Принцип мирного разрешения споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Еще в 1948 г. в резолюции 260/III/В Генеральная Ассамблея признала, что по мере развития международного общения необходимость в наличии международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение некоторых преступлений, будет все более ощутимой.
Цель данной работы – охарактеризовать принцип мирного урегулирования международных споров.

Содержание

Введение 3
1. Понятие основных принципов международного права 5
2. Особенности принципа мирного разрешения международных споров 7
2.1. Эволюция развития принципа мирного разрешения международных споров 7
2.2. Средства мирного разрешения международных споров 10
2.3. Развитие принципа мирного разрешения международных споров в соответствии с современными реалиями 15
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Принцип мирного разрешения споров.doc

— 133.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Межотраслевой региональный центр  повышения квалификации и переподготовки кадров

 Кафедра гражданско-правовых  дисциплин

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Международное право»

Тема: «Принцип мирного разрешения споров»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Юрзу-11

Невидомский М. М. 

Проверил: преподаватель

___________________Н.П. Косарев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013 г.

Содержание

 

 

 

Введение

 

Окончание Второй мировой  войны, становление послевоенного  устройства, создание системы ООН  существенно изменили картину мира. Переломный исторический момент стал рубежным и для международного права, изменившего свою природу, сферу действия, круг и виды субъектов, иные важнейшие характеристики. Устав ООН зафиксировал принципиальные основы современного международного права, став его центральным и конституирующим документом: все отрасли и институты базируются на целях и принципах Устава, развиваются на его основе. Непреходящую ценность Устава подтвердили государства - члены ООН, выразив в Декларации тысячелетия свою приверженность его целям и принципам, «которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер».

Вместе с тем, в начале нового столетия и тысячелетия современное  международное право также претерпело немалые изменения. Они обусловлены крупными переменами в социальной и политической картине мира, усилением взаимосвязанности и взаимозависимости государств, а также процессом глобализации, который, очевидно, является неуклонным и необратимым. Многие проблемы, имевшие ранее внутригосударственный или региональный характер, стали всеобщими. Очевидна тенденция к интеграции, «стиранию» границ, созданию единого политического, экономического, финансового, правового пространства, которая наиболее ярко проявляется в пределах европейского региона и имеет предпосылки к развитию и расширению.

Все это неизбежно  сказывается на содержании и развитии международного права, его характерных чертах, значении на общемировом и национальном уровнях. Анализ всех произошедших изменений и будущего облика международного права заслуживает специального монографического исследования, вместе с тем целесообразно обозначить оценки некоторых из наиболее значимых перемен.

Неуклонно усиливающаяся тенденция  расширения и развития международных отношений имеет в качестве одного из следствий довольно интенсивный рост правовой основы межгосударственного общения. Все новые стороны взаимодействия государств получают правовое закрепление. По более радикальным оценкам, «происходит поистине ошеломляющее развитие международного публичного права», которое в нынешнем столетии еще более ускорится.

Едва ли не самый яркий пример - сфера прав человека, традиционно  являвшаяся «закрытой» для международного сообщества, предметом внутренней компетенции государств. Ее беспрецедентно быстрое развитие в международном праве за последние 60 лет (включающее широкий спектр норм различного характера - от общепризнанных стандартов до положений о международных механизмах с обязательной юрисдикцией по защите нарушенных прав) - одно из самых значительных достижений. По образному выражению, произошло «вторжение» международного права в область прав человека. Сегодня правовой статус личности определяется не только конституционными, но и международнопризнанными правами и свободами.

Особенно заметно это также  на примере исключительно важных для международного сообщества сфер, в которых в течение десятилетий не было очевидного продвижения (завершение работы Комиссии международного права по проекту статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния и включение его в специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, принятие и вступление в силу Статута Международного уголовного суда). Еще в 1948 г. в резолюции 260/III/В Генеральная Ассамблея признала, что по мере развития международного общения необходимость в наличии международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение некоторых преступлений, будет все более ощутимой.

Цель данной работы – охарактеризовать принцип мирного урегулирования международных споров.

 

1. Понятие основных принципов международного права

 

«Конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы международного права, обладающие высшей юридической силой. Все остальные нормы международного права и международно значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов международного права.

Принципы международного права  носят универсальный характер и  являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или международно-правовые акты, нарушающие положения основных принципов международного права, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Все принципы международного права  имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.1

Принципы международного права  взаимосвязаны: нарушение одного положения  влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной  целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Ничто не должно истолковываться как  наносящее ущерб каким-либо образом  положениям Устава ООН или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в международных документах.

Поскольку принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.

Первоначально принципы международного права выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы международного права приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание основных принципов международного права  было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., в других документах ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области» 1988 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами» 1991 г.). Применительно к европейским условиям содержание основных принципов международного права было конкретизировано актами СБСЕ, в частности Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др. В последнее время большую роль в формировании дополнительных обязательств в этой сфере играет Европейский союз.

 

2. Особенности принципа мирного разрешения международных споров

2.1. Эволюция развития принципа мирного разрешения международных споров

 

Данный принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Таким образом, обращение к мирным средствам разрешения международных споров полностью зависело от усмотрения каждой из спорящих сторон.2

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным  документом с точки зрения международного права - он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

В соответствии со ст. 12 Статута  члены Лиги Наций должны были передавать спор, «могущий вызвать разрыв», на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать к войне в течение трехмесячного срока после третейского или судебного решения или доклада Совета. Согласно ст. 13 Статута спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного  разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана - Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей  ступенью развития принципа мирного  разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

В соответствии с современным  международным правом государства  обязаны разрешать свои споры  только мирными средствами. Общее  положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права», следовательно, мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

Устав ООН предоставляет  сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Среди мирных средств разрешения международных споров чаще всего используются дипломатические переговоры, поскольку они наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.3

Существенное значение для утверждения в практике международных  отношений принципа мирного разрешения международных споров имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г. Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 г. - Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Оба документа, безусловно, сыграли важную роль, признавая ответственность государств за предотвращение и урегулирование споров и ситуаций, вместе с тем подчеркивают важную роль, которую могут сыграть в этой связи ООН и ее органы.

Информация о работе Принцип мирного разрешения споров