Судейский корпус Экономического Суда СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить Экономический Суд СНГ.
Задачи работы:
 исследовать историю создания Экономического Суда СНГ;
 выявить особенности компетенции, основных функций Экономического Суда СНГ;
 охарактеризовать судейский корпус Экономического Суда СНГ.

Содержание

Введение
1.История создания Экономического Суда СНГ
1.1.Основные этапы создания Экономического Суда СНГ
1.2. Правовой статус Экономического Суда СНГ и его значение………………8
2. Основные полномочия Экономического суда СНГ
2.1. Компетенция и основные функции Экономического Суда СНГ
2.2.Деятельность Экономического Суда СНГ по толкованию нормативных актов СНГ
3. Судейский корпус Экономического Суда СНГ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономический суд.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Вместе с тем для Республики Молдова Экономический суд СНГ свойствами третейского суда будет обладать в большей мере.

Подписание ее главой Соглашения о статусе Экономического суда с исключением для Молдовы из ведения Экономического суда межгосударственных экономических споров  о  соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, ставит это государство в особое процессуальное положение и требует особых для себя процедур в рамках Регламента Экономического суда СНГ.

Таким образом, мы выяснили, что компетенция Экономического Суда лежит в двух плоскостях:

1. Межгосударственных   экономических споров:

- возникающих при исполнении экономических обязательств- предусмотренных соглашениями, решениями Союза глав государств (СГГ), Совета глав правительств (СГП) и других институтов СНГ;

- о соответствии нормативных и других актов государств участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Со- дружества.

2. Кроме рассмотрения споров, Суд осуществляет два вида толковании:

- применения положений соглашений, других актов СНГ и его институтов;

- актов законодательства бывшего СССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основании иным актам Содружества.

Споры рассматриваются Судом по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, а также по заявлению институтов СНГ. При этом Суд не может отказаться от рассмотрения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права. По результатам рассмотрения спора суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству для устранения нарушения и его последствий.

Решения Суда носят рекомендательный характер. Тем не менее, государство, в отношении которого Судом принято решение, должно обеспечить его исполнение.

По мнению Председателя Экономического суда СНГ Файзулло Абдуллоева, Суду нужно выходить на уровень обязательного исполнения его решений, если государства-члены СНГ хотят действительного, а не мнимого восстановления хозяйственных связей.[9].

Суд начал действовать с 1994 г. Некоторые дела Суда о толковании  актов СНГ и по спорам о неисполнении или ненадлежащем исполнении экономических обязательств представляют особый интерес-

Так, по запросу Арбитража Молдовы Экономический суд разрешил спор между Молдовой и Беларусью по поводу взимания таможенных пошлин.

Суть дела заключалась в том, что Молдова и Беларусь обязались не взимать таможенные пошлины, налоги и сборы на взаимный экспорт и импорт товаров. Однако после подписания Беларусью и Россией 6 января 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе Беларусь вернулась к взиманию пошлин в торговле с Молдовой[10].

Это решение и обжаловала Молдова. После вмешательства Суда положение было восстановлено.

Следует отметить, что Документы регламентирующие деятельность Экономического Суда СНГ, прямо указывают на право Суда создавать прецеденты. Прежде всего, это вытекает из п.3 Положения об Экономическом Суде СНГ[11], в соответствии с которым Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутсвием или неясностью подлежащей применению нормы права. Данная норма получила развитие в регламенте Экономического Суда СНГ.

 

 

2.2.Деятельность Экономического Суда СНГ по толкованию нормативных актов СНГ

 

Как любой международный судебный орган, Экономический Суд осуществляет толкование актов Содружества и актов законодательства бывшего СССР на период взаимосогласованного их применения. Толкование осуществляется как при принятии решений по конкретным делам, так и по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших национальных органов, разрешающих экономические споры.

Деятельность Экономического Суда по принятию решений и консультативных заключений по толкованию направлена на устранение пробелов и коллизий в праве Содружества, на его гармонизацию и унификацию. Особую роль данные документы играют в деле достижения единообразия правоприменительной практики государств-участников Содружества. В процессе отправления правосудия Экономический Суд обращался к исследованию таких сложных юридических вопросов, как толкование учредительных документов и иных актов, определяющих правовой статус СНГ, его органов; соответствие положений соглашений, заключенных в рамках СНГ, нормам и принципам международного права; взаимодействие государств-участников СНГ в экономической сфере и иных областях сотрудничества; разъяснение международных договоров, регулирующих правовой статус должностных лиц и сотрудников органов Содружества, военнослужащих и пенсионеров при смене ими места жительства.

В поле деятельности Экономического Суда постоянно находятся и вопросы международного гражданского процесса (по вопросам уплаты и взыскания государственной пошлины, правовой помощи, признания и приведения в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений).

Следует отметить, что 32 решения Экономического Суда СНГ о толковании приняты по запросам органов СНГ, основанием для которых послужили обращения юридических и физических лиц государств-участников СНГ.

