 2010 год усыновлено всего — 11 157 детей — из них: иностранными гражданами — 3 355 детей российскими гражданами — 7 802 детей Наиболее активны из иностранных усыновителей граждане США. Граждане стран СНГ усыновили из РФ — 2 ребенка. Отмен усыновлений — 76. (0,68 % от числа детей переданных на усыновление за год) Из них по инициативе усыновителей в отношении — 49 детей (0,44 %) — по причине неисполнения обязанностей — 20. — о причине жестокого обращения — 1.
  • Число усыновленных иностранцами российских детей за последние пять лет снизилось на 60% при росте числа усыновленных российскими семьями, сообщила  директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки Алина Левитская.
  • В 2011 году количество детей-сирот сократилось в Москве на 12% по сравнению с 2010 годом, все это зависит от того , что в Москве сокращается количество семей, в которых супругов лишают родительских прав.
  • "Если в 2009 году были лишены родительских прав 806 семей, то в 2010 - 498 семей, то есть почти в два раза меньше",  эта тенденция связана с работой в Москве кризисных центров, которые помогают семьям. Швецова рассказала, что результате сокращения количества детей-сирот в столице освободилось 12 зданий. и "Все эти здания отдаются под размещение детских садов и кризисных центров". Международное усыновление в 2010 году сократилось на 29% по сравнению с 2009 годом. " . Швецова рассказала,что число дошкольников и детей младшего школьного возраста среди сирот составляет 26%. "Детей с серьезным отклонением в здоровье у нас в банке данных 60%, 30% - дети из многодетных семей, их сложнее устраивать в семьи, там своя специфика", - отметила она.
  • В целом, по сравнению с предыдущим годом, ситуация улучшается, подробные данные и аналитика, в том числе динамика и региональная раскладка публикуются ежегодно в конце мая. (Данные приведены за 2010 год, по форме Федеральной статистической отчетности 103-рик и предоставлены Проектом «К новой семье» БФ «СЕМЬЯ») За последние пять лет международное усыновление снизилось на 60% ,но возросло усыновление российскими гражданами на 27%. По данным управления ЗАГС Москвы, также в 2010 году снизилась доля усыновлений московских детей иностранцами "Только 182 акта об усыновлении было составлено в отношении иностранных граждан, что на 87 меньше, чем в 2009 году", - уточняется в материалах.
  • При этом, подчеркнули в управлении, в основном это семейные пары из США, Италии, Испании и Словении.
  • Заключение.
  • Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать ,что проблемы и сложности, связанные с усыновлением  российских детей иностранными гражданами  существовали, существуют и будут существовать ,до тех пор пока не будут приняты существенные меры по их предотвращению.
  • Следует отметить, что институт международного усыновления в России начал развиваться сравнительно не давно с развалом СССР и падением «железного занавеса» на рубеже 1980—1990-х годов.  И только в 1992 году в России было официально разрешено усыновление детей иностранными гражданами.  Можно сделать вывод о том что данный институт  еще не достаточно развит в России, и имеет много недостатков.
  • Регулирование усыновления является, пожалуй, центральным моментом в защите прав детей.  Вопросы обеспечения, реализации и зашиты прав ребенка на сегодняшний день достаточно подробно оговариваются в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, которая была ратифицирована СССР- 15 сентября 1990 г.  В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка.
  • Нельзя забывать о том что при усыновлении российских детей иностранными гражданами должны быть соблюдены все условия предусмотренные российским законодательством , а главным условиям является такое как отсутствие сограждан ребенка, желающих его усыновить. Такое условие закреплено в законодательстве РФ и иностранных государств и везде рассматривается как наиболее существенное условие усыновления ребенка иностранцами. Закреплено в пункте 24 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства»
  • Усыновление детей иностранцами это бесплатные доноры, это бизнес. Ведь ни для кого не секрет, что на продаже внутренних органов людей при всей их востребованности  делают состояния! И русские дети, беспризорные дети - просто отличный материал!
  • Проблемы, которые возникают на практике при усыновлении ребенка иностранными гражданами, это внутренняя коррупция, которая способствуют выявлению реальной проблемы, что ведёт фактически к «продаже» российских детей. Усыновление детей иностранцами это бесплатные доноры, это бизнес. Ведь ни для кого не секрет, что на продаже внутренних органов людей при всей их востребованности  делают состояния! И русские дети, беспризорные дети - просто отличный материал!
  • Единственным вариантом решения данной проблемы, так считают многие авторы, это прекратить практику вымогания и получения денег за продажу наших детей за границу. Тем самым запретить усыновление российских детей иностранными гражданами. А в России проводить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование, повышение привлекательности усыновления в нашей стране.
