Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:54, контрольная работа

Описание работы

Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные системы, от характера которых во многом зависит состав центральных и местных представительных учреждений, а также результат выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников. Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Создание избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе.

Содержание

1 Типы избирательных систем 3
2 Анализ французской и итальянской избирательных систем 9
3 Избирательная система, применяемая для формирования Государственной Думы Федерального Собрания России. 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем..doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Типы избирательных  систем 

     Важное  значение для функционирования политической системы имеют избирательные  системы, от характера которых во многом зависит состав центральных и местных представительных учреждений, а также результат выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников. Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Создание избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе.

     Те  избирательные системы, которые  для определения результатов  голосования применяют принцип большинства, называются мажоритарными. Согласно правилам мажоритарной избирательной системы, избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов. Различают три основных вида мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

     В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для  избрания требуется получить более  половины поданных по округу голосов (50% + 1). К примеру, в округе баллотируются четыре кандидата (А, Б, В, Г) в парламент; 12 000 поданных за них голосов разделились следующим образом: А - 2000 голосов, Б - 3000, В - 6100, Г - 900. Избранным будет кандидат В, набравший 6100 голосов, т.е. абсолютное большинство.

     Первый  недостаток мажоритарной системы абсолютного  большинства состоит в том, что  голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. В приведенном примере кандидат В по избрании будет представлять 6100 избирателей, проголосовавших за него, голоса же, поданные за кандидатов А, Б и Г (5900 голосов), пропадают, и избиратели, проголосовавшие за этих кандидатов, своих представителей в парламент не проведут. Второй недостаток системы заключается в том, что она выгодна лишь крупным партиям, малые же партии имеют весьма сомнительные шансы на успех. Наконец, третий недостаток данной системы в том, что она нерезультативна. В случае если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов или несколько кандидатов наберут их одинаковое количество, вопрос о том, какой депутат получит мандат, остается открытым. Для того чтобы избежать этого, сделать систему результативной, прибегают к различным способам.

     Одним из таких способов является перебаллотировка. Из числа ранее баллотировавшихся  кандидатов в новый бюллетень  вносятся фамилии двух из них, набравших  наибольшее число голосов. Избранным считается кандидат, получивший при перебаллотировке абсолютное число голосов. Если же ни тот ни другой кандидат не получил абсолютного большинства или они набрали одинаковое количество голосов, то вопрос об избрании решается либо жребием, либо избранным считается кандидат, старший по возрасту.

     Иногда  проводят второй, третий и т.д. туры голосования, допуская блокирование кандидатов и списков до тех пор, пока результаты выборов не определятся. Государствоведы зарубежных стран, критикуя мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства за большие потери голосов, основное ее достоинство усматривают в том, что она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Однако эта система не дает возможности установить соответствие между подлинным удельным весом партий в политической жизни страны и их влиянием в парламенте.

     Во  многих странах используется мажоритарная система относительного большинства. При этой разновидности мажоритарной системы избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины.

     Мажоритарная  избирательная система относительного большинства всегда результативна, т.к. кто-нибудь всегда набирает относительное большинство. При действии в стране этой системы в парламенте обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Мажоритарная система относительного большинства получила распространение потому, что она позволяет искусственно создавать стабильные правительства и парламенты; однако такая система лишает представительства малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении сил.

     Политическая  жизнь зарубежных стран дает десятки примеров несоответствия между степенью массовости опоры политических партий и их представительством в парламентах.

     Обычно  при мажоритарной избирательной  системе относительного большинства  выборы проводятся по одномандатным  округам. При этом если в округе выдвинут только один кандидат, то голосование вообще не проводится, т.к. для его избрания достаточно одного голоса (а он может проголосовать за себя сам). В случае же проведения выборов согласно этой системе по многомандатным округам голосование приходит в еще большее противоречие с его результатами.

     Третьей, достаточно редкой разновидностью является мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, отличное от абсолютного большинства.

     Главное отличие пропорциональных избирательных  систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

     Пропорциональная  система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.

     При пропорциональной системе создаются  большие округа, от каждого из которых  избирается несколько депутатов, - чем  больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма. В идеальном случае вся страна превращается в единый избирательный округ.

     Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список своей партии целиком, хотя иногда ему предоставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в списке.

     После того как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр, или квота, т.е. наименьшее число голосов, необходимое  для избрания одного депутата. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Применяются различные методы определения избирательного метра (квоты), причем некоторые из них сопряжены с довольно сложными математическими расчетами.

     Особой  разновидностью пропорциональной системы  является система единого передаваемого  голоса. Согласно этой системе каждый избиратель имеет один голос. Получив  бюллетень, он проставляет против имен кандидатов свои предпочтения, указывая соответствующими цифрами, кого он желает видеть в первую очередь, кого - во вторую и т.д.

