Сравнительная таблица зарубежных конституций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:28, аттестационная работа

Описание работы

Работа выполнена в виде таблицы в которой сравниваются конституции пяти стран по разнообразным критериям.

Работа содержит 1 файл

конституции в таблице.doc

— 204.00 Кб (Скачать)
       Страны Китайская Народная Республика Япония Республика  Намибия США ОАЭ Чад
    Социально-экономические  права и свободы
    Право частной собственности Статья 6. Основа социалистической экономической системы КНР – социалистическая собственность на средства производства, то есть общественная собственность и коллективная собственность трудящихся масс.

    Статья 11. Индивидуальные хозяйства городских и сельских тружеников, ведущихся в рамках, установленных законом, являются дополнением к социалистическому общественному хозяйству.

    Статья13. Государство охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и другую законную собственность.

    Статья 29. Право владения или пользования собственностью не должно нарушаться. Имущественные права определяются законом в соответствии с общественным благом.

    Частная собственность  может быть изъята для общественного  пользования при условии справедливой компенсации.

    Статья 16 
    Право собственности 
    1. Любой человек в пределах Намибии имеет право приобретать в собственность, продавать и владеть любым движимым и неподвижным имуществом лично или совместно с другими лицами, а также завещать свое имущество преемникам или наследникам; однако Парламент может по своему усмотрению законодательным образом запретить или урегулировать порядок владения имуществом для тех, кто не является гражданами Намибии. 
    (V поправка) Защита частной собственности.

    Никто не может  быть лишен жизни, свободы или  собственности без надлежащей правовой процедуры: частная собственность  не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения.

    Статья 21. 
    Об охраняемой частной собственности. Никто не может быть лишен собственности, кроме случаев, когда это необходимо государству и только при условии справедливой компенсации. Статья 120. 
    Союз занимается законодательством в следующих областях: 
    1. внешняя политика; 
    2. оборона и вопросы вооружения; 
    3. охрана безопасности союза; 
    4. вопросы безопасности, порядка; 
    5. вопросы, касающиеся чиновников союза и суда; 
    6. экономика, налоговая система; 
    7. вопросы кредитования; 
    8. почтовая, телеграфная, телефонная и радиосвязь; 
    9. направления деятельности, которые Высший Совет считает приоритетными; 
    10. воздушная оборона и выдача лицензий в сфере авиации; 
    11. образование; 
    12. здравоохранение; 
    13. национальная валюта и денежные знаки; 
    14. система мер и весов; 
    15. система электроснабжения; 
    16. вопросы гражданства, паспортов, иммиграции и проживания; 
    17. вопросы собственности; 
    18. исчисление объектов союза. Статья 36. 
    Гарантируется неприкосновенность жилых помещений, а также запрещено входить в них без позволения жильцов, согласования с законом.
    Статья 17 
    Человек священен и неприкосновенен 
    Каждый человек имеет право на жизнь, неприкосновенность личности, безопасность, свободу, защиту частной жизни и собственности.

    Статья 41 
    Частная собственность священна и неприкосновенна. 
    Никто не может быть лишен своей собственности за исключением случаев, когда лишение собственности общественно обосновано и является справедливой мерой наказания, определенной судом. 
    Статья 42 
    Жилище неприкосновенно. В жилье никто не может производить обыск за исключением случаев, предписанных законом. Статья 125 
    Закон принимается Парламент ов. 
    Закон устанавливает правила касательно: 
    - гражданских прав и фундаментальных гарантий, данных гражданам для выполнения их общественных свобод; 
    - обязанности, которые должны выполнять граждане для защиты своей личности, имущества и безопасности государства; 
    - национальность, статус и полномочия граждан, семейное положение, преемственность и дискреционных прав; 
    - семейный кодекс; 
    - определение уголовных преступлений и мер пресечения, уголовного судопроизводства, амнистии, создание новых юрисдикций и статуса судей; 
    - тюремный режим; 
    - ставки, налоги и порядок выплаты любого типа платежей; 
    - порядок эмитирования валюты; 
    - создания категорий государственных заведений; 
    - национализации предприятий и передачи государственных предприятий в частную собственность; 
    - фундаментальные гарантии, предоставляемые государственным служащим и военным; 
    - порядок проведения выборов; 
    - процедура соответствия обычаев принципам Конституции; 
    - осадного и чрезвычайного положения; 
    Закон определяет фундаментальные принципы: 
    - общей структуры национальной безопасности; 
    - самоуправления коллективов, их полномочий и ресурсов; 
    - планировки и благоустройства территорий; 
    - уставов политических партий, правил ассоциаций и средств массовой информации; 
    - образования и научных исследований; 
    - здравоохранения, социальной защиты и прав детей; 
    - порядок социальной защиты; 
    - порядок собственности, отдельных правомочий, а также гражданских и финансовых обязательств; 
    - порядок защиты окружающей среды и охраны природных ресурсов; 
    - земельный режим; 
    - порядка государственной собственности; 
    - кооперативного страхования, экономии и кредитования; 
    - права на работу и создания профсоюзов; 
    - культуры, искусства и спорта; 
    - транспортного и телекоммуникационного режима; 
    - сельского хозяйства, разведения животных, рыбы, защиты водных и лесных ресурсов. 
    Органический закон может уточнить и дополнить положения данной статьи.

    Право на труд Статья 42. Граждане КНР имеют право на труд и обязаны трудиться. Государство создает условия труда, улучшает охрану труда. Государство поощряет занятие граждан добровольным безвозмездным трудом. Государство осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу.

    Статья 43. Трудящиеся КНР имеют право на отдых. Государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков.

    Статья 44. Государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих… Государство и общество обеспечивают пенсионеров.

    Статья 45. Граждане КНР в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, имеют право на получение от государства и общества материальной помощи. Государство развивает социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, необходимое для реализации этого права граждан. Государство и общество обеспечивают инвалидов из числа военнослужащих, оказывают материальную помощь семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих.   

    Государство и  общество помогают слепым, глухим, немым  и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.

    Статья 27. Все люди имеют право и обязанность трудиться.

    Нормы заработной платы, рабочего времени, отдыха и другие условия труда устанавливаются  законом. Дети не могут подвергаться эксплуатации.

    Статья 28. Гарантируется  право трудящихся на организации, а также право на коллективные переговоры с работодателем и коллективные действия.

    Статья 21 
    Основные свободы 
    1. Все лица имеют право на: 

    j) свободу выбора профессии, в том числе свободу заниматься торговлей или предпринимательской деятельностью. 

    Статья 15 
    Права ребенка 

    2. Дети имеют право на защиту от экономической эксплуатации и не могут ни по собственному желанию, ни по принуждению выполнять опасную работу или ту работу, которая препятствует их обучению, вредна для их здоровья или физического, умственного, духовного, морального или социального развития. В этом пункте под детьми следует понимать лиц в возрасте до 16 лет. 
    3. Ни один ребенок в возрасте до 14 лет не может быть принят на любую работу, кроме случаев, предусмотренных соответствующим законодательством. Ни одно положение этого пункта не может каким-то образом уменьшать всеобщность положений пункта 2 этой Статьи. 
    4. Любые действия, направленные на вынуждение детей любого работника работать в интересах его нанимателя в сельском или другом хозяйстве, должны считаться применением принудительного труда согласно статьи 9 этой Конституции. 
    ….

    (XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда Статья 20. 
    Трудовая деятельность высоко ценится обществом как главное условие общественного развития. Следует содействовать занятости населения и создавать для этого подходящие условия посредством создания законопроектов, которые защищали бы права рабочих и интересы работодателей.