  • Во-первых, необходимо стремиться к усовершенствованию действующего законодательства, в частности можно предложить облегчить процедуру усыновления для отчимов и мачех в отношении детей, которые фактически проживают в семье, расширить возможности для усыновления одиноким лицам. Упрощение процедуры в данных случаях означает, что можно вернуться к административному порядку усыновления, который существовал у нас ранее, сохранив при этом судебный порядок как общее правило.
  • Во-вторых, необходима реальная государственная поддержка в отношении семей, усыновивших ребенка, адресная социальная помощь усыновителям. Совершенно очевидно, что такая поддержка со стороны государства должна проявляться в первую очередь в материальной помощи, в виде выплаты существенного единовременного пособия, а также ежемесячных выплат лицам, взявшим ребенка на воспитание в семью. Так, например, зарубежное законодательство предоставляет существенные льготы для усыновителей; в США компенсация при усыновлении ребенка достигает 10 тыс. долларов плюс выплата ежемесячного пособия на ребенка в размере 900 долларов.  Противники такого рода мероприятий ссылаются на то, что такие высокие размеры пособий приведут к тому, что граждане будут усыновлять детей с целью «наживы», материальный аспект будет выступать в качестве мотивации усыновления. Конечно, с таким мнением трудно согласиться, ведь усыновитель должен иметь необходимые средства для надлежащего воспитания ребенка.
  • В-третьих, обеспечение оптимальных условий для российских усыновителей, реализация их приоритета невозможны без подготовки кадров, узких специалистов для работы с детьми и их родителями. В частности, в США созданы так называемые адаптационные центры, где специалисты разного профиля (педагоги, врачи, социальные работники) помогают семьям, усыновившим ребенка, установить с ним межличностный контакт. Помогают они и самим детям, которые оказались в другой стране и им необходима помощь для «освоения» в чужой для них обстановке.
  • Справедливо считается, что психологическое состояние нового члена семьи будет во многом зависеть от общего семейного климата.. Главная цель этих занятий - психологическая поддержка супругов, ожидающих усыновления ребенка, изложение знаний из области практической психологии и получение сотрудниками консультации дополнительной информации о будущих родителях.
  • В-четвертых, отсутствие действенного механизма контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства требует проведения конкретных мероприятий на международном уровне. В частности, государствам предлагается заключать двусторонние договоры между собой либо ратифицировать Гаагскую конвенцию от 29 мая 1993 г. «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления».
  • Даже если будут созданы условия для принятия решения о ратификации Конвенции от 29 мая 1993 г., оно должно осуществляться с учетом основополагающего принципа, закрепленного в этом документе, а именно: «Иностранное усыновление имеет место, если подходящая семья не может быть найдена для него в стране происхождения». Таким образом, усыновление иностранцами рассматривается только в качестве альтернативного способа устройства ребенка.
  • Однако сложившаяся тенденция увеличения количества усыновлений иностранцами по отношению к российским гражданам свидетельствует о прямо противоположной ситуации, сложившейся на практике. Фактически такой альтернативный способ устройства превратился для наших детей в единственный. Подобная ситуация не может оставить равнодушным ни одного человека, обеспокоенного судьбой своей страны.
  • Это не только «разбрасывание» генофонда нации (по оценкам Минтруда РФ, численность детского населения ежегодно уменьшается на 1 млн. человек по причине низкой рождаемости). Сам ребенок утрачивает свои корни, этническую, культурную, национальную принадлежность, что является структурным элементом категории «интересы ребенка».
  •     Предложенные меры, направленные на повышение привлекательности усыновления, не принесут желаемого результата до тех пор, пока отношение нашего общества к усыновлению принципиально не изменится. Другими словами, необходимо учитывать социально-культурную обстановку, принимать во внимание социальный контекст, в котором происходит этот процесс. В России усыновители предпринимают все возможные усилия, направленные на сохранение тайны усыновления: переезжают в другие районы и города, инсценируют беременность, только чтобы никто не заподозрил, что ребенок у них не родной. Страх усыновителей оказаться «разоблаченными» в кругу знакомых, друзей, других лиц оказывается сильнее по сравнению с желанием создать ребенку нормальные психологические условия для его адаптации в новой семье.
  • Очевидно, что таких проблем можно было бы избежать при адекватном отношении общества к усыновлению. Сегодня, как никогда, необходимо кардинально менять это отношение, что позволит обеспечить благоприятный социальный климат для усыновленных детей и сделать их адаптацию в новой семье более успешной.
  • Список используемых источников

Информация о работе Усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами