Шенгенское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль - усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Предпосылки заключения Шенгенских соглашений………………………….3
1.1. Шенгенское соглашение 1985 г………………………………………...6
1.2. Шенгенская конвенция 1990 г…………………………………………..8
2. Становление Шенгенского права……………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по европейскому праву.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

Правотворчество ЕС по вопросам, которые относятся к предмету Шенгенского права, не только дополняет последнее, но и частично вытесняет его из ряда областей регулирования. Это вытекает из двух обстоятельств. Во-первых, оба Шенгенских соглашения заключались в качестве вспомогательных документов для содействия достижению целей Европейских сообществ и Союза. Во-вторых, и это главное, как специально предусмотрено в Шенгенской конвенции (ст.134), ее нормы применяются лишь в той мере, в которой они соответствуют коммунитарному праву, то есть праву Европейских сообществ.

Право Европейских сообществ и Союза в целом, таким образом, обладает верховенством не только по отношению к национальному праву государств-участников, но и к созданному ими (непосредственно или через Исполнительный комитет) Шенгенскому праву.

В результате в течение девяностых годов некоторые из норм Шенгенских соглашений и актов Исполнительного комитета утратили силу ввиду издания по аналогичным вопросам правовых актов и конвенций в рамках Европейского союза. Иногда это относится к целым разделам или главам Шенгенской конвенции. Так, почти все нормы главы 7 третьего раздела Конвенции, посвященной огнестрельному оружию и боеприпасам, утратили силу: вместо них действует специальная директива Совета ЕС.[7]

Несмотря на частичное вытеснение нормативными источниками Европейского союза, Шенгенские соглашения, Шенгенское право в целом, продолжают свое существование и действие. В то же время изменилась их «юридическая природа».

Напомним, что заключение между странами ЕС Шенгенских соглашений было вынужденной мерой, связанной с невозможностью включить соответствующие правила в учредительные документы и нормативные акты Европейских сообществ. В результате Шенгенские соглашения и основанное на них Шенгенское право первоначально являлись самостоятельными международно-правовыми документами, которые действовали при условии непротиворечия праву Европейских сообществ (затем всего Европейского союза), но занимали самостоятельное место по отношению к последнему.

Такое положение вещей сохранялось около полутора десятилетий. Но когда в результате присоединения к Конвенции 1990 г. участниками Шенгенского процесса стали все государства-члены ЕС, кроме двух, то стало очевидно: самостоятельное существование Шенгенского права более не является необходимым или целесообразным.

Включение Шенгенского права в правовую систему Европейского союза произошло на основании неоднократно упоминавшегося выше Амстердамского договора 1997 г. и вступило в действие одновременно с последним 1 мая 1999 г. Поскольку сторонами Конвенции 1990 г. являются не все страны ЕС, инкорпорация Шенгенского права в «европейское право» (как часто называют сегодня правовую систему Европейского союза), производилась в форме специального протокола, приложенного одновременно к Договору о Европейском сообществе 1957 г. и к Договору о Европейском союзе 1992 г. Это протокол «Об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского союза», кратко именуемый Шенгенским протоколом.

Интеграция Шенгенского права в правовую систему Европейского союза изменяет также политические и институциональные рамки Шенгенского процесса. Шенгенский исполнительный комитет прекратил свое существование. Его полномочия перешли к Совету - основному законодательному органу Европейского союза. В реализации и принятии новых актов в рамках Шенгенских достижений, контроле за их соблюдением, вправе участвовать и другие институты Европейского союза: Комиссия (главный исполнительный орган), Европейский парламент (представительный орган) и Суд.[8]

Внесение поправок в Шенгенскую конвенцию отныне будет осуществляться не посредством соглашений между сторонами, а на основе нормативных актов Совета Европейского союза или подготавливаемых им конвенций.

 

 


Заключение

 

Делая вывод, следует отметить, что с момента принятия и вступления в действие первого правового документа - Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г., заложившего в последующем основы для создания единого Шенгенского пространства, к нему присоединилось абсолютное большинство европейских государств; по состоянию на начало 2011 г. Соглашение подписано 30 государствами и фактически действует (с отменой пограничного контроля) в 25 государствах: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Вместе эти государства образуют Шенгенскую зону.

Таким образом, Шенгенский процесс в новом столетии не только не остановился, но и продолжает свое развитие, как вширь, так и вглубь. Возрастает количественный состав участников Шенгенских соглашений, а, следовательно, расширятся границы Шенгенской зоны.

Не останется неизменным и качественное содержание Шенгенского процесса. В настоящее время разрабатываются новые правовые акты и иные документы, направленные на развитие существующих Шенгенских достижений. Имеются в виду, в частности, документы, устанавливающие единые правовые условия нахождения и проживания иностранных граждан на территории ЕС, общие правила защиты беженцев, а также правила выдворения иностранцев за пределы Европейского союза.

Каковы бы ни были конкретные шаги, вряд ли можно сомневаться в том, что и в дальнейшем Шенгенский процесс будет выступать в качестве важного направления интеграции в рамках Европейского союза, в Европе и мире в целом, а Шенгенское право продолжит оставаться одним из наиболее весомых и интересных компонентов правовой системы Европейского союза.


Список использованной литературы:

 

1.      Бирюков М.М. Европейское право. – М.: Омега-Л, 2006. – 128 с.

2.      Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского Союза. Учебник. – М.: Эксмо, 2010 – 460 c.

3.      Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебник для вузов / Под ред. Л.М. Энтина. – М: Норма, 2005. – 960 с.

4.      Ильин, Ю.Д. Основы права Европейского Союза. – М.: Норма, 2008. – 224 c.

5.      Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юрайт, 2010. – 1119 с.

6.      Бальжинимаева Ж.Ц., Марков П.А. Регулирование слияний и поглощений по праву Европейского Союза // Право и экономика. – 2010. – № 12. – С. 24-30.

7.      Исполинов А.С. Концепция acquis communautaire в праве Европейского Союза // Вестник Московского университета. – 2010. – № 5. – С. 68-88.

8.      Марченко М.Н. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории. Учебное пособие / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М.: Проспект, 2010. – 442 с.

 



[1] Бирюков М.М. Европейское право. – М.: Омега-Л, 2006. – С.44.

[2] Ильин Ю.Д. Основы права Европейского Союза. – М.: Норма, 2008. – С.61.

[3] Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юрайт, 2010. – С.114.

[4] Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского Союза. Учебник. – М.: Эксмо, 2010 – С.73.

[5] Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебник для вузов / Под ред. Л.М. Энтина. – М: Норма, 2005. – С.206.

[6] Марченко М.Н. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории. Учебное пособие / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М.: Проспект, 2010. – С.197.

[7] Исполинов А.С. Концепция acquis communautaire в праве Европейского Союза // Вестник Московского университета. – 2010. – № 5. – С. 68-88

[8] Бальжинимаева Ж.Ц., Марков П.А. Регулирование слияний и поглощений по праву Европейского Союза // Право и экономика. – 2010. – № 12. – С. 24-30


Информация о работе Шенгенское право