    Статья 35. 
    Рынок труда открыт для всех граждан; в его основе лежит равноправие в отношении условий труда. Государственный служащий работает исключительно на пользу государства.

    Статья 34. 
    Каждый гражданин свободен в выборе области работы, профессии, ремесла. Никого нельзя принуждать к работе, кроме исключительных случаев, которые прописаны в законе и если после такой работы последует компенсация.

    Статья 8 
    Национальная эмблема – трехцветный флаг, с голубыми, золотистыми и красными вертикальными полосками равной длины. Голубая полоска находится рядом с древком. 
    Девиз Республики Чад – Единство – Работа – Прогресс. 
    Национальный гимн – Чадский. 
    Столица Республики – Нджамена. Статья 40 
    Государство прилагает все усилия для помощи гражданам, которые ввиду своего возраста, физической или психической несостоятельности не могут работать посредством социальных служб.

    Статья 32 
    Государство признает право каждого гражданина на работу. 
    Государство гарантирует работнику соответствующее вознаграждение за предоставленные им услуги или объем выработки. 
    Ни один гражданин не может быть притеснен на работе по признаку происхождения, мнения, пола или семейного положения.

    Право на образование Статья 46. Граждане КНР имеют право на образование и обязаны учиться. Государство обеспечивает всестороннее нравственное, умственное и физическое развитие молодежи, подростков и детей. Статья 26. Все люди имеют право на получение равного для всех образования в зависимости от способностей и в порядке, предусмотренном законом. Образование предоставляется бесплатно. Статья 20 
    Образование 
    1. Все граждане имеют право на образование. 
    2. Начальное образование является обязательным; государство создает необходимые условия для реализации этого права всем жителям Намибии путем создания и поддержки государственных учебных заведений, где начальное образование предоставляется бесплатно. 
    3. Деть не имеют права бросить обучение до завершения начального образования или до достижения ими 16 лет, в зависимости от того, что произойдет раньше, если другое не предусмотрено соответствующим законодательством, исходя из состояния здоровья или охраны других общественных интересов. 
    4. Все граждане имеют право основывать и содержать на свои средства частные школы, колледжи или институты всех уровней образования (начальное, среднее и высшее) при следующих условиях: 
    a) эти школы, колледжи и институты должны быть зарегистрированы в соответствующем государственном учреждении, согласно положений закона, который регулирует порядок такой регистрации; 
    b) уровень обучения в таких школах, колледжах или институтах не может быть ниже уровня обучения в соответствующих государственных школах, колледжах и институтах; 
    c) не может существовать никаких ограничений, связанных с расой, цветом кожи или убеждениями лиц, которые желают вступить в эти учреждения; 
    d) не может существовать никаких ограничений, связанных с расой или цветом кожи лиц, которые желают стать работниками таких заведений.
    - Статья 17. 
    Основа социального прогресса – образование. Начальное образование обязательно и бесплатно на всех этапах. Законом определено направление развития системы образования, а также объединение различных его уровней и борьба с неграмотностью. 
    Статья 18. 
    Конституция позволяет гражданам и организациям создавать учебные заведения, которые находятся под контролем государственной власти и функционировали согласно ее директивам.

    Статья 120. 
    Союз занимается законодательством в следующих областях: 
    … 
    11. образование;

    Статья 35 
    Каждый гражданин имеет право на образование. 
    Государственное образование – светское и бесплатное. 
    В стране существует частное образование, которое функционирует на условиях, определенных законом. 
    Базовое образование является обязательным. 
    Статья 36 
    Государство и децентрализованные территориальные коллективы создают условия и учреждения для дошкольного воспитания.

    Статья 125 
    Закон принимается Парламент ов. 
    Закон устанавливает правила касательно: 

    - образования и научных исследований; 

      КНР Япония Республика  Намибия США ОАЭ Чад
    Право по охране здоровья Статья 45. Граждане КНР в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, имеют право на получение от государства и общества материальной помощи. Государство развивает социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, необходимое для реализации этого права граждан. Государство и общество обеспечивают инвалидов из числа военнослужащих, оказывают материальную помощь семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих.    Статья 25. Все люди имеют право на обеспечение минимальных стандартов уровня здоровой… Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия по развитию и укреплению социального благосостояния и обеспечения, а также здоровья народа. - - Статья 120. 
    Союз занимается законодательством в следующих областях: 
    … 
    12. здравоохранение; 
    Статья 125 
    Закон принимается Парламент ов. 
    Закон устанавливает правила касательно: 
    … 
    - здравоохранения, социальной защиты и прав детей;

    Политические  права Статья 35. Граждане КНР имеют свободу собра-ний, союзов, уличных шествий и демонстраций.

    Статья 34. Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадле-жности; пола, рода занятий, социального происхо-ждения, вероисповедания, образования, имущест-венного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными. Исключение состав-ляют лица, лишенные полит-ских прав по закону.

    Статья 15. Народ обладает неотчуждаемым пра-вом избирать публичных должностных лиц и смещать их. Гарантируется всеобщее избиратель-ное право для совершеннолетних при проведении выборов публичных должностных лиц. Избиратель не несет публичной или личной ответственности за выбор, который он сделал.

    Статья 16. Любое лицо имеет право обращаться с мирной петицией…

    Статья 17 
    Политическая деятельность 
    1. Все граждане имеют право принимать участие в мирной политической деятельности, которая ставит своей целью повлиять на состав и политику Правительства. Все граждане имеют право организовывать политические партии и вступать в их ряды, а также, согласно требованиям действующего законодательства, присущим демократическому государству, принимать участие в общественной жизни непосредственно или через свободно избранных представителей. 
    2. Каждый гражданин, который достиг восемнадцатилетнего возраста, имеет право избирать, а тот, кто достиг двадцати одного года жизни, имеет право быть избранным на выборные должности, если это не противоречит Конституции. 
    3. Права, гарантированные пунктом 2 этой Статьи, могут быть упразднены либо временно прекращенные Парламентом по отношению к определенным категориям лиц по причине их физического или психического состояния, либо учитывая интересы общества или морали, присущие демократическому государству.
    Право голоса граждан  США не должно отрицаться по принакам пола. Право граждан голосовать не должно отрицаться или органичиваться США или штатом в связи с  неуплатой налогов. Лица от 18 лет имеют право голоса. Статья 18. 
    Конституция позволяет гражданам и организациям создавать учебные заведения, которые находятся под контролем государственной власти и функционировали согласно ее директивам.
    Статья 3 
    Суверенитет государства принадлежит народу, который пользуется его преимуществами непосредственно через референдум, косвенно через избранных ими представителей. 
    Ни одно сообщество, корпорация, политическая партия или ассоциация, синдикат, частное лицо или группа лиц не может присвоить себе суверенитет государства. 
    Условия проведения референдума определены данной Конституцией и органическим законом. 
    Статья 4 
    Превосходство политических партий определяется посредством выборов. Политические партии формируются на добровольной основе и выполняют свои полномочия на основе требований законодательства и уважении принципов национального суверенитета, территориальной целостности, национального единства и плюрализма. 
    Статья 5 
    Любая пропаганда этнического, племенного, регионального и конфессионального характера направленная на подрыв национального единства и светскости государства запрещена. 
    Статья 6 
    Выборы могут быть общенациональными, прямыми или косвенными, открытыми и тайными. 
    Граждане Чада обеих полов с двадцати восьми лет, имеющие права и возможности выполнять свои гражданские и политические права на условиях, определенных законом.
    Право на занятие предпринимательской  и иной деятельностью Коллективные  организации,  руководствуясь гос  планом  и соблюдая соотв законы, имеют право на самостоятельное ведение дел и управления ими при условии подчинения единому руководителю. - Статья 21 
    Основные свободы 
    1. Все лица имеют право на: 

    j) свободу выбора профессии, в том числе свободу заниматься торговлей или предпринимательской деятельностью. 

