Правовой режим внутренних морских вод. Правовой режим порта.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Издавна пространства морей и океанов служат че¬ловечеству в качестве поприща разнообразной деятель¬ности (мореплавания, добычи живых и неживых ре¬сурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные орга¬низации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанны¬ми и составляющими в целом область международ¬но-правового регулирований, называемую международ¬ным морским правом.
Международное морское право является органичес¬кой частью общего международного права: оно руковод¬ствуется предписаниями последнего о субъектах, источ¬никах, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимо¬действует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т.д.). Разу¬меется, субъекты международного права при осуществле¬нии своей деятельности в Мировом океане, затрагиваю¬щей права и обязанности других субъектов международ¬ного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международ¬ного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания меж¬дународного мира и безопасности, развития международ¬ного сотрудничества и взаимопонимания.
Международное морское право является одной из наиболее древних частей международного права, уходя¬щей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве І Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориаль¬ном море и прилежащей зоне; об открытом море; о кон¬тинентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положе¬ния этих конвенций в той степени, в которой они декла¬рируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы истори¬ческого развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся госу¬дарств, потребовавших создания нового морского пра¬ва, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической револю¬ции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям между¬народного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали 157 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии.
Некоторые подсчеты показывают, что в целом в Конвенции содержится примерно 1500 норм и положений, создающих конкретные обязательства для государств по их выполнению и соблюдению. Из этого числа сотни норм совершенно новых.
Принятия такого рода норм привело к существенному изменению правового режима морских пространств, к установлению новых правоотношений между государствами при пользовании морями и океанами, их ресурсами.
Новые нормы относятся как к режимам открытого моря, территориального моря, приливов, архипелажных вод государств-архипелагов, исключительных экономических зон и континентального шельфа, режиму островов, замкнутых и полузамкнутых морей, так и к правам внутриконтинентальных государств на доступ к морю, мерам по предотвращению загрязнения морской среды и т.д.
Особое место в Конвенции занимают нормы, направленные на регламентацию использования морских пространств.
Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает зна¬чительное число других международных соглашений и международных обычаев, которые определяют правовой режим морских пространств. На правовом режиме внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей курсовой.

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международное морское право………………………………………...6
1.1 Понятие международного морского права………………………………….6
1.2 Источники международного морского права……………………………….7
Глава 2. Внутренние воды – вид морских пространств………………………10
2.1 Классификация морских пространств……………………………………...10
2.2 Понятие внутренних морских вод………………………………………….12
Глава 3 Правовой режим порта…………………………………………………15
3.1 Порядок захода иностранных судов в морские порты…………………....15
3.2 Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах…………………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список использованных источников…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Международное морское право………………………………………...6

1.1 Понятие  международного морского права………………………………….6

1.2 Источники  международного морского права……………………………….7

Глава 2. Внутренние  воды – вид морских  пространств………………………10

2.1 Классификация  морских пространств……………………………………...10

2.2 Понятие  внутренних морских вод………………………………………….12

Глава 3 Правовой режим порта…………………………………………………15

3.1 Порядок  захода иностранных судов в  морские порты…………………....15

3.2 Правовой  статус и порядок пребывания  иностранных судов в морских  портах…………………………………………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………….....29

Список  использованных источников…………………………………………...30

 
 
 
 
 

Введение

Издавна пространства морей и океанов  служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирований, называемую международным морским правом.

  Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т.д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.            

  Международное морское право является одной  из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве І  Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали 157 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии.

  Некоторые подсчеты показывают, что в целом  в Конвенции содержится примерно 1500 норм и положений, создающих конкретные обязательства для государств по их выполнению и соблюдению. Из этого  числа сотни норм совершенно новых.

  Принятия  такого рода норм привело к существенному  изменению правового режима морских  пространств, к установлению новых  правоотношений между государствами  при пользовании морями и океанами, их ресурсами.

  Новые нормы относятся как к режимам  открытого моря, территориального моря, приливов, архипелажных  вод государств-архипелагов, исключительных экономических зон  и континентального шельфа, режиму островов, замкнутых и полузамкнутых  морей, так и к правам внутриконтинентальных  государств на доступ к морю, мерам  по предотвращению загрязнения морской  среды и т.д.

  Особое  место в Конвенции занимают нормы, направленные на регламентацию использования  морских пространств.

Помимо  указанных выше конвенций международное  морское право включает значительное число других международных соглашений и международных обычаев, которые определяют правовой режим морских пространств. На правовом режиме внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей курсовой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Глава 1. Международное  морское право

    1.1 Понятие международного морского права

     Существует  множество различных определений  международного морского права. Выделим  основные из них.

     В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием международное морское право понимается совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового океана1.

     По  мнению Молодцова С. В., международное  морское право является одной  из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов2.

     Гуцуляк В. Н. считает, что международное  морское право – это отрасль  международного права, объектом которой  является сравнительно большой комплекс однородных международных отношений  в связи с использованием Мирового океана3.

 

      1.2 Источники международного морского права

     Долгое  время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в 18-м столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. Только в 20-м столетии международное сообщество предпринимает успешные шаги, направленные на урегулирование международных отношений, связанных с многогранной деятельностью в Мировом океане, путем заключения многосторонних договоров.

     В 1958 году на Женевской конференции  ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией международного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

     Хотя  концепции вступили в силу, однако их участниками являлось ограниченное число государств. По мнению новых, развивающихся государств, возникших в результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере учитывали их интересы. Данное обстоятельство, а также появление в результате научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973 года 3-й Конференции ООН по морскому праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия — участница с 26 февраля 1997 г.).

     Эта Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения Женевских конвенций 1958 года, тем самым подтвердила действовавшее международное морское право. Во-вторых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития международного права, поскольку в ней содержатся новые институты международного морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время Женевские конвенции продолжают действовать между участниками этих Конвенций, не присоединившихся к Конвенции ООН 1982 года.

     Источниками международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулированию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд многосторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств-неучастников многие положения таких договоров действуют в качестве обычных норм.

     Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в частности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах1.

     Определенную  роль в международном морском  праве играет национальное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определенными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»1, ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»2, ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим портов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т. д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Внутренние  воды – вид морских  пространств

2.1 Классификация морских  пространств

  Пространства  морей и океанов на нашей планете  с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

  1) пространства, находящиеся под суверенитетом  различных государств и составляющие  территорию каждого из них;

  2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.

  Принадлежность  части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств  определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое  воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

  В состав территории страны, имеющей  морское побережье, входят части  моря, расположенные вдоль его  берегов и именуемые внутренними  морскими водами и территориальным  морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

Внутренние  морские воды, территориальное море и архипелажные воды — лишь небольшая  часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами  не входят в состав территории и  не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

Информация о работе Правовой режим внутренних морских вод. Правовой режим порта.