Сравнительный анализ парламента Франции и Бразилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Современный парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц». Парламент обладает и другими полномочиями, к примеру, формирует другие высшие органы государства, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д

Содержание

1. Общая характеристика двухпалатной парламентской структуры…...…3
2. Причины существования двухпалатной парламентской структуры в унитарных и в федеративных государствах…………………...…………3
3. Сравнительный анализ парламента Франции и Бразилии………………6
4. Сравнение парламента Франции и Бразилии со структурой российского парламента………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………...12
Список используемой литературы………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

КПЗС .doc

— 67.50 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

 

1.      Общая характеристика двухпалатной парламентской структуры…...…3

2.      Причины существования двухпалатной парламентской структуры в унитарных и в федеративных государствах…………………...…………3

3.      Сравнительный анализ парламента Франции и Бразилии………………6

4.      Сравнение парламента Франции и Бразилии со структурой российского парламента………………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………...12

Список используемой литературы………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика двухпалатной парламентской структуры

Современный парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц». Парламент обладает и другими полномочиями, к примеру, формирует другие высшие органы государства, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.[1].

Федеративные государства обычно имеют двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.)[2].

Нижние обычно именуются Национальное собрание или Национальная ассамблея (Франция, Вьетнам), Национальный совет, Палата депутатов (Италия, Бразилия, Румыния, Чехия), Палата представителей. Верхние палаты в большинстве стран, где они имеются, называются – Сенатами.

Палаты парламента имеют разные названия, но их обычно называют нижней и верхней палатами. В большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

 

2. Причины существования двухпалатной парламентской структуры в унитарных и в федеративных государствах.

Для сравнения выбраны страны с различными формами территориального устройства. Форма государственного устройства это элемент формы государства. Форма государства - это способ организации и осуществления государственной власти. Включающих в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму политического режима.

Форма государственного устройства (управления) - это национально административное строение государства, которое показывает из каких частей состоит государство, каково правовое положение этих правовых частей, каковы отношения между центральными и местными органам власти, в какой государственной форме выражены интересы каждой нации проживающей на территории данного государства, т.е. как власть распределяется по территории государства.

По форме государственного устройства (т.е. территориальной организации государства) различают унитарное (простое) и федеративное (сложное государства).

Унитарным называется государство, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты, воеводства и т.п.), не обладающие самостоятельностью. Все эти территориальные единицы управляются из центра. В таком государстве создается единая централизованная система государственных органов: один парламент, один президент, одно правительство, власть которых распространяется на всю территорию государства. В унитарном государстве существуют также единое законодательство, единое гражданство.  Франция является унитарным государством.

Федеративным является тaкoe гocyдapcтвo, которое представляет собой объединение нескольких государств.

Объединившись, они создают качественно новое государство, в котором получают статус субъектов федерации (в разных странах могут именоваться по-разному: штаты, республики, земли и т.п.). При этом создаются новые федеральные органы власти, которым члены (субъекты) федерации передают часть своих властных полномочий, ограничивая тем самым свой суверенитет. В конституции федерации или в специальном договоре о ее создании (федеративном договоре) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти в субъектах федерации. Таким образом, в федерации существуют две системы органов власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, действующих только на своей территории и самостоятельно решающих только вопросы, отнесенные к их ведению. Законы в федеративном государстве также разделяются на федеральные (к ним относится и конституция федерации), действие которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, действующие только на территории того субъекта, органами которого они приняты. Законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, и в первую очередь федеральной конституции. В типичной (симметричной) федерации все ее субъекты имеют равные права и лишены возможности в одностороннем порядке принять решение о своем выходе из федерации (сецессии). Бразилия является федеративным государством.

Двухпалатные парламенты характерны и оправданы для федеративных государств, в которых, как правило, одна палата формируется на основе представительства всего населения государства, а во второй представлены отдельные субъекты федерации, в силу чего каждый субъект федерации представлен равным количеством членов второй палаты.

Говоря о целесообразности второй палаты,  двухпалатное устройство имеет естественную основу только в федеративных государствах. Такая конструкция органично вписывается в конституционные традиции современных федераций.

В унитарных государствах, напротив, верхняя палата традиционно играла роль консервативного тормоза прогрессивных преобразований и формировалась менее демократическим путем, чем нижняя (по наследству, путем назначения и т.п.). В демократических государствах, где и верхняя, и нижняя палаты формируются целиком или в основном путем выборов, смысла в существовании верхней палаты не осталось. Симптоматичным, в этом плане, стало упразднение после второй мировой войны в ряде стран верхних палат парламента (Новая Зеландия, Дания, Швеция). В некоторых странах сохранение второй палаты является данью традиции, либо сдерживающим фактором на пути преобразований.

Однако следует принять во внимание, что в ряде унитарных государств вторая палата парламента формируется как орган представительства территориальных коллективов, проживающих в пределах административно-территориальных единиц (Франция).

 

3. Сравнительный анализ парламента Франции и Бразилии

Парламент Французской республики состоит из двух палат: Национального Собрания и Сената (ст.24 Конституции Французской  Республики). Парламент Бразилии является Национальный Конгресс, который состоит из Палаты Депутатов и Федерального Сената (ст.44 Конституции Федеративной Республики  Бразилии). Парламенты обеих государств имеют двухпалатную структуру, различия в данном случае в названиях.

Депутаты Национального собрания Франции (нижняя палата) избираются прямым голосованием (ст.24 Конституции Французской Республики). В соответствии со ст. 25 Конституцией Франции Полномочия каждой палаты, вознаграждение, число ее членов, условия избрания устанавливаются Органическим законом. Для того чтобы стать членом Национального Собрания нужно быть французским гражданином, достигшим 23 лет, а членом  Сената - 35 лет.