    - Статья 35. 
    Рынок труда открыт для всех граждан; в его основе лежит равноправие в отношении условий труда. Государственный служащий работает исключительно на пользу государства. Статья 34. 
    Каждый гражданин свободен в выборе области работы, профессии, ремесла. Никого нельзя принуждать к работе, кроме исключительных случаев, которые прописаны в законе и если после такой работы последует компенсация.
    Статья 58 
    Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности
    Право на объединения и союзы, собрания Статья 35. Граждане КНР имеют свободу собра-ний, союзов, уличных шествий и демонстраций. Гарантируется свобода собраний и объединений. Статья 21 
    Основные свободы

    1. Все лица имеют право на:

      ...

    e) свободу создания союзов, включая право на создание и вступление в такие союзы (в том числе в профессиональные союзы и политические партии);

     
     
     

    - Статья 33. 
    Гарантируется свобода собраний и формирование обществ.
    Статья 125 
    Закон принимается Парламент ов. 
    Закон устанавливает правила касательно: 
    … 
    - права на работу и создания профсоюзов; 

    татья 28 
    Конституция признает право на создание профсоюзов. 
    Каждый гражданин имеет право присоединиться к любому профсоюзу по своему желанию. 
    Статья 29 
    Граждане имеют право на проведение забастовок. 
    Данное право регулируется в рамках закона, определяющего порядок их проведения. 
    Статья 30 
    Роспуск политических ассоциаций, политических партий и профсоюзов может производиться только на условиях, предусмотренных в уставах или на юридических основаниях.

    Личные   права
      КНР Япония   США ОАЭ Чад
    Гражданство, лишение гражданства Все лица,  имеющие  гражданство КНР, являются гражданами КНР. Условия, необходимые  для японского гражданства, определяются законом. Статья 4 
    Приобретение или потеря гражданства 
    1. Следующие лица являются гражданами Намибии по рождению: 
    a) рождены в Намибии до провозглашения ее независимости, если их отец или мать были гражданами Намибии на момент рождения этих лиц в случае действия тогда этой Конституции; 
    b) рождены в Намибии до провозглашения ее независимости, и не подпадают под действие подпункта (a) этого пункта, если их отец или мать были постоянными жителями Намибии на момент рождения этих лиц, при условии, что эти отец или мать:
    • не пользовались дипломатическим иммунитетом в Намибии согласно дипломатическим привилегиям;
    • не состояли на службе у другого государства;
    • не служили в полиции, воинских подразделениях или подразделениях безопасности, будучи назначенными на эту службу правительством другого государства; однако действие этого подпункта не распространяется на лиц, которые претендуют на гражданство Намибии по происхождению, если они на день получения Намибией независимости в течение не менее чем 5 лет постоянно жили на территории Намибии, или если их отец или мать в течение не менее чем 5 лет постоянно жили на территории Намибии на момент рождения этих лиц;

    c) рождены в  Намибии после провозглашения  ее независимости, если их отец  или мать были гражданами Намибии  на момент рождения этих лиц; 
    d) рождены в Намибии после провозглашения ее независимости, и не подпадают под действие подпункта (c) этого пункта, если их отец или мать были постоянными жителями Намибии на момент рождения этих лиц, при условии, что эти отец или мать:

    • не пользовались дипломатическим иммунитетом в Намибии согласно дипломатическим привилегиям;
    • не состояли на службе у другого государства;
    • не служили в полиции, воинских подразделениях или подразделениях безопасности, будучи назначенными на эту службу правительством другого государства;
    • не были нелегальными иммигрантами.

    2. Следующие лица являются гражданами Намибии по происхождению: 
    a) те, кто не приобрел гражданства согласно пункту 1 этой Статьи, если их отец или мать на момент рождения этих лиц были гражданами Намибии или могли бы стать ее гражданами по происхождению согласно положениям пункта 1 этой Статьи в случае действия тогда этой Конституции; 
    b) те, кто отвечает требованиям предоставления гражданства согласно соответствующего закона; причем ни одно положение этой Конституции не препятствует Парламенту одобрять законодательные акты, которые предусматривали бы регистрацию таких лиц, рожденных после получения Намибией независимости, в установленный срок в Намибии или в посольстве, консульстве или в торговом представительстве Намибии. 
    3. Следующие лица являются гражданами Намибии по браку: 
    a) те, кто не является гражданами Намибии согласно пунктам 1 и 2 этой Статьи, если они:

    • по доброй воле вступили в брак с гражданином (гражданкой) Намибии, или до вступления в силу этой Конституции, по доброй воле вступили в брак с лицом, которое имело бы право на гражданство Намибии в случае действия тогда этой Конституции, или после такого брака в течение не менее 2 лет постоянно жили на территории Намибии, а также:
    • подали заявление о предоставлении гражданства Намибии;

    b) в этом случае  брак признается законным на обычных основаниях (независимо от того, имеет ли это значение для других целей); причем ни одно положение этой Конституции не препятствует Парламенту одобрять законодательные акты, которые определяли бы дополнительные условия, по которым брак может быть признан законным в данном случае. 
    4. Гражданство по регистрации может быть предоставлено лицам, которые: не является гражданами Намибии согласно пунктам 1, 2 или 3 этой Статьи; на день получения Намибией независимости в течение не менее чем 5 лет постоянно жили на территории Намибии, при условии, что заявление о предоставлении гражданства Намибии было подано такими лицами в течение 12 месяцев со дня получения независимости, причем до предоставления заявления эти лица отказались от гражданства тех стран, к которым принадлежали раньше. 
    5. Гражданство по натурализации может быть предоставлено лицам, которые не являются гражданами Намибии согласно пунктам 1, 2, 3 или 4 этой Статьи, если они: 
    a) являются постоянными жителями Намибии на момент предоставления заявления о натурализации; 
    b) в течение не менее чем 5 лет постоянно жили на территории Намибии; 
    c) отвечают требованиям относительно здоровья, морали, безопасности и законности их пребывания в Намибии согласно соответствующему законодательству. 
    6. Ни одно из вышеприведенных положений не препятствует Парламенту одобрять законодательные акты, по которым гражданство Намибии может быть в виде исключения предоставлено определенному лицу благодаря его особенным выдающимся качествам или за особенные заслуги перед намибийским народом. 
    7. Гражданство Намибии может быть потеряно лицом, которое добровольно отказалось от него путем подписания формальной декларации на этот счет. 
    8. Ни одно из положений этой Конституции не препятствует Парламенту одобрять законодательные акты, требующие лишения гражданства лиц, которые после получения Намибией независимости: 
    a) по дорой воле приобрели гражданство любой другой страны; 
    b) служат или выражают желание служить в войске или силах безопасности любого другого государства без письменного разрешения Правительства Намибии; 
    c) выехали на постоянное место жительства в любую другую страну и, следовательно, отсутствовали в Намибии в течение не менее чем 2 лет без письменного разрешения Правительства Намибии. 
    Однако ни одно лицо, которое является гражданином Намибии по рождению или происхождению, не может быть лишено гражданства Намибии такими законодательными актами. 
    9. Парламент может одобрять другие законы относительно приобретения или потери гражданства Намибии, если они не будут противоречить положением этой Конституции.

