Современные проблемы юрисдикционного иммунитета государства и его собственности в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе мне хотелось бы отразить понятие, правовую природу, виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть содержание основных теорий иммунитета, доктрину иммунитета в России, определить основные современные проблемы данного вопроса, а также осветить некоторые предложения специалистов по их решению.

Содержание

Введение
I. Юрисдикционный иммунитет государства:
1.1 Понятие юрисдикционного иммунитета государства
1.2 Правовая природа иммунитета государства:
· принцип суверенности государства;
· принцип неприкосновенности и равенства государств (на примере теории Оппенгейма);
1.3 Сфера действия иммунитета
1.4 Виды иммунитетов государства:
· иммунитет от действия законодательства иностранного государства;
· судебный иммунитет (от предъявления иска в иностранном суде);
· иммунитет от предварительных действий;
· иммунитет от принудительного исполнения решений иностранного суда;
· иммунитет государственной собственности;
· иммунитет сделок государства;
1.5 Отказ от иммунитета.
II. Основные доктрины иммунитета государства и их содержание
III. Доктрина иммунитета в России:
· дело о «царских долгах»;
· вопросы иммунитета в договорной практике СССР;
· спор Правительства РФ со швейцарской корпорацией «Нога Трейдинг С. А.»
IV. Законодательное регулирование иммунитета государства:
V. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства:
· проект Закона РФ «Об иммунитете государства» от 2000 года
VI. Заключение и проблемы иммунитета государства в России

Работа содержит 1 файл

курсовая по международному частному праву.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Ко  второй группе можно отнести международные  договоры, в которых вообще отсутствуют  какие-либо положения о торговых представительствах, например, с Аргентиной 1993г., Индией 1992г., Испанией 1994г., Канадой 1992г., Украиной 1992г., Великобританией 1992г., Чехией 1993г.

      Положения ряда торговых договоров, заключенных  СССР, по существу представляли собой отказ СССР от судебного иммунитета в отношении определенной категории споров и отказ от иммунитета от исполнительных действий относительно определенных категорий имущества. Заключенные Россией торговые договоры не содержат каких-либо норм о юрисдикционном иммунитете торгпредства. Поэтому есть основания полагать, что эти международные договоры ставят решение вопроса о том, пользуется ли торгпредство юрисдикционным иммунитетом, в зависимость от национального права страны местонахождения торгпредства.

      Проблемы, затрагивающие иммунитет государства, возникают и с связи с эксплуатацией  государственных торговых судов. Для  более ясного понимания позиции  России в отношении иммунитета государственных  торговых судов следует обратиться к договорной практике СССР по вопросам торгового мореплавания с учетом того, что российская Федерация является правопреемником Советского Союза.

      Двусторонние  договоры СССР, содержащие нормы об иммунитете государственных торговых судов, условно можно разделить  на три группы. К первой относиться Протокол к договору о торговом судоходстве между СССР и Великобританией от 3 апреля 1968г., подписанный 1 марта 1974г. Он устанавливает, что морские суда, занятые коммерческой деятельностью, не пользуются судебным иммунитетом (ст.1). Вместе с тем, каждая из сторон обязуется предоставлять государственным торговым судам иммунитет от предварительных мер (запрещается их арест или задержание – ст. 3 Протокола). Протокол (ст. 2) закрепляет иммунитет государственных торговых судов и грузов, принадлежащих государству на праве собственности, от исполнительных действий.

      Вторую  группу составляют международные договоры, заключенные СССР с Ираком 1974г., Португалией 1974г., Гвинеей-Бесау 1975г. и др. Они  отказывают судовладельцам в судебном иммунитете. Такой отказ распространяется и на государственные торговые суда. Эти международные договоры не предоставляют судовладельцам иммунитета от исполнительных действий. В этих условиях важное значение приобретает следующая норма международных договоров: арест судна в связи с гражданским делом не будет налагаться при условии, что ответчик укажет своего представителя на территории государства суда, который примет на себя вытекающие из спора юридические обязательства. Причем эта норма не уточняет, какой арест имеется в виду, - в качестве предварительной меры или исполнительных действий. Иными словами, иммунитет от предварительных мер  исполнительных действий предоставляется государственным торговым судам при условии, если представитель ответчика будет нести ответственность по обязательствам советского, соответственно российского судовладельца.

      К третьей группе следует отнести  международный договор о судоходстве, заключенный СССР с Ганой в 1978г. его особенность состоит в  том, что он признает за государственными торговыми судами безусловный иммунитет от задержания или ареста, налагаемых в связи с гражданско-правовыми требованиями. Вместе с тем, этот договор отказывает судовладельцам в судебном иммунитете и иммунитете от исполнительных действий.

      Таким образом, двусторонние договоры СССР о судоходстве не представляют государственным торговым судам судебный иммунитет. Большая группа договоров закрепляет за ними так называемый условный иммунитет от задержания и ареста. Отсутствие в ряде договоров положений об иммунитете государственных торговых судов позволяет сделать вывод, что они не представляют государственным торговым судам юрисдикционного иммунитета. Следовательно, еще в 70-80-е гг. в договорной практике СССР наметилась тенденция к отказу от иммунитета государственных торговых судов СССР.

      В настоящее время в связи с  переходом экономики России на рыночные отношения, когда большинство морских  пароходств акционировано, вопрос об иммунитете судов российских пароходств по существу отпал, так как они более не являются государственными. Об изменении позиции России в отношении иммунитета государственных торговых судов свидетельствует и то, что при ратификации Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982г., Россия не сделала никаких заявлений в отношении статьи 32, которая устанавливает иммунитете только военных кораблей и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях…

Афанасьев Е. М. Международное частное право. Глава 16. М.: Издательство «Норма», 2001. С. 86

Лунц  Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. Глава III. М., «Юридическая литература», 1975. С. 75

Международное частное право. Учебник / под ред. Г. К. Дмитриевой. М.- ПБОЮЛ Гриженко Е. М. (Проспект), 2001. С. 254

Российская  газета. 1999. 16 января.

Афанасьев Е. М. Международное частное право. Глава 16. М.: Издательство «Норма», 2001. С. 91  

Международное частное право. Учебник / под ред. Г. К. Дмитриевой. М.- ПБОЮЛ Гриженко Е. М. (Проспект), 2001. С. 257  

Галстян Рубен. Иммунитет иностранного государства  от принудительных мер. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. №3, 1999. С. 4

Международное частное право. Учебник / под ред. Г. К. Дмитриевой. М.- ПБОЮЛ Гриженко Е. М. (Проспект), 2001. С. 258  

Лунц  Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. Глава III. М., «Юридическая литература», 1975. С. 76

Белов А. П. Международное предпринимательское  право: практическое пособие. – М.: Юридический  Дом «Юстицинформ», 2001. С. 316

Информация о работе Современные проблемы юрисдикционного иммунитета государства и его собственности в международном частном праве