     Система единого передаваемого голоса предоставляет  возможность провести своих кандидатов не только малым партиям, но и партийно не организованным избирателям. Что касается крупных партий, то они добиваются представительства, соответствующего действительному влиянию.

     Определение числа причитающихся партии мандатов не решает одного очень важного вопроса - кто из кандидатов, числящихся в  бюллетене, получит мандаты. На практике этот вопрос имеет огромное значение, ибо от его решения зависит персональный состав партийных фракций.

     Применяется два основных правила распределения  мандатов внутри партийного списка. Правило  связанных списков сводится к  тому, что порядок расположения кандидатов в списке определяется самой партией. Избиратель голосует за весь список. Если партия набрала одну квоту, то избранным будет первый по списку кандидат; если партия набрала две квоты, то соответственно - первый и второй.

     Поскольку ни одна партия не может рассчитывать на то, что она соберет все поданные по округу голоса, кандидаты, находящиеся в конце списка, никаких шансов на избрание не имеют. Значит, очень важно то, какое место в списке занимает кандидат. Правило связанных списков позволяет партии провести в парламент любого кандидата, поставив его во главе списка в том округе, в котором она имеет гарантированное число голосов. При этом избиратель лишен возможности определить свое отношение к кандидатам, т.к. он голосует за партию, а не за конкретного кандидата. Избиратель может не отдать своего голоса неприемлемому для него кандидату, стоящему во главе списка, лишь проголосовав против всей партии.

     Правило свободных списков ликвидирует  этот недостаток. Оно позволяет избирателю, проголосовавшему за весь список целиком, выразить свое отношение к кандидатам, проставив против их имен цифрами или иным способом свои преференции, т.е. указать, кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого во вторую и т.д. При этом избранными оказываются не те кандидаты, которые стоят во главе списка, а те, которые набрали наибольшее число преференций. Правило свободных списков более демократично, ибо при его применении избирателю предоставляется возможность более свободно выразить свою волю. Это правило действует в Швеции, Австрии, Швейцарии и некоторых других странах.

     В ряде случаев пропорциональные системы  искажаются различного рода исправлениями  и дополнениями. Одним из распространенных способов искажения пропорциональной избирательной системы является панаширование. В этом случае избирателю предоставляется несколько голосов в соответствии с числом подлежащих замещению вакансий. Он может подать их как за один список, так и за депутатов из разных списков. Это открывает большие возможности для различного рода закулисных махинаций и сделок. Например, сильные партии, которым гарантировано получение определенного числа мандатов в округе, могут передать свои излишние голоса более слабым партиям, предложив своим избирателям в порядке панаширования проголосовать за какого-либо кандидата из списка такой слабой партии.

     Другим  распространенным способом искажения  пропорциональной системы является соединение списков, или блокирование партий, на выборах. В этом случае объединенный список блокирующихся партий рассматривается по отношению к другим партиям как единый, а полученные мандаты затем делятся между блокировавшимися партиями в соответствии с полученными ими голосами. Блокирование может проводиться либо заранее, либо только при подсчете голосов. Оно существенно изменяет распределение мандатов в пользу партий, объединивших свои списки.

     Понятие «смешанная избирательная система» может применяться в различных значениях. В широком смысле оно означает параллельное использование различных систем; так, Палата депутатов в Мексике состоит из трехсот депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и ста депутатов, избираемых на основании пропорциональной системы. В узком смысле это понятие предполагает использование элементов различных избирательных систем при доминировании одной из них.  
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ французской  и итальянской избирательных  систем

     Французское законодательство

     В Пятой республике применяются разнообразные избирательные системы, устанавливающие порядок подсчета голосов и определение результатов голосования. Наиболее распространенной является мажоритарная система выборов в два тура. Она используется на выборах Президента Республики и депутатов Национального собрания. В соответствии с этой системой избранным считается кандидат, который собрал абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре голосования. Следовательно, что кандидат, получивший свыше 50% голосов избирателей, которые участвовали в голосовании, при условии явки на выборы не менее 25% избирателей получает, соответственно, президентский мандат, если речь идет о президентских выборах, либо мандат депутата Национального собрания, если речь идет о парламентских выборах.

     Организация проведения второго тура голосования несколько варьируется в зависимости от того, проводятся президентские или парламентские выборы. При выборах Президента Республики во втором туре баллотируются только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает пост Президента Республики. Судя по практике, что кандидат, собравший наибольшее число голосов в первом туре, необязательно одерживает победу во втором туре.

Информация о работе Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.