Соотношение национального и международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 03:40, реферат

Описание работы

Сравнительное правоведение, с одной стороны, можно определить как относительно новую область научной юриспруденции, а с другой стороны, свою историю сравнительное правоведение ведет с незапамятных времен. Оно начинается с той поры, когда общества, знакомые с самим явлением права, вступили во взаимодействие друг с другом. При внешнем расхождении и то, и другое наблюдения оказываются справедливыми.

Содержание

Введение………………………………….…………………….…………………….3
1. Соотношение национального и международного права………………...…….5
2. Реализация международно-правовых норм в национальном праве.................18
Заключение………………………….……………..………………………………..29
Библиографический список.……...……….…………………...…………………..32

Работа содержит 1 файл

Курс. сравнительное правоведение и междунар.право.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Намечено улучшить информацию о международно-правовых актах, увеличить  тираж "Бюллетеня международных договоров" и приступить к изданию "Сборника международных договоров и соглашений Российской Федерации", обеспечить широкое пользование соответствующими банками данных.

Конституционные положения  служат своего рода "мостом" между  национальным и международным правом, открывая путь второму к первому. Важнейшими являются нормы ст. 79 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г11. о том, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий. Сделана оговорка - если это не противоречит основам конституционного строя России. В ч. 4 ст. 15 определено соотношение норм российского и международного права, в о "г" ст. 106 - субъект ратификации и денонсации международных договоров.

Для оказания воздействия на отношения внутри каждого государства нормы международного права должны получить "национальное признание" и найти отражение во внутреннем праве. Включение международно-правовых норм в национальное право означает их трансформацию, которая осуществляется разными способами. Во-первых, прямая трансформация, когда в соответствии с конституцией или законами государства нормы международного права автоматически приобретают силу действующих на территории этого государства. После публикации в специальном издании положения международного акта приобретают силу, превышающую силу не соответствующих ему внутренних законов.

Во-вторых, инкорпорация, когда нормы международного права, в том числе договорные, непосредственно  включаются во внутреннее право. При  этом прямая трансформация может предусматриваться для определенного вида международных норм, например для общепризнанных норм международного права (ФРГ, Португалия, Австрия), или для должным образом заключенных и опубликованных международных договоров (Испания).

В-третьих, опосредованная трансформация означает, что международно-правовые нормы приобретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта. Часто такая процедура предусматривается для наиболее важных международных договоров (Португалия, Франция). Если при прямой трансформации прекращение или изменение международного договора или иного акта немедленно влечет соответствующие изменения во внутреннем праве, то при опосредованной трансформации такие изменения являются результатом определенной внутренней процедуры.

В некоторых странах (ФРГ, Италия) применяется смешанная трансформация, в которой присутствуют меры как  прямой, так и опосредованной трансформации.

Значительное воздействие  на внутреннее право европейских  стран оказывают решения органов ЕС.

В целях реализации положений  Римского договора некоторые государства - члены ЕС закрепили в своих конституциях положения о возможности ограничения в определенном объеме их суверенных прав и передаче этих прав международной организации (например, Конституции ФРГ, Италии, Испании).

Согласованность международно-правовых актов и действий государств, сочетаемая с признанием конституционных принципов, дает обнадеживающие результаты. Вот  пример. После Второй мировой войны  Саарская область отошла от Франции к Германии в русле правовых актов. Статья 23 Конституции ФРГ, референдум в Сааре в 1955 г., Договор о Сааре, сохранение норм французского права в течение переходного периода (5 лет), Закон об интеграции, решения Конституционного суда ФРГ, распространение действия Конституции ФРГ на Саар с 1 января 1957 г. - таков согласованный правовой путь, который может действительно служить примером12.

Важное значение придается  процедуре признания международных  обязательств. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 25 декабря 2012 г.)13 предусматривает такие виды, как выражение согласия на обязательность для нее международного договора, как его подписание, обмен документами, образующими договор, ратификация, утверждение, принятие, присоединение, иной способ выражения согласия по договоренности сторон (ст. 6). В отношении международных договоров России установлено: ратификация и денонсация их отнесены к ведению Государственной Думы, принимающей по этому поводу законы, и Совету Федерации (п. "г" ст. 106 Конституции Российской Федерации). В упомянутом Законе урегулированы процедуры подготовки, подписания и ратификации международных договоров. А в Регламентах палат - порядок их "внутреннего движения".

В конституциях зарубежных государств чаще всего определяется процедура заключения международных  договоров. В Конституции Франции 1958г., есть раздел VI "О международных договорах и соглашениях". Согласно ст. 53 мирные, торговые, финансовые, договоры, относящиеся к международной организации, к положению личности, могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона и вступают в силу только после ратификации или одобрения. В Конституции Испании в главе третьей " О международных договорах" предусмотрено, что органический закон может разрешать заключение договоров для участия в международных организациях или учреждения наднациональных организаций, которым передается соответствующая компетенция. Предварительное разрешение парламента требуется для заключения политических, военных, финансовых договоров, а также для договоров, соглашений, влияющих на отмену или принятие законов (ст. 93-94).

