Таможенная тарифная система в современном международном таможенном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф — это систематизированный перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Другими словами, таможенный тариф представляет собой перечень размеров таможенных пошлин, взимаемых при прохождении товаров через таможенную границу государства, издавшего таможенный тариф, или группы государств, объединивших свои государственные таможенные территории в единую таможенную территорию таможенного союза на основе заключенного ими международного договора.

Работа содержит 1 файл

ТТСвсоврем МТП.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Группа D —  прибытие. Продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.

 

     Второй  принцип позволяет увидеть последовательное нарастание объема обязанностей продавца в отношении базисных условий. С этой точки зрения контракты типа EXW и DDP занимают позиции, полярно противоположные друг другу. В контракте типа EXW закреплен минимальный объем обязательств продавца, который должен предоставить товар в надлежаще упакованном виде в распоряжение покупателя на заводе-изготовителе. Все остальные операции по транспортировке товара, его страхованию, таможенной очистке лежат на покупателе. В силу этого цена контракта типа EXW наименьшая. Полную противоположность представляет контракт типа DDP, в котором объем обязанностей продавца представляется максимальным. Продавец должен не только провести таможенную очистку товара, уплатив и экспортные и импортные пошлины, но и обязан застраховать товар и обеспечить его доставку в пункт назначения на территории государства покупателя. Очевидно, что цена контракта в этом случае будет наибольшей, так как продавец постарается учесть все свои издержки при калькуляции цены.[5]

 

     Начиная со второй половины 60-х годов, таможенные тарифы стали объектом пристального внимания и развивающихся стран. Эта проблема, получившая название реклассификации таможенных тарифов, неоднократно поднималась развивающимися странами при обсуждении проблемы преференций как в ЮНКТАД, так и в ГАТТ.

     Однако  не следует забывать, что таможенные тарифы ряда развивающихся стран, к сожалению, до сих пор все еще сохраняют элементы тарифов колониального периода, несмотря на то, что в конце 70-х годов большинство из этих стран заметно активизировали деятельность по пересмотру своих национальных таможенных тарифов в сторону дифференцирования таможенного обложения по группам товаров. Так, например, стали взиматься более низкие ставки таможенных пошлин за ввоз необходимых для развития их национальных экономик машин, оборудования, сырья и продовольствия. Предметы роскоши, к которым большинство развивающихся стран относит также легковые автомашины, либо вообще запрещены к ввозу, либо облагаются высокими таможенными пошлинами. К этой группе развивающиеся страны относят и товары, которые производит национальная промышленность: предметы потребления (пряжа, ткани, обувь, металлические изделия и др.), машины, аппараты и мелкое бытовое оборудование.

     По  своей структуре таможенные тарифы большинства развивающихся стран  являются простыми, т.е. одноколоночными, но вместе с ними отдельные страны применяют и многоколоночные.

     Наряду  со структурой таможенных тарифов пристальное  внимание государств уделяется в  настоящее время и вопросу  тарифной политики.

     Таможенный  тариф — важнейшее экономическое  средство регулирования импорта.

     При домонополистическом капитализме, когда на мировом рынке обращение относительно простой и стабильной номенклатуры товаров осуществлялось в процессе купли-продажи в условиях свободной конкуренции, главным торгово-политическим средством был таможенный тариф. Простое введение таможенных пошлин или повышение их ставок делало импортный товар значительно менее конкурентоспособным.

     Для современного периода характерна монополизация  товарных рынков. В этих условиях в  сфере рыночной системы хозяйствования широкое применение получили различного рода протекционистские меры. В применении же протекционистских мер важнейшим экономическим средством является таможенный тариф.

     Современный таможенно-тарифный протекционизм  отличается (от довоенного традиционного) своим коллективным и региональным характером. Возьмем, например, Европейское экономическое сообщество. Римским договором 1957 г. об учреждении этого сообщества был создан таможенный союз (ст. 9 договора), одной из основных целей которого является постепенная отмена таможенных пошлин со всего товарооборота, осуществляемого между его государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам (ст. 3 договора).

     В таможенной политике ЕЭС в отношении  развивающихся стран большое  значение придается именно таможенному регулированию. Несмотря на снижение роли таможенных пошлин в международной торговле, Единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕЭС продолжает и в современных условиях оставаться одним из главных регуляторов доступа товаров развивающихся стран на рынки Сообщества. Сформировавшийся ЕТТ предусматривает беспошлинный или с небольшим обложением ввоз на единую таможенную территорию стран — членов «Общего рынка» сырья, импортируемого из развивающихся государств. По мере повышения степени обработки ввозимого товара ставки ЕТТ растут, достигая максимума при импорте готовых изделий. Особенно высокий таможенный барьер, носящий зачастую запретительный характер, предусмотрен для конкурирующих с аналогичными изделиями западноевропейских фирм так называемых «чувствительных товаров», к которым причислены текстиль, обувь, сельскохозяйственные продукты. Поскольку эти изделия занимают ведущее место в экспорте развивающихся стран, то в основном ЕТТ направлен против них.

