Соотношение международного и внутригосударственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Влияние внутригосударственного права на международное право является первичным, но не из этого факта не вытекает вывода о примате внутригосударственного права над международным правом. Наоборот, необходимо говорить о примате международного права над внутригосударственным. Международное право не создается само по себе, оно создается государствами, которые выступают инициаторами заключения тех или иных международных соглашений, договоров, стараются заключить двусторонние договоры, присоединиться к существующим многосторонним международным конвенциям, содержание, положения которых не противоречили бы основам их внутреннего строя, их внутреннего законодательства, их внутригосударственного права.

Работа содержит 1 файл

Соотношение международного и внутригосударственного права (1).doc

— 42.50 Кб (Скачать)

          Соотношение  международного  и внутригосударственного права

Влияние внутригосударственного права на международное право  является первичным, но не из этого  факта не вытекает вывода о примате  внутригосударственного права над  международным правом. Наоборот, необходимо говорить о примате международного права над внутригосударственным. Международное право не создается само по себе, оно создается государствами, которые выступают инициаторами заключения тех или иных  международных соглашений, договоров, стараются заключить двусторонние договоры, присоединиться к существующим многосторонним международным конвенциям, содержание, положения которых не противоречили бы основам их внутреннего строя, их внутреннего законодательства, их внутригосударственного права. Примат международного права над внутригосударственным не привнесен извне, не навязан государствам. Напротив, он является продуктом согласования воль государств, ими же созданной системы права, в которой находят выражение общечеловеческие  ценности, ценности общения всех народов. Признавая такой примат, государства таким образом избегают обострения отношений между собой, военных столкновений.

Внутригосударственное право  влияет на международное в следующих  формах. Конституции как основные законы содержат в себе принципы внешней политики, осуществляя которые на международной арене, государства оказывают благотворное влияние на развитие международного права, его принципов и норм.

Конкретные нормы внутригосударственного права, законы, регулирующие иммунитеты и привилегии, порядок заключения международных договоров, вопросы собственности государства, его иммунитет, также влияют на развитие международного права, содействуют осуществлению соответствующих отраслей международного права. То же самое можно сказать о правах человека.

Принципы и нормы международного права содействуют совершенствованию  норм внутригосударственного права  преимущественно в тех сферах, в которых происходит наиболее тесное взаимодействие международного и национального  права.

Говоря о соотношении международных договоров и национального законодательства,нужно иметь в виду,что важное значение имеют такие принципы, как pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться)  добросовестное  выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров. Хельсинский Заключительный акт 1975 года установил, что государства будут придерживаться такой формулы «При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву».

 Статья 27 Венской Конвенции  о праве международных договоров  1969 года также предусматривает,  что государство не вправе  ссылаться на положения своего  внутреннего права для того, чтобы  оправдать невыполнение им международного договора.

В свою очередь в международном  праве сформулированы принципы суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела, что означает признание и уважение национального законодательства. Выполняя международные обязательства, государства в рамках своей юрисдикции сами определяют способы, методы, формы реализации международно-правовых норм.

Национальное право играет существенную роль в процессе применения международно-правовых норм. В этом процессе прослеживаются следующие формы участия внутригосударственного права:

А)внесение в действующее  законодательство соответствующих  изменений и дополнений.

Б) издание нормативного акта, регулирующего порядок применения заключенного международного договора.

В) использование специальных отсылок к международным договорам, которые ориентировали бы компетентные органы на применение тех или иных договорных норм.

Международное право может  действовать гораздо эффективнее  при содействии внутригосударственного права. Национально-правовая имплементация(осуществление) норм международного права является одним из существенных каналов его функционирования.

Принятие внутригосударственного закона на основании международного договора с использованием закрепленных в нем положений называют трансформацией договора и договорных норм. Дословное или почти дословное введение международно-правовых норм во внутригосударственное законодательство называют инкорпорацией.