Для государств - участников СНГ примечательно участие конституционных судов. Например, в России Конституционный суд вправе разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров (п. "г" ч. 2. ст. 125 Конституции Российской Федерации), а в Республике Беларусь Конституционный суд дает заключения о соответствии международных договорных обязательств Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь (ст. 127 Конституции).

Как отмечалось в юридической  литературе, нормы международного права выражают не властные предписания, а договорное волеизъявление государств,  - это координационные, согласительные, рекомендательные, диспозитивные правила. Чаще всего им присущ один элемент - диспозиция, реже - гипотеза и диспозиция, поскольку международные нормы выражают более высокие обобщающие тенденции развития. Иерархичность норм специфична и означает соответствие нового договора императивным нормам международного права, совместимость норм с обязательствами по другим договорам. Отсылочные нормы нередко являются нормами - поручениями нижестоящим государственным органам договаривающихся стран решить в международно-правовом порядке те или иные вопросы на уровне этих органов - подписать соглашения, провести согласования и т. п14.

Довольно сложным является вопрос о соотношении норм внутригосударственного и международного права. Данный вопрос решается прежде всего на конституционном уровне, где пролагается главное русло сочетания названных правовых систем. Ему посвящена ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации15. В нем можно выделить три положения: а) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Здесь выделено три основных источника международного права - принципы, нормы, договоры. Впервые используемое понятие правовой системы позволяет считать эти источники ее составной частью; б) отмечается такой признак одобрения международных документов российским государством, как "общепризнанные". Не все документы, а лишь те, с которыми согласно государство и обязательство по которым оно берет на себя добровольно; в) установлен принцип приоритета международного договора, правила которого применяются, если в законе содержатся другие правила. Актуален вопрос, кто и в каком порядке определяет наличие юридической коллизии и дает необходимое заключение. Пока здесь существует немало пробелов и неясностей.

Надо учитывать некоторую  специфику отражения международно-правовых норм в отраслях публичного и частного права. В первой группе их мало, поскольку ими регулируются публичные институты и способы обеспечения публичных интересов. Во второй, лишенной ярко выраженного тяготения к вопросам власти и суверенитета, эти нормы представлены гораздо полнее и шире. Причем заметны два способа их закрепления.

Во-первых, в ряде законов  есть специальные нормы о международном  сотрудничестве в соответствующей  сфере. Так, в Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-I16 признается роль международных договоров и соглашений, не противоречащих данному Закону. Органы управления образованием всех уровней, образовательные учреждения вправе устанавливать прямые связи с партнерами. По прямым договорам осуществляется подготовка кадров как в России, так и в зарубежных странах (ст. 57). Статья 58 посвящена внешнеэкономической деятельности, осуществляемой самостоятельно органами управления и образовательными учреждениями. Они могут иметь валютные счета и использовать полученные валютные средства, находящиеся в их собственности.

Специфичен раздел XV «Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды» федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В ст. 81 говорится о том, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Во-вторых, во многих законах  как бы воспроизводятся конституционные нормы. Например, в ст. 7 Гражданского кодекса РФ (часть1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ 17 установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Оговорено, что международные отношения применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ (о защите нематериальных благ и т.д.), непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

В Семейном кодексе РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ18 есть раздел VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». Но особенно интересны две статьи.

Статья 166 СК РФ посвящена установлению содержания норм иностранного семейного права. При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного семейного  права суд, органы записи актов гражданского состояния и иные органы могут  обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов.

Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права.

Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые в соответствии с п. 1 настоящей статьи меры, не установлено, применяется законодательство Российской Федерации.

Статья 167 СК РФ об ограничении применения норм иностранного семейного права гласит: «Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реализация международно-правовых норм в национальном праве

 

Рассмотрим роль международно-правовых норм в сближении норм национального права. Первые выступают как «общий знаменатель» норм права различных государств, и в этом проявляется новая функция международного права в рамках сравнительного правоведения.

В Итоговом документе  Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе можно выделить несколько правовых способов влияния на национальное государственно-правовое развитие. Они различаются по характеру и степени воздействия, по возможной реакции государств, по сфере действия. Это:

а) подтверждение приверженности всем десяти принципам, изложенным в заключительном акте Декларации принципов, и уважения права друг друга свободно выбирать и развивать свои политические и иные системы, устанавливать свои законы и административные правила в соответствии с обязательствами по международному праву и положениями Декларации принципов;

б) нормативная ориентация на те уровни правового регулирования в области прав человека, экономики, науки и техники, образования и др., которые отвечают общим интересам;

в) признание конституционных рамок  и процедур государств и роли их законов в регулировании тех  или иных вопросов.

В доктрине и практике международных отношений принято выделить «мягкое международное право». По своей форме к нему относятся итоговые документы, декларации, заявления и т.п. Содержащиеся в них положения весьма многообразны, причем часть из них носит ярко выраженный характер политических норм - определение курса политики, выявление намерений, принятие обязательств, дача оценок ситуаций и т.п. Другие же в большей мере «юридизированы», но не сводятся к одномерной регуляции. К тому же с их помощью регулируются не только межгосударственные, но и внутригосударственные отношения и явления. Приведем иллюстрации.

Информация о работе Соотношение национального и международного права