    Все лица, родившиеся или  натурализ в США  и подчинившиеся юрисдикции США, являются гражданами США и штатов, в которых они проживают. Статья 8. 
    У всех граждан союза одно гражданство, которое определяется законом. За пределами государства его граждане находятся под защитой правительства. Недопустимо лишение кого-либо гражданства, кроме исключительных случаев, прописанных законом. Статья 37. 
    Запрещено высылать кого-либо из союза. 
    Статья 38. 
    Запрещена выдача граждан и политических беженцев. 
    Статья 39. 
    Запрещена конфискация имущества (капитала) за исключением случая, в котором было принято соответствующее решение суда.
    Статья 11 
    Закон определяет условия приобретения и отказа от гражданства Чада.
    Право на жизнь и на личную неприкосновенность Статья 37. Свобода личности граждан КНР неприкосновенна. Никто из граждан не м. б. подве-ргнут аресту, иначе как органами общественной безопасности с санкции или по постановлению на-родной прокуратуры или по постановлению наро-дного суда. Запрещается лишать или ограничивать свободу личности граждан незаконным заключени-ем под стражу или другими незаконными действи-ями. Запрещается незаконный обыск граждан. Статья 13. Все люди уважаются как личности. Их право на жизнь,… является в пределах, не нарушающих общественного блага, - важнейшим пунктом в законодательстве и других государственных вопросах.

    Статья 18. Никто не может удерживаться в рабстве в любой форме. Принудительный труд, за исключением наказания за преступление, запрещается. Статья 31. Никто не может быть лишен жизни… иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом.

    Кроме того, гл.2, содержит в себе нормы, отказа от войны, что тоже можно считать нормами  права на жизнь.

    Статья 8 
    Уважение к человеческому достоинству 
    1. Человеческое достоинство является неприкосновенным. 
    2. a) Уважение к человеческому достоинству должно гарантироваться во время проведения судебных процессов или других процедур в государственных учреждениях, а также во время выполнения любого приговора. 
    b) Ни одно лицо не может быть подвергнуто истязанию или жестокому, бесчеловечному, унизительному обращению или наказанию. 
    Статья 9 
    Рабство и принудительный труд 
    1. Ни одно лицо не может находиться в рабстве или порабощении. 
    2. Ни одно лицо нельзя вынуждать к принудительному труду. 
    3. В этой Статье понятие «принудительный труд» не может означать: 
    a) любую работу, назначенную приговором или распоряжением суда; 
    b) любую работу, связанную с соблюдением санитарных требований лицами, которые законным образом содержатся под караулом, даже если такая работа не назначена приговором или распоряжением суда; 
    c) любую работу, выполнение которой требуется от военнослужащих, работников полиции или тюремной службы в связи с выполнением ими их служебных обязанностей, или любую работу законодательным образом назначенную вместо этого для лиц, которые из-за своих убеждений не могут состоять на действительной военной службе; 
    d) любую работу, выполнение которой необходимо в случае возникновения опасности для общества или в других критических случаях, в случае стихийного бедствия, которое угрожает жизни и благополучию общества если такая работа действительно является оправданной при сложившихся условиях и направлена на преодоление последствий чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия ; 
    e) любую работу, которая является частью выполнения обычного общественного долга.

    Статья 10 
    Равенство и свобода от дискриминации 
    1. Все люди равны перед законом. 
    2. Ни одно лицо не может быть дискриминировано по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического происхождения, вероисповедания, убеждений, социального или экономического статуса. 
    Статья 11 
    Арест и задержание 
    1. Ни одно лицо не может быть безосновательно арестовано или задержано. 
    2. Любое лицо, которое было арестовано или задержано, должно быть немедленно понятным ему языком уведомлено о причинах такого ареста. 
    3. Любое лицо, которое было арестовано или задержано, должно быть доставлено в суд или к соответствующему служебному лицу в течение 48 часов от момента ареста, а в случаях, когда это невозможно по уважительным причинам, при первой возможности позже этого срока. Ни одно лицо нельзя держать в заключении дольше указанного времени без одобрения суда или соответствующего служебного лица. 
    4. Ни одно из положений, содержащихся в пункте 3 этой Статьи, не распространяется на нелегальных иммигрантов, которые были заключены в тюрьму на основании закона о нелегальной иммиграции; причем такие нелегальные иммигранты не могут быть высланы из Намибии до принятия решения о депортации уполномоченным на то судебным заведением. 
    5. Никому, кто был арестован и заключен в тюрьму за нелегальную иммиграцию, нельзя отказывать в конфиденциальной консультации с адвокатом на его усмотрение; этому праву нельзя препятствовать, за исключением предусмотренных законом случаев и в интересах национальной или общественной безопасности, предусмотренных демократическим обществом.

    Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и  имущества от необоснованных обысков  и арестов не должно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением. Ордер должен подробно описывать место, подлежащее обыску, лиц или предметов, подлежащих  аресту. Статья 10. 
    Целями союза являются: 
    - сохранение его независимости, суверенитета, безопасности и стабильности 
    - отражение любой агрессии против ОАЭ 
    - защита прав и свобод граждан союза 
    - осуществление тесного сотрудничества между эмиратами в общих интересах ради процветания и прогресса во всех сферах 
    - обеспечение лучшей жизни всех граждан союза.

    Статья 36. 
    Гарантируется неприкосновенность жилых помещений, а также запрещено входить в них без позволения жильцов, согласования с законом. Статья 26. 
    Личная свобода гарантирована каждому гражданину. Недопустимо задержание гражданина, его розыск или арест без законного основания. Никто не может подчиняться пытке или унижению чести.

    Статья 17 
    Человек священен и неприкосновенен 
    Каждый человек имеет право на жизнь, неприкосновенность личности, безопасность, свободу, защиту частной жизни и собственности. 
    Статья 18 
    Никто не может быть принужден ни к выполнению унизительной и оскорбительной работы. Ни к кому не имеют право относиться в унизительно оскорбительном тоне или пытать. 
    Статья 19 
    Каждый индивидуум имеет право на свободное развитие своей личности, уважая права других, обычаев и общественного порядка. 
    Статья 20 
    Никто не должен содержаться в рабстве или кабале. 
    Статья 21 
    Аресты и незаконные и судебные задержания запрещены. 
    Статья 22 
    Никого не могут держать в тюрьме, если его действия не подпадаю под статью действующего уголовного кодекса. 
    Статья 23 
    Человека могу арестовать или обвинить только на основании закона с предварительным обнародованием вменяемого ему правонарушения. 
    Статья 24 
    Каждый человек обладает презумпцией невинности, пока не доказана его вина на судебном процессе, где каждому предоставляется обязательная гарантия на защиту. 
    Статья 25 
    Каждый человек лично несет ответственность за свои правонарушения. Никто не может нести ответственность и преследоваться за правонарушения, совершенные другими лицами. 
    Статья 26 
    Запрещено применение народных и традиционных правил по коллективной уголовной ответственности.
    Равенство перед законом Все граждане КНР  равны перед законом. Все люди равны  перед законом и не может быть никакой дискриминации в политических, экономических, социальных отношениях по признакам расы, вероисповедания, пола, соц положения  или  происхождения. Титулы пэров не признаются. Статья 10 
    Равенство и свобода от дискриминации 
    1. Все люди равны перед законом. 
    2. Ни одно лицо не может быть дискриминировано по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического происхождения, вероисповедания, убеждений, социального или экономического статуса.
    В США  или в каком либо месте, подчиненным  их юриспруденции, не должно существовать ни рабства, ни подневольного услужения, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено. Гражданам каждого штата предоставляются все привилегии и льготы граждан других штатов. Статья 25. 
    Каждый гражданин равен перед законом, между гражданами нет различий на почве происхождения, гражданства, религиозной веры и социального статуса.
    Статья 13 
    Граждане Чада обеих полов имеют одинаковые права и одинаковые обязанности. 
    Они равны перед законом.