     В ходе «Токио-раунда» в рамках ГАТТ было осуществлено снижение уровня тарифно-таможенного обложения развитых капиталистических государств (в том числе и ЕЭС) на 27%. Однако от этого в меньшей степени выиграли именно развивающиеся страны, так как снижение не охватывало такие товары, как сельскохозяйственное сырье, обувь, текстиль, т.е. именно те товары, которые являются традиционными в экспорте развивающихся стран. Все это свидетельствует о том, что и в 80-е годы уровень тарифно-таможенной защиты рынка ЕЭС от товаров развивающихся стран, облагаемых импортными пошлинами, остается довольно высоким, а ЕТТ будет по-прежнему использоваться против них в качестве важного торгово-политического орудия.[6] Именно посредством такого общего таможенного тарифа в отношении третьих стран Сообщество создало различные дискриминационные тарифные барьеры на пути экспорта товаров из развивающихся стран, что является грубым нарушением элементарных норм и принципов современного международного права.

     Этот  вид тарифного протекционизма осуществляется «Общим рынком» на основе решений  о мерах защиты внутреннего рынка Сообщества, применяемых совместно государствами — членами ЕЭС или его организациями в силу предоставленных им полномочий. Юридическая сила таких решений распространяет свое действие (т.е. меры, направленные на претворение в жизнь тарифного протекционизма) на общей таможенной территории всех стран — членов Таможенного союза Сообщества либо, за редким исключением, на одной или нескольких национальных таможенных территориях стран-членов. Право органов ЕЭС осуществлять такое санкционирование предусматривается ст. ст. 110—116 Римского договора.

     Коллективные  средства защиты рынка ЕЭС от внешней  конкуренции бесспорно относятся  не просто к традиционному таможенно-тарифному  протекционизму, а к таможенно-тарифному  непротекционизму. А поскольку ЕЭС является самостоятельным крупным импортером, то каждая новая мера по ограничению ввоза все в большей и большей степени ущемляет интересы торговых партнеров «Общего рынка» и прежде всего развивающихся стран.

     Предусмотренное ст. ст. 110—116 Римского договора право совместных действий стран — членов ЕЭС в вопросах выработки единой таможенной политики, в том числе и таможенно-тарифной политики Сообщества, направленной на усиление позиций в конкурентной борьбе за сферы влияния и рынки сбыта (включая внутренний рынок Сообщества), предусматривает право заключения соглашений с третьими странами от имени ЕЭС (ст. 113 договора). Несмотря на различия в подходе стран — членов Сообщества к проблеме отношений с развивающимися странами, налицо их общая заинтересованность в том, чтобы удержать эти страны в орбите своего влияния, использовать их в деле укрепления своих позиций в межимпериалистическом соперничестве с США и Японией.

     Эта позиция в дальнейшем была подтверждена в документе, известном под названием  «Меморандум Пизани», — по имени ее автора, являющемся ничем иным, как закреплением коллективной стратегии ЕЭС в отношении развивающихся стран.[7]

 

     Однако  в силу сложившихся в мировом  хозяйстве принципов международного разделения труда, все более острой нехватки сырьевых ресурсов для увеличивающегося объема производства, обострения конкурентной борьбы на мировых товарных рынках промышленно развитые страны начинают приспосабливаться к новым условиям их межгосударственных отношений, что вынуждает их встать на путь либерализации импорта. Эта таможенно-тарифная политика нашла свое договорно-правовое закрепление в Ломейских конвенциях, заключенных между ЕЭС и странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана. Они предусматривают отмену встречных таможенно-тарифных уступок развивающихся стран в пользу ЕЭС, закрепляют свободный режим ввоза на территорию Таможенного союза стран Сообщества промышленной и частично сельскохозяйственной продукции африканских, карибских и тихоокеанских стран; установление мер по стабилизации доходов этих стран от экспорта сырьевых товаров, действующих в рамках двух систем — «Стабэкс» (для сельскохозяйственных продуктов) и«Сисмин» (для минерального сырья).

     В рамках этих соглашений государства  — члены ЕЭС согласились предоставить тарифные льготы по таможенному обложению самой многочисленной группе государств, не требуя встречных уступок. Однако на практике как ЕЭС, США, так и Япония прибегают к лишению развивающихся стран невзаимных тарифных преференций[8].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
     
  1. Док. ООН. Рез. А (ХХХХ). 1986, 28 января.
 
     
  1. Doc. UN. A/Res. 40/173 «International economic security», 2005, 17 dec.
 
     
  1. Bulletin International des Dounanes. New Zealand. Year 2005—2006. Number 29.
 
     
  1. Convention Internationale sur de Systeme Harmonise de Designation et de Codification des Marchandises, 2009, 14 June.
 
     
  1. Скаридов  А. С. Международное частное право. СПб., 2006. С. 39,  
 

     6.   The Tokyo Round of Multilateral Trade Negotions. Geneva. April. 1999.        

          p. 121

 

     7.   Memorandum on the Community's Development Polisy. Brussels, 1982;

           Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового

         оборота: Учеб. пособие. М., 2000.

 

     8.   БИКИ. Приложение № 11, 2005. С. 17.

              

Информация о работе Таможенная тарифная система в современном международном таможенном праве