Общее количество рассмотренных Экономическим Судом СНГ дел (по состоянию на 1 сентября 2010 года по результатам рассмотрения 101 дела вынесено 110 судебных актов[12]) свидетельствует о востребованности данного международно-правового судебного механизма, доверии к нему как со стороны государств-участников СНГ, так и органов Содружества.

В условиях укрепления сотрудничества государств Евразийского экономического сообщества и в целях оптимизации процесса отправления правосудия на постсоветском пространстве вполне логичным и обоснованным стало решение о делегировании Экономическому Суду СНГ правомочий по разрешению споров и толкованию в рамках данного интеграционного объединения.

Так, согласно статье 1 Соглашения между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом от 3 марта 2004 года, Экономический Суд СНГ выполняет функции Суда Евразийского экономического сообщества. Компетенция Экономического Суда при выполнении функций определяется Соглашением и Регламентом Экономического Суда СНГ, утвержденным постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 10 июля 1997 года № 2.

Экономический Суд разрешает межгосударственные споры экономического характера, возникающие при применении Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений, а также при исполнении обязательств, предусмотренных международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС. Суд рассматривает и иные споры, отнесенные к ведению Суда ЕврАзЭС действующими международными договорами ЕврАзЭС.

В рамках предоставленной вышеуказанным международным договором компетенции Экономический Суд СНГ осуществляет толкование учредительных актов Евразийского экономического сообщества.

Так, в консультативном заключении от 10 марта 2006 года № 01-1/3-05 Экономический Суд, проанализировав правовой статус ЕврАзЭС и его органов, юридическую силу и механизм исполнения принимаемых ими актов, пришел к выводу об обязательности исполнении государствами - членами ЕврАзЭС решений, принимаемых Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации, направленным  на реализацию целей и задач ЕврАзЭС и касающимся взаимоотношений государств- членов между собой и третьими государствами, а также другими международными организациями.

3. Судейский корпус Экономического Суда СНГ

 

Касаясь вопроса о статусе судейского корпуса, статусе судей Суда, следует отметить, что Соглашением о статусе установлена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в его составе.

Положением установлено, что высшим коллегиальным органом суда является Пленум. Пленум состоит из Председателя Экономического суда, его заместителей и судей этого суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Положение об Экономическом суде наделило Пленум рядом полномочий. Так,  установлено, что Пленум:

а) рассматривает жалобы на решения Экономического суда в порядке, установленном Регламентом;

б) принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров;

в) разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников предложения по устранению коллизий в законодательстве   государств-участников.  

Решения   Пленума принимаются большинством голосов и являются окончательными.

В соответствии с пунктом 6 Положения об Экономическом Суде СНГ Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года квота числа судей от государств-участников была установлена в количестве двух человек (статья 2). Исходя из того, что Соглашение подписали главы восьми государств, судейский корпус должен состоять из 16 судей. Кроме того, Соглашение открыто для подписания другими государствами. Вместе с тем судейский корпус 16 судьями не ограничивается.

Решением Совета глав государств СНГ о мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов Содружества Независимых Государств и оптимизации их структуры от 2 октября 2002 года число судей Экономического Суда СНГ с 1 января 2003 года доведено до одного от каждого государства-участника.

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ судьи Экономического Суда СНГ избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование[13].

Каждый судья обязан при вступлении в должность на заседании Экономического Суда СНГ принять присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть».

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

В настоящее время в составе Экономического Суда СНГ работают судьи: Абдуллоев Файзулло — от Республики Таджикистан, Жолдыбаев Сабит Жексенгалиевич — от Республики Казахстан, Керимбаева Анара Шаршеновна — от Кыргызской Республики, Каменкова Людмила Эдуардовна — от Республики Беларусь, Молчанова Татьяна Николаевна — от Российской Федерации[14].

Председатель Экономического Суда СНГ и его заместители избираются судьями Экономического Суда СНГ большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет (пункт 7 Положения об Экономическом Суде СНГ).

Положением закреплены также гарантии независимости и неприкосновенности судей, их привилегии и иммунитеты. Так, установлено, что Председатель суда, его заместители и судьи не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым способом,   за   исключением   отзыва   избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершения преступления, болезни.

Установлено также, что на судей по истечении их полномочий, при уходе в отставку    распространяются    гарантии,    предусмотренные законодательством государств-участников для судей этих государств.

Судьи Экономического Суда независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, они не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда СНГ.

Председатель Экономического Суда СНГ, его заместители и судьи не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц. Они не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной и преподавательской.

Председатель Экономического Суда СНГ организует работу аппарата Экономического Суда СНГ, утверждает структуру и штаты, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, определяет условия оплаты их труда, осуществляет другие полномочия в пределах своей компетенции.

На организационном заседании Экономического Суда СНГ 8 апреля 2008 года Председателем Экономического Суда СНГ избран Абдуллоев Файзулло, заместителем Председателя — Жолдыбаев Сабит Жексенгалиевич.

Информация о работе Судейский корпус Экономического Суда СНГ