    Статья 14 
    Государство гарантирует каждому без различия по происхождению, расе, полу, политическим взглядам и социальному статусу равенство перед законом. 
    Задача государства контролировать уничтожение всех форм дискриминации по отношению к женщине и гарантировать защиту их прав во всех сферах частной и общественной жизни.

     
    Защита  чести и достоинства человека.
     
    Статья 38. Честь и достоинство граждан КНР неприкосновенны. Запрещается каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле.
     
    Статья 13. Все люди уважаются как личности.

    Статья 18. Никто не может удерживаться в рабстве в любой форме. Принудительный труд, за исключением наказания за преступление, запрещается.

    Статья 8 
    Уважение к человеческому достоинству 
    1. Человеческое достоинство является неприкосновенным. 
    2. a) Уважение к человеческому достоинству должно гарантироваться во время проведения судебных процессов или других процедур в государственных учреждениях, а также во время выполнения любого приговора. 
    b) Ни одно лицо не может быть подвергнуто истязанию или жестокому, бесчеловечному, унизительному обращению или наказанию.
     
    -
    Статья 26. 
    Личная свобода гарантирована каждому гражданину. Недопустимо задержание гражданина, его розыск или арест без законного основания. Никто не может подчиняться пытке или унижению чести
    .
    Статья 18 
    Никто не может быть принужден ни к выполнению унизительной и оскорбительной работы. Ни к кому не имеют право относиться в унизительно оскорбительном тоне или пытать. 
    Статья 19 
    Каждый индивидуум имеет право на свободное развитие своей личности, уважая права других, обычаев и общественного порядка.
    Свобода вероисповеданий, совести, провозглашений взглядов. Статья 36. Граждане КНР имеют свободу вероисповедания. Никакие государственные органы, общественные организации и отдельные лица не могут принудить граждан исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедание или неисповедание религии. Государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности. Никто не может использовать религию для нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и в ущерб государственной системе образования. Статья 20. Свобода религии гарантируется для всех. Ни одна из религиозных организаций не получает от государства никаких привилегий и не может осуществлять политическую власть.

    Никто не может  принуждаться принимать участие  в религиозных актах, торжествах, ритуалах или обрядах. Государство  и его органы должны воздерживаться от религиозного обучения и иной религиозной деятельности.

    Статья 21 
    Основные свободы 
    1. Все лица имеют право на: 
    … 
    c) свободу вероисповедания и пропаганды религии;

    Статья 10 
    Равенство и свобода от дискриминации 
    … 
    2. Ни одно лицо не может быть дискриминировано по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического происхождения, вероисповедания, убеждений, социального или экономического статуса.

    Конгресс  не должен издавать ни одного закона, относящегося к религии и запрещающего свободу  исповедания либо ограничивающего свободу слова и печати, либо право народов мирно сообщаться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. Статья 32. 
    Каждому гарантируется свобода отправления религиозных обрядов, которые соответствуют принятым нормам, но так, чтобы они не влияли на государственный строй и мораль
    .
    Статья 27 
    Каждому человеку гарантирована свобода мнения и выражения, сообщения, выбора религиозных взглядов, чтения прессы, создания ассоциаций, проведения собраний, свобода передвижения, участия в митингах и кортежах. 
    Такие свободы ограничены только уважением свобод остальных и поддержания общественного порядка и правил приличия. 
    Закон определяет условия выражения вышеуказанных свобод.
    Свобода мнений, печати, слова. Статья 47. Граждане КНР пользуются свободой научно-исследовательской деятельности, литера-турно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры. Государство поощря-ет и поддерживает творческую работу граждан в области образования, науки, техники, литературы, искусства и в других областях культуры, отвечающую интересам народа.

    Статья 35. Граждане КНР имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций.

    Статья 19. Свобода мысли и совести не должна нарушаться.

    Статья 21. Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений. Никакая цензура не допускается, а также тайна любых видов корреспонденции не должна нарушаться.

    Статья 21 
    Основные свободы 
    1. Все лица имеют право на: 
    a) свободу слова и высказываний, включая право на свободное распространение своих взглядов через печатные издания и другие средства массовой информации; 
    b) свободу мысли, совести и убеждений, включая право академической свободы в высших учебных заведениях;

    - - Статья 31. 
    Конституция признает свободу почтовой переписки, передачи телеграфных сообщений и прочих средств связи.
    Статья 27 
    Каждому человеку гарантирована свобода мнения и выражения, сообщения, выбора религиозных взглядов, чтения прессы, создания ассоциаций, проведения собраний, свобода передвижения, участия в митингах и кортежах. 
    Такие свободы ограничены только уважением свобод остальных и поддержания общественного порядка и правил приличия. 
    Закон определяет условия выражения вышеуказанных свобод.
    Материнство, детство, семья, брак, внебрачные дети. Статья 49. Брак, семья, материнство и младенчество находятся под охраной государства. Статья 24. Брак может основываться только на взаимном согласии мужчины и женщины и поддерживается посредством взаимного сотрудничества при равенстве прав мужа и жены, положенного в его основу.

    Законы относительно права выбора супруга, имущественных  прав, наследства, выбора места жительства, развода и других вопросов, вытекающих из брака и семьи, должны приниматься с учетом достоинства личности и неотъемлемого равноправия полов.

    Статья 14 
    Семья 
    1. Совершеннолетние мужчина и женщина, без любых ограничений относительно расы, цвета кожи, этнического происхождения, вероисповедания, убеждений, социального и экономического статуса имеют право вступить в брак для создания семьи. Супруги пользуются одинаковыми правами до брака, во время пребывания в браке и после развода. 
    2. Брак возможен лишь при условии свободного и полного согласия обоих будущих супругов. 
    3. Семья является природной основной ячейкой общества и пользуется защитой общества и государства.

    Статья 15 
    Права ребенка 
    1. Дети с рождения имеют право на имя, на приобретение гражданства, а также, согласно соответствующего законодательства, право знать своих родителей и пользоваться их защитой, если это отвечает интересам ребенка. 
    2. Дети имеют право на защиту от экономической эксплуатации и не могут ни по собственному желанию, ни по принуждению выполнять опасную работу или ту работу, которая препятствует их обучению, вредна для их здоровья или физического, умственного, духовного, морального или социального развития. В этом пункте под детьми следует понимать лиц в возрасте до 16 лет. 
    3. Ни один ребенок в возрасте до 14 лет не может быть принят на любую работу, кроме случаев, предусмотренных соответствующим законодательством. Ни одно положение этого пункта не может каким-то образом уменьшать всеобщность положений пункта 2 этой Статьи. 
    4. Любые действия, направленные на вынуждение детей любого работника работать в интересах его нанимателя в сельском или другом хозяйстве, должны считаться применением принудительного труда согласно статьи 9 этой Конституции. 
    5. Ни один закон, предусматривающий возможность предварительного задержания или ареста, не может распространяться на детей в возрасте до 16 лет.