Ряд положений Конституции (основного закона) Республики Казахстан  1995 года являются примера трансформации и инкорпорации. Так, статья 15 Конституции почти дословно воспроизводит статью 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, статья 24-статью 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

Широкое распространение  в национальном законодательстве получили отсылки к международным договорам. В том или ином законе делается отсылка для правильного понимания  и толкования тех или иных предписаний  закона. Отсылка может служить способом реализации международно-правовой нормы. Государство включает в свое право норму, которая санкционирует исполнения норм международного права на его территории. Поскольку отсылка не всегда способствует исполнению норм международного права, применяется более универсальный метод рецепции: государство в своих внутренних нормах может воспроизводить порой текстуально те или иные положения международного права, адаптировать (приспосабливать, конкретизировать) их к национальным особенностям правовой системы.

Были случаи, когда государства предварительно изменяли свои внутренние нормы, прежде чем подписать и ратифицировать  международно-правовые документы, положения которых находились  в противоречии с внутренними нормами данного государства. К примеру, сенат Конгресса США прежде, чем давать согласие на ратификацию Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, увязал  это с необходимостью издания аналогичных положений Конвенции во внутреннем праве Соединенных Штатов. Отсылка сама по себе может быть различной по форме. Например, основные законы ряда государств объявили международно-правовые нормы составной частью своего права. Так, в  статье VI Конституции США записано: «Настоящая Конституция и законы США, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью США, становятся верховным правом страны, и судьи в каждом из Штатов обязаны следовать этому праву». Как видим, международно-правовые нормы уравнены с Конституцией страны, объявлены частью верховного права государства и не просто формально провозглашены: указан и механизм их реализации.

В СТАТЬЕ 4 Конституции  Республики Казахстан сказано: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законом».

Когда государство  в своей Конституции объявляет  о том, что международное право  является составной частью права  страны (США, Франция, Испания и другие), то такую отсылку называют генеральной.

Отсылка к международному договору может иметь место и тогда, когда законодатель устанавливает приоритетное  применение международного договора  при наличии противоречия по урегулированию одного и того же правоотношения. Практически во всех законах Республики Казахстан имеется статья, устанавливающая такое приоритетное применение. Достаточно сослаться на статью 78 Лесного Кодекса Республики Казахстан от 23 января 1993 года: «Если международным договором, в котором участвует Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Лесном Кодексе Республики Казахстан, то применяются правила международного договора».

Подобного рода установка на приоритетное применение международного договора ни в коей мере не отменяет той или иной нормы  во внутреннем законе государства. Это означает, что данная норма внутреннего права не действует применительно к международному договору Казахстана с каким-то определенным иностранным государством. При регулировании отношений с другими иностранными государствами продолжает действовать та же норма внутригосударственного права.

Такие столкновения(коллизии) казахстанского и международного права  не указывают на несовершенство казахстанского законодательства. В двусторонних и  многосторонних договорах могут  быть разночтения по поводу одного и того же объекта регулирования. Поэтому норма внутреннего права не может учесть все разночтения.

Основное отличие  отсылки от инкорпорации заключается  в том, что отсылка не «внедряет» международно-правовую норму во внутригосударственное  право, а устанавливает взаимоотношения  между нормами международного и национального права в процессе их применения.

Есть связь  между нормативными актами внутригосударственного права и актами,издаваемыми международными организациями. Хотя Организация Объединенных аций и придерживается в своей  деятельности принципа невмешательства во внутренние дела государства, тем не менее резолюции Генеральной Ассамблеи, решения Совета Безопасности оказывают достаточно большое воздействие на государства, которые в своей деятельности, как правило, руководствуются ими.

Когда речь идет о правах человека, о пактах, договорах, направленных на защиту прав человека, именно в этой сфере очевидно наибольшее проникновение  международного права в прямой доступ в международные органы, в частности, в Европейскую Комиссию по правам человека,в Комитет ООН по правам  человека. Вместе с тем исполнение норм о правах человека возможно при принятии соответствующих норм во внутригосударственном праве. И все же в последние годы нельзя не видеть благотворного влияния международно-правовых актов о правах человека на внутригосударственное право, регулирующее права граждан своей страны, на фактическое состояние прав человека во многих странах.

В связи с  включением норм международного права  в сферу внутренней компетенции  государств изменяется содержание принципа невмешательства во внутренние дела государства. Это важное качественное изменение в международном праве XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Соотношение международного и внутригосударственного права