Палата депутатов (нижняя палата) Национального Конгресса Бразилии: состоит из представителей народа, избираемых штатами, федеральным округом и территориями на основе пропорциональной системы (ст.45 Конституции Бразилии). В соответствии с главой II разделом I ст. 38 Конституции Федеративной Республики Бразилии для избрания в Палату Депутатов необходимо быть старше 21 года.

Таким образом нижние палаты обеих государств имеют существенные различия, которые выражаются:

- в системе избрания депутатов (Франция – по мажоритарной системе абсолютного большинства (т.е., в первом туре нужно получить абсолютное большинство поданных голосов. Если ни один депутат не получил абсолютного большинства, то через неделю проводится второй тур), а Бразилия – на основе пропорциональной системы (число депутатов, как и представительство территориальных единиц в Палате, устанавливаются дополняющим законом, который принимается в течение года, предшествующего выборам. Представительство штатов и федерального округа должно быть пропорционально численности их населения и составляет от 8 до 70 депутатов. Каждая территория избирает четырех депутатов).

- в сроках избрания (граждане избирают депутатов Национального Собрания Франции сроком на пять лет, Палата депутатов Бразилии избирается на 4 года).

А теперь бы хотелось рассмотреть особенности формирования верхних палат парламента. Во Франции – Сенат (ст.24 Конституции Франции), в Бразилии – Федеральный Сенат (ст.44 Конституции Бразилии).

Сенат Французской Республики избирается сроком на 6 лет. Каждые 3 года переизбирается одна треть Сената. Возраст Сенатора должен быть не менее 35 лет. Верхняя палата Бразилии избирается каждые 8 лет. по норме: три сенатора от каждого штата и от федерального округа; палата обновляется каждые четыре года, причем сначала на 1/3, а затем на 2/3.

Порядок избрания. Во Франции Сенат избирается путем косвенного голосования (ст.24 Конституции Франции). В Бразилии Федеральный Сенат состоит из представителей Штатов и Федерального округа, избранных по мажоритарному принципу (ст.46 Конституции Бразилии).

Полномочия Парламента Франции и Национального Конгресса Бразилии.

Политику во Франции устанавливает исполнительная власть, согласовывая ее с Парламентом (об этом говорит весь раздел V Конституции Франции «Об отношениях между Парламентом и Правительством»). Парламент Франции не является центром политической жизни, как это было ранее.  В Бразилии же ситуация иная, здесь центром политической жизни является Национальный Конгресс. Об этом можно судить исходя из полномочий Национального Конгресса закрепленных в Конституции Бразилии (глава о законодательной власти, отделы 2, 3, 4). Эти полномочия закрепляют широкую сферу влияния Национального Конгресса и отдельно каждой палаты.

В отличии от Конституции Бразилии  Конституция Франции не закрепляет столь широких прав Парламента и незначительно закреплены полномочия каждой из палат (раздел V, XVI Конституции Франции).

Конституция Франции 1958 г. отводит парламенту видную роль как государственному органу, разрабатывающему законы и контролирующему деятельность правительства. В ст. 34 Конституции сформулированы полномочия парламента: ежегодное принятие финансового закона (бюджета) и программных законов, которые определяют цели и рамки социально-экономического развития, а также оборонную политику государства. До принятия того или иного закона парламент может обратиться с просьбой дать по нему заключение к Экономическому и социальному совету, членами которого являются видные представители различных общественных и профессиональных категорий граждан. На рассмотрение Совета регулярно выносятся вопросы, касающиеся ключевых проблем развития экономики и социальной жизни страны.

Законодательная инициатива может исходить и от правительства (в виде законопроекта). В этом случае после заключения Государственного совета  он обсуждается в Совете министров, а затем передается в одну из палат парламента. Законопроект может также быть внесен парламентом (как законодательное предложение). Представленные законопроекты и законодательные предложения обсуждаются на сессиях парламента и последовательно рассматриваются в обеих его палатах для принятия идентичного текста. Если не удается принять идентичный текст, вступает в действие согласительная процедура. Если и она не дает результата, последнее слово остается за Национальным собранием (ст. 45). Кроме полномочий Национального Конгресса в целом, Конституция Бразилии определяет также исключительные полномочия каждой из его палат. Например к исключительной компетенции Палаты Депутатов относится (ст. 51):

а) объявление абсолютным большинством голосов (две трети) своих членов о привлечение к ответственности Президента Республики в преступлении в соответствии с положениями статьи 85 и Государственных министров в преступлениях, совершенных совместно с Президентом Республики;

б) инициатива истребования, посредством назначения специальной комиссии, отчета от Президента Республики, если он не представлен Национальному Конгрессу в течение шестидесяти дней после открытия законодательной сессии.

К исключительной компетенции Федерального Сената относится (ст. 52):

а) суд над Президентом и Вице-президентом Республики за должностные преступления, а также над государственными министрами за аналогичные им преступления

б) возбуждение и рассмотрение дел против членов Федерального верховного суда и Генерального прокурора Республики и Генеральным адвокатом Союза по обвинению в должностных преступлениях.

В Конституции Франции в отличии от Конституции Бразилии полномочия каждой из палат Парламента не закреплены так конкретно. В то же время  в сфере внешней политики, безопасности и обороны Парламент Франции дает разрешение Президенту ратифицировать международные договоры; на объявление войны (ст.35); на продление осадного положения более 12-дневного срока (ст.36).

Информация о работе Сравнительный анализ парламента Франции и Бразилии