    - Статья 15. 
    Семья – ячейка общества, ее основой выступает религия, нравственность и любовь к родине, а закон призван охранять семейную жизнеспособность и оберегать ее от нравственных отклонений. 
    Статья 16. 
    Общество должно заботиться о детях, защищать детей с отклонениями в развитии, а также оказывать помощь всем, кто по какой-либо причине не способен самостоятельно заботиться о себе. Среди них больные люди, старики, инвалиды войны. 
    Законодательство обеспечивает оказание им помощи и социальные гарантии.
    Статья 36 
    Государство и децентрализованные территориальные коллективы создают условия и учреждения для дошкольного воспитания. 
    Статья 37 
    Семья рассматривается как естественная и моральная основа общества. 
    Государство и децентрализованные территориальные коллективы обязаны контролировать благополучие семьи. 
    Статья 38 
    Воспитание и обучение детей считается естественным правом и обязанностью родителей. Государство и территориальные децентрализованные коллективы оказывают им поддержку. 
    Дети не могут быть отделены от родителей или опекунов, за исключением случаев, когда последние игнорируют свои обязанности. 
    Статья 39 
    Государство и децентрализованные территориальные коллективы создают условия для развития и благополучия молодежи.
    Свобода передвижения и местожительства. - Каждый имеет  право свободно выбирать место и  менять место своего проживания, а  также выбирать род занятий, в  пределах, не нарушаемых  интересы общ  блага. Свобода для всех лиц на въезд и на отказ от своего гражданства  не должны нарушаться. Статья 21 
    Основные свободы 
    1. Все лица имеют право на: 
    … 
    g) свободу передвижения в пределах Намибии; 
    h) свободу обитания и выбора места жительства в пределах Намибии; 
    i) свободу выезда из Намибии и возвращения назад; 
    -   Статья 27 
    Каждому человеку гарантирована свобода мнения и выражения, сообщения, выбора религиозных взглядов, чтения прессы, создания ассоциаций, проведения собраний, свобода передвижения, участия в митингах и кортежах. 
    Такие свободы ограничены только уважением свобод остальных и поддержания общественного порядка и правил приличия. 
    Закон определяет условия выражения вышеуказанных свобод.
    Защита  гарантий прав и свобод. - Во всех уголовных  делах  обвиняемый имеет право  на скорое и публичное судебное разбирательство  беспристрастным судом. Статья 5 
    Защита основных прав и свобод 
    Основные права и свободы, обозначенные этим Разделом, должны уважаться и поддерживаться исполнительными, законодательными, судебными учреждениями, любыми другими государственными учреждениями Намибии, всеми физическими и юридическими лицами в Намибии, и должны защищаться в судебном порядке, как это предусмотрено этой Конституцией. 
    Статья 6 
    Защита жизни 
    Право на жизнь должно уважаться и защищаться. Ни один закон не может предусматривать смертное наказание как приговор. Ни один суд или трибунал не может вынести смертный приговор любому лицу. Смертельный приговор не может быть вынесен на территории Намибии. 
    Статья 7 
    Защита свободы 
    Ни одно лицо не может быть лишено личной свободы, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.
    Никто не должен за одно и тоже преступление дважды подвергаться угрозе лишения  жизни или наказания. Статья 10. 
    Целями союза являются: 
    - сохранение его независимости, суверенитета, безопасности и стабильности 
    - отражение любой агрессии против ОАЭ 
    - защита прав и свобод граждан союза 
    - осуществление тесного сотрудничества между эмиратами в общих интересах ради процветания и прогресса во всех сферах 
    - обеспечение лучшей жизни всех граждан союза.
    Статья 14 
    Государство гарантирует каждому без различия по происхождению, расе, полу, политическим взглядам и социальному статусу равенство перед законом. 
    Задача государства контролировать уничтожение всех форм дискриминации по отношению к женщине и гарантировать защиту их прав во всех сферах частной и общественной жизни.

    Статья 24 
    Каждый человек обладает презумпцией невинности, пока не доказана его вина на судебном процессе, где каждому предоставляется обязательная гарантия на защиту.

 

Обязанности

    Воинская  обязанность Защита отечества  и отражение агрессии – священный долг каждого гражданина КНР. Воинская служба и участие в народном ополчении в соответствии с законом являются почетной обязанностью граждан КНР. (ст.55) Искренне стремясь к международному миру, основанному  на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

    Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться  сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.

    - Ни один солдат недолжен в мирное время (равно как  и в военное время) размещаться  на постой в доме без согласия владельца, однако в военное время это допускается,  но лишь в порядке, предусмотренном законом. Статья 43. 
    Защита союза (служба в армии) – священный долг каждого гражданина.
    -
    Соблюдение  законов страны Все государственные  органы, вооруженные силы, политические партии, общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать Конституцию и законы. Нарушение влечет ответственность. Император или  регент, а также государственный  министр, депутаты парламента, судьи  и все другие публичные  должностные  лица  обязаны уважать и соблюдать эту конституцию. Вступительное слово Президента Республики Намибия Сэма Нуйоми

    будем прилагать усилия для достижения национального примирения и согласия, единства и соблюдения законов в рамках одного государства;

    Статья 1 
    Учреждение Республики Намибия и определение ее территории

    3. Основными властными институциями государства являются исполнительные, законодательные и судебные учреждения.

     

    Полное доверие  и уважение  должно оказываться  в каждом штате  законодательным  актам, документам и  судебным решениям любого другого штата. Статья 54. 
    В компетенцию президента входят следующие вопросы: 

    8. следит за соблюдением законов, исполнением указов и решений при помощи премьер-министра. 

    Статья 25 
    Каждый человек лично несет ответственность за свои правонарушения. Никто не может нести ответственность и преследоваться за правонарушения, совершенные другими лицами. 
    Статья 26 
    Запрещено применение народных и традиционных правил по коллективной уголовной ответственности.
    Забота  о сохранении культурного и исторического наследия Государство охраняет исторические достопримечательности, ценные памятники культуры и другие важные  исторические и культурные наследия.. - - - - Статья 34 
    Каждый гражданин имеет право на создание, защиту и использование своей интеллектуальной и художественной собственности. 
    Государство обеспечивает развитие и защиту национально культурного наследия и создания художественных и литературных произведений.
    Охрана  окружающей среды и природы Недра, воды, леса, горы, степи, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной собственностью. Государство гарантирует рациональное использование природных ресурсов, берет под охрану ценные виды животных и растений. Запрещается любым лицам разрушать или присваивать природные ресурсы. - - - 1. поправка от 2004 года, принятая Высшим Советом ОАЭ согласованно с Национальным Советом ОАЭ, гласит: 
    статья 1: «Данная поправка изменяет текст 121-й статьи конституции ОАЭ следующим образом: Совет имеет право заниматься законотворчеством в таких направлениях, как

    … 
    - охрана природы и защита животных 
    - …

    Статья 47 
    Каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду. 
    Статья 48 
    Государство и децентрализованные территориальные коллективы обязаны контролировать защиту окружающей среды. 
    Закон определяет условия хранения, работы и вывоза токсических или загрязняющих отходов от государственной деятельности. 
    Транзит, импорт, хранение, закапывание, сброс посторонних токсических или загрязняющих отходов запрещен.
    Анализ Имеет особенность -  четко и строго закрепляет права  государства, собственность государства, социализм. В основном прописаны  обязанности человека. Прав и свободы  и личные права не полностью прописаны. В Конституции 1947 г.- второй по счету в истории страны - заметно влияние англосаксонского права. В частности, влияние Основного закона США прослеживается в закреплении прав и свобод, особенно личных прав, основанных на концепции индивидуализма, на структуре и порядке функционирования института конституционного контроля.

    Конституция 1947 г. имеет несколько особенностей, отличающих ее по содержанию от предшествующего  Основного закона и в некоторой  мере выделяющих ее в зарубежном конституционном  корпусе, если под последним понимать совокупность действующих основных законов. Отчетливо заметны три характерные черты этого акта: провозглашение народного суверенитета, закрепление широкого круга прав и свобод и ярко выраженный пацифизм. Одновременно в Конституции 1947 г. весьма заметен и идеологический оттенок.

    Конституция содержит внушительный список традиционных прав и свобод: свободу слова, мысли, вероисповедания, собраний, ассоциаций; печати и "иных форм выражения мнений" (ст. 21). Брак основывается на "равенстве прав мужа и жены" (ст. 24), и законы о  браке должны основываться на принципе "личного достоинства и равенства полов" (ст. 24). В экономической сфере граждане имеют право "на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни" (ст. 25); все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями (ст. 26), как и право на труд и обязанность трудиться (ст. 27); провозглашается гарантированность права трудящихся на создание организаций, на коллективные переговоры и прочие коллективные действия (ст. 28); гарантируется право собственности (ст. 29). Обращает на себя внимание ст. 25 Конституции, обязывающая государство прилагать усилия для подъема дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия. Десять статей Конституции (ст. 31-40) посвящены личной безопасности граждан. Одновременно в Основном законе указываются весьма декоративные гарантии: права и свободы должны "поддерживаться постоянными усилиями народа" (ст. 12); эта же статья предупреждает о невозможности злоупотребления провозглашенными правами и свободами, и их использование должно осуществляться только "в интересах общественного благосостояния".

    Конституция 1947 г. гарантировала "нерушимость и  вечность" основных прав граждан (ст. II и 97); эти формулировки резко контрастируют с прежним Основным законом, согласно которому только к императору страны относились термины "нерушимость династии", а его особа была "священна и неприкосновенна" (ст. 1 и 3 Конституции 1889 г.). Другими словами, в Акте 1947 г. права и свободы граждан рассматриваются как присущие им от рождения, которые не могут нарушаться даже Парламентом путем издания соответствующего закона. Такой подход к правам и свободам заимствован из правовой доктрины США, западноевропейской теории естественного права.

    Бросающаяся в глаза особенность японского Основного закона - его отчетливо выраженный пацифизм, который резко контрастирует с соответствующими нормами прежней Конституции. Отныне японский народ заявляет, что "отказывается от войны как суверенного права нации"; тут же в ст. 9 говорится о разоружении страны, поскольку "никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны". Нормы этой статьи имеют исключительно японское, а отнюдь не американское происхождение. Впервые сама идея была предложена премьер-министром Японии Сидэхара, а не генералом Макартуром - командующим оккупационными силами в Японии, который первоначально колебался: утвердить ли указанное предложение, считая, что последствия его реализации могут нарушить интересы США на Дальнем Востоке.

    Формой правления в Намибии является республика. До 1968 Намибия называлась Юго-Западной Африкой. В период с 1884 по 1915 гг. страна являлась колонией Германии; с 1915 до провозглашения независимости 21 марта 1990 находилась под управлением ЮАР.  
     
    В Намибии действует Конституция, которая была принята Учредительной ассамблеей 9 февраля 1990 и вступила в силу 21 марта того же года, с последующими изменениями.  
     
    Главой государства и правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами является президент, который избирается путем всеобщего прямого голосования на 5-летний срок. Президент (коренной житель Намибии, достигший 35-летнего возраста) может быть избран на этот пост не более двух раз. В настоящее время президентом Намибии является Хификепунье Лукас Похамба с 21 марта 2005 года (на выборах он набрал 76,4% голосов).  
     
    Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, который состоит из Национальной ассамблеи и Национального совета. Национальная ассамблея (72 места) избирается путем всеобщего прямого и тайного голосования на 5 лет. Президенту принадлежит право увеличить число депутатов ассамблеи на 6 человек. Национальный совет состоит из 26-ти избираемых на 6-летний срок представителей от региональных советов (по 2 от каждого из 13-ти районов) В июне 1998 был создан консультативный совет вождей.  
     
    Президент наделен правом назначать министров, судей, высших судебных чиновников, а также председателя центрального банка, командующего вооруженными силами, начальника полиции и пенитенциарной системы. Кроме того, он осуществляет контроль над вооруженными силами, вводит чрезвычайное и военное положение, ведет заседания кабинета министров и по инициативе правительства распускает Национальную ассамблею.  
     
    Страна разделена на 13 районов: Каприви, Эронго, Хардап, Карас, Окаванго, Кхомас, Кунене, Охангвена, Омахеке, Омусати, Ошана, Ошикото, Очосондьюпа (см. прил. 2).  
     
    Судебная система основана на нормах римско-голландского права, унаследованного от времен управления Намибией ЮАР. Действуют Верховный и Высокий суды, суды первой инстанции, региональные суды и суды магистратов.  
     
    В Намибии сложилась многопартийная система (зарегистрировано 12 политических партий). Наиболее влиятельные из них:  
     
    – «Народная организация Юго-Западной Африки Намибии», СВАПО (South West Africa People's Organization of Namibia, SWAPO), президент – Нуйома Сэм (Sam Nujoma), ген. сек. – Чирианге Нгарикутуке (Ngarikutuke Tjiriange). Правящая партия, созд. в 1957 как «Народный конгресс Овамболенда». В 1960 переименована в «Народную организацию Юго-Западной Африки», нынешнее название носит с 1968;  
     
    – «Демократическая организация национального единства», НУДО (National Unity Democratic Organization, NUDO), лидер – Рируако Куаима (Kuaima Riruako). Партия народности гереро, до декабря 2003 входила в состав «Демократического альянса Турнхалле»;  
     
    – «Демократический альянс Турнхалле Намибии», ДТА (Democratic Turnhalle Alliance of Namibia, DTA), президент – Каура Катуутире (Katuutire Kaura), председ. – Ваал Йохан (Johan Waal). Партия осн. в 1977 как «Демократический альянс Турнхалле», нынешнее название носит с декабря 1991;  
     
    – «Конгресс демократов», КД (Congress of Democrats, CoD), председ. – Уленга Бен (Ben Ulenga), ген. сек. – Шиксвамени Игнатиус (Ignatius Shixwameni). Партия основ. в 1999, состоит в основном из бывших членов СВАПО;  
     
    – «Объединенный демократический фронт», ОДФ (United Democratic Front, UDF), президент – Гароиб Джастус (Justus Garoeb), национальн. председ. – Бива Эрик (Eric Biva), ген. сек. – Питерс Ханс (Hans Peters). Создан в 1989, статус партии получил в октябре 1993;  
     
    – «Республиканская партия», РП (Republican Party, RP), лидер – Мудге Генри (Хэнк) (Henry (Henk) Mydge). До 2003 входила в «Демократический альянс Турнхалле».  
     
    Также в Намибии действуют 7 профсоюзных объединений. Самое крупное их них – «Национальный союз рабочих Намибии», НСРП (National Union of Namibian Workers, NUNW) – создан в 1971, объединяет 87 тыс. членов. Председ. – Капенда Ристо (Risto Kapenda), ген. сек. – Нахоло Питер (Peter Naholo) .  
     
    Намибия является членом ООН, Содружества, возглавляемого Великобританией, Сообщества развития Юга Африки (САДК), МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Африканского банка развития, Южноафриканского таможенного союза, Всемирной торговой организации и др . С 1999 Намибия занимает выделенное государствам Африки место члена Совета Безопасности.  
     
    Рассматривая государственное устройство и современную политическую ситуацию Намибии, мы видим, что эта страна около 30 лет до 1915 года была колонией Германии, затем находилась под управлением ЮАР. А с 1990 года стала независимым государством, со своей принятой Конституцией и избранным президентом. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.  
     
    В стране существует многопартийная система, которая дает определенную свободу ее гражданам. Всего зарегистрировано 12 политических партий. Намибия, являясь членом многих международных организаций, влияющих на развитие африканского континента и мира в целом, решает возникшие проблемы межгосударственных отношений дипломатически. Намибия поддерживает дружеские отношения со многими государствами, в том числе и с Россией.
    Конституция США - самая "старая" из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы.

    Первоначальный  текст Конституции, на первый взгляд, кажется простым, логичным, сжатым, хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много  нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями.

    Содержащиеся  в Конституции пробелы с годами восполняются очень незначительно. Одна из причин - повышенная "жесткость" Основного закона, сложная процедура  его изменения. В результате в  США наравне с писаным законом действует так называемая "живая" конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы '. Порядок, при котором поправки "дописываются" к основному тексту, не облегчает ее понимания, поскольку отмененный текст не устраняется. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст (например, последовательное изменение и уточнение порядка избрания и замещения должностей Президента и Вице-президента, установленного в ст. II и поправках XII, XX и XXV).

    Степень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами - правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время права и свободы содержались в конституциях штатов и отказ закрепить их в Основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне.

    Внешние очертания  Конституция стала принимать  с присоединением к ней поправок, содержащих права и свободы граждан; причем четыре из них в "чистом виде" регулируют вопросы активного избирательного права (поправки XV, XIX, XXIV и XXVI); этот институт отчасти затрагивается и в других положениях Конституции.

    Права и свободы  граждан в основном закреплены в первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название "Билль о правах" и принятых первым Конгрессом в 1789 г. Билль о правах вступил в силу 15 декабря 1791 г.

    Если оценивать  объем прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своего времени он был достаточно велик.

    Очевидно, что  в условиях, когда Основной закон  дополняется внеконституционным путем, новые аспекты действительности получают соответствующее отражение  в текущем законодательстве и  судебных решениях, что совсем не свидетельствует в пользу действующего акта, формально стоящего на вершине американской правовой системы.

    Конституция США - "жесткий", трудноизменяемый документ.

    Что касается самой  Конституции США, то она в настоящее  время выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

    Правовая система  ОАЭ носит смешанный характер. В соответствии с Конституцией 1996 г. (ст.7) шариат является основным источником законодательства. На практике мусульманское право регулирует главным образом отношения личного статуса, а также некоторые аспекты уголовных и процессуальных отношений.

    С начала 1970-х гг. в рамках общего курса  на модернизацию страны в ОАЭ проводится работа по созданию современной правовой системы, в результате которой на федеральном и местном уровнях были кодифицированы целые отрасли права (так, Эмират Абу-Даби уже в 1970 г. принял собственные УК, УПК и ГПК). Нормы шариата применяются напрямую лишь в случае пробелов в законодательстве или в иных случаях, предусмотренных законом.

    В центре системы законодательных актов  стоит Конституция ОАЭ 1971 г. В  ней провозглашаются общепринятые права и свободы граждан федерации: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения, выбора профессии, слова и печати, религиозного вероисповедания, собраний и создания организаций, тайна переписки. Конституция ОАЭ декларирует также основные права граждан в социально-экономической области: на труд и социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание.

    Законодательные полномочия разделены между федерацией и эмиратами. К законодательным  полномочиям федерации относятся, в частности: общая система судопроизводства, образование, здравоохранение, гражданство и иммиграция, финансы и денежная система, налоги федерации, трудовое законодательство, социальное обеспечение, недвижимая собственность, банковская деятельность и страхование, сельское хозяйство, уголовное, гражданское и торговое законодательство. Однако по некоторым из этих вопросов эмираты имеют собственные кодексы и законы.

    Помимо  шариата и законодательства определенное значение в качестве источника права  сохраняет обычай. Закон о Верховном  суде устанавливает, что он в своей деятельности руководствуется, помимо шариата и законов, обычаем, принципами естественного права и права по аналогии, если это не противоречит шариату.

    Наконец, чрезвычайно важное значение в качестве источника права имеют решения  федерального Верховного суда, особенно вынесенные в порядке конституционного контроля и толкования Конституции.

    Чад - независимая и суверенная республика с 11 августа 1960 года (независимость от Франции), по форме государственного устройства - унитарное государство. С 31 марта 1996 главный закон - Конституция Республики Чад. 
     
    В административном отношении страна делится на 14 префектур, 54 субпрефектуры, 20 административных пунктов и 154 кантона. Самая большая по площади префектура - Борку-Эннеди-Тибести, занимает 600,3 тыс. кв. км, а по численности населения - Майо-Кеби, где проживает 757 тысяч человек, то есть 1/5 всех жителей страны. 
     
    Исполнительная власть: глава государства - президент, на данный момент Идрис Деби (с 4 декабря 1990 года), глава правительства - премьер-министр Паскаль Иодимнаджи (с 3 февраля 2005). Президент избирается открытым голосованием на 5 лет, если кандидат не набирает 50% голосов, то выбирается два кандидата и среди них проводятся повторные выборы. Кабинет - Совет Государства, члены назначаются президентом по рекомендации премьер-министра. 
     
    Законодательная власть: однопалатная Национальная Ассамблея - 155 мест (избираются сроком на 4 года). В скором будущем возможно создание сената, количество мест ещё не оговорено, но известно, что будет избираться на 6 лет. 
     
    Глава государства заключает и ратифицирует международные договоры и соглашения, назначает и смещает членов правительства, высших гражданских и военных должностных лиц, судей, объявляет помилование. Временный совет имеет полномочия правительства. 
     
    Место пребывания органов государственной власти и управления - город Нджамена. 
     
    Юридическая власть: Верховный Суд, Апелляционный Суд, Уголовные Суды, мировые Суды. В основе судебной системы лежит организация судопроизводства, введенная еще в 1947 г. колониальными властями. После завоевания независимости 5 января 1960 г. была подписана юридическая концепция, которая предусматривала создание судебной системы независимой республики. 
     
    Судебная система Республики Чад включает Верховный суд, суды первой инстанции, суды обычного права и Высший суд. Наивысшая судебная инстанция - Верховный суд. Он состоит из двух палат: судебной (рассматривает гражданские и уголовные дела) и административно-финансовой (ведет дела государственных учреждений). В состав Верховного суда входят 15 членов. Председатель его избирается из числа высших судей и 14 советников. Президент республики назначает 8 советников из числа профессиональных судей, и после утверждения Верховным советом магистратуры они становятся постоянными членами. Еще 3 советника назначаются также президентом, а остальные 3 - Национальным собранием. Советники избираются на 8 лет. 
     
    В компетенцию Верховного суда входит: контроль за соответствием международных обязательств и соглашений с указами президента, за разрешением конфликтов по выборам и рассмотрение кассационных жалоб. 
     
    Суды первой инстанции рассматривают гражданские и уголовные дела. Во время реформы 1985 г. была расширена сеть судов первой инстанции. Гражданские и уголовные дела стало возможным рассматривать в каждом административном центре. 
     
    Самой низшей инстанцией являются суды обычного права. Традиционные суды в Чаде и в настоящее время сохранили свою значимость, как в прошлом. После провозглашения независимости роль таких судов приуменьшалась, а в 1967 г. они были упразднены. Однако в 1969 г. вместе с укреплением роли традиционных вождей деятельность этих судов была восстановлена. В том случае если речь идет о семейных спорах, то обращаются к главе деревни или к главе квартала в городе. Традиционные нормы применяются в той общине, где они признаны. Если при конфликте данные нормы вступают в противоречие друг с другом, начинается действие государственной юрисдикции и дело передается в суд первой инстанции. 
     
    Высший суд существует для разбора дел, касающихся президента и членов правительства. Высший суд состоит из назначенных членов Верховного суда. Он рассматривает дела о государственной измене. Другие его функции и процедура определяются законом. 
     
    В стране многопартийная система. Существуют 3 партии.

Информация о работе Сравнительная таблица зарубежных конституций