Правовое регулирование воздухоплавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

1. Специальные принципы международного воздушного права ………. 5

2. Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений …………………..... 8

3. Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права …………………………..... 11

4. Задача …………………………………………………………………... 13

Заключение …………………………………………………………………. 15

Список используемой литературы ………………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

К.Р. Международное правао.doc

— 90.50 Кб (Скачать)


 

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. КУТАФИНА»

(МГЮА имени О.Е. Кутафина)

 

 

  Контрольная работа по международному праву

студентки 5-го курса   2  группы

заочной формы обучения

института (филиала) МГЮА в г. Кирове

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Правовое регулирование воздухоплавания

 

 

Контрольная работа

По курсу: Международное право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров, 2012

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………… 3

1.            Специальные принципы международного воздушного права ………. 5

2.            Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений …………………..... 8

3.            Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права …………………………..... 11

4.            Задача …………………………………………………………………... 13

Заключение …………………………………………………………………. 15

Список используемой литературы ………………………………………… 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако постепенно начали появляться нормы, регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите. Соответствующие положения появились и в актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые содержат требование к государствам при определении правил полетов правительственных воздушных судов учитывать интересы безопасности навигации гражданских судов и выполнять по мере возможности общие правила полетов. Необходимость такого рода предписаний не вызывает сомнений. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Интересно, что римское право рассматривало воздух как естественную среду, абсолютно необходимую для жизни и доступную всем - общее достояние (res communis). Но как только появилась возможность использовать воздушное пространство в коммерческих и военных целях, государства единодушно заявили свое право на суверенитет над воздушным пространством, включили его в состав территории. Это положение было закреплено первой же многосторонней Парижской конвенцией 1919 г.: «Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над его территорией». Суверенитет над воздушным пространством был с самого начала положен в основу международного воздушного права. Он подтвержден и основным актом международного воздушного права - Чикагской конвенцией о гражданской авиации 1944 г. Установление суверенитета над территориальным воздушным пространством означало признание свободы воздушного пространства над открытым морем.

Система источников международного воздушного права довольно сложна. Ими являются универсальные и региональные конвенции, множество двусторонних соглашений формируются обычные нормы. Кроме того нормы международного воздушного права содержатся в конвенциях, посвященных другим вопросам.

Следует отметить связь международного воздушного права с национальным воздушным правом, точнее с той его частью, которая относится к международным полетам. Национальное право и в данном случае не является источником международного права. Но без него картина правового регулирования в рассматриваемой области будет неполной.

Основным актом внутреннего воздушного права в нашей стране является Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.  № 60-ФЗ. Немало существенных норм содержат и другие законы, прежде всего Закон о Государственной границе РФ 1993 г. Прямое отношение к воздушному праву имеют некоторые нормы гражданского, уголовного, трудового, таможенного и других отраслей внутреннего права РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Специальные принципы международного воздушного права.

 

Объектом правового регулирования в данной сфере является деятельность, связанная с коммерческой эксплуатацией гражданской авиации, с воздушными передвижениями, осуществляемыми в целях перевозки между государствами и внутри их территорий пассажиров, багажа, грузов и почты.

Субъектами международного воздушного права – участниками правоотношений, складывающихся в связи с использованием воздушного пространства летательными аппаратами, могут выступать суверенные государства и все другие заинтересованные в использовании воздухоплавания участники международных отношений, включая международные межгосударственные организации, приоритетное место среди которых занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО), осуществляющая разработку принципов и методов международной аэронавигации и признанная содействовать планированию и развитию международного воздушного транспорта.

Результатом широко применяемой, длительной и единообразной практики субъектов международного права являются специальные принципы международного воздушного права - общеобязательные и общепризнанные нормы международного права, имеющие императивный характер, но распространяющие свое действие только на правоотношения, связанные исключительно с использованием воздушного пространства.

Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством.

В соответствии с данным принципом, каждая страна в праве самостоятельно и в полном объеме определять правовой режим пользования частью земной атмосферы, расположенной в пределах ее государственных границ. Однако в своем национальном воздушном пространстве каждая страна также обязана обеспечивать возможность реализации другими государствами их права на пользование традиционными международными авиационными маршрутами, осуществление разрешенной коммерческой деятельности, получение льгот, привилегий и иммунитетов, предусматриваемых соответствующими нормативными актами. Кроме того, считается недопустимым произвольное закрытие в одностороннем порядке международных трасс полетов, вредоносное использование авиационной техники и т.д.

Тем не менее, возникший в качестве международного обычая данный принцип, в настоящее время закрепленный в договорном порядке, представляет собой главенствующее положение международного воздушного права[1].

Принцип свободы полетов в международном (открытом) воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ.

В соответствии с данным принципом летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения воздушным судом правил, установленных международным правом.

Так, свобода полетов над открытыми морями должна осуществляться с учетом заинтересованности всех других государств[2].

Свобода воздушной навигации установлена и в воздушном пространстве над проливами, которые используются в целях международного мореплавания. Конвенция 1982 г. закрепила здесь право транзитного прохода (пролета), которое представляет собой реализацию свободы воздухоплавания при условии быстрого и непрерывного (беспосадочного) перемещения с соблюдением принятых ИКАО Правил полетов и соответствующих мер безопасности[3].

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Два направления регулирования:

1.      технико-эксплуатационное и экологическое;

2.      юридическое.

Первое направление предполагает принятие государством при регистрации воздушного судна предусматриваемых применимыми международными актами мер по обеспечению конструктивной и иных видов технико-эксплуатационной надежности самолетов, их оборудования, различной авиационной техники, четкой работы управляющих и вспомогательных служб – диспетчерских, метеорологических, радиолокационных и др.

Кроме того, регулируются государством мероприятия по обеспечению экологической безопасности воздухоплавания.

Юридическое регулирование состоит в обеспечении безопасности полетов посредством применения административных, уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных мер. Данное направление обеспечения безопасности гражданской авиации проявляется в организации на международном и национальном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими воздухоплаванию. Нормативную основу для проведения мероприятий такого рода образуют двух- или многосторонние соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

2. Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений.

 

Одной из важнейших задач для обеспечения безопасности аэронавигации является закрепление в конвенционном порядке выше указанных принципов и норм, а также регулирование взаимоотношений, возникших между пользователями воздушной средой.

Основным документом в области международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 году, участниками которой являются свыше 160 государств, в том числе — с 1970 года — СССР (ныне — республики бывшего СССР).

Помимо подтверждения и уточнения принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушной территорией этот международный договор имеет целью всестороннее регулирование комплекса правоотношений в области воздухоплавания, включая детальную регламентацию осуществления регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, а также установление важнейших международных стандартов и признание действительности рекомендуемой летной практики. Одновременно данная Конвенция является учредительным актом одной из крупнейших межгосударственных организаций – Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Чикагской конвенцией 1944 г. установлен общий круг норм, которые распространяются на полеты в международном и национальном воздушном пространстве. Это законы и правила, касающиеся допуска иностранных летательных аппаратов в воздушное пространство государства, порядка и условий передвижения в нем по установленным государствами воздушным трассам и вылета за пределы территории страны. На такой основе государство регламентирует деятельность международной гражданской авиации.

Весьма существенную роль в регулировании правовых аспектов международных воздушных перевозок играет подписанная в Варшаве в 1929 году Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ею были установлены единые для стран-участниц правила составления перевозочных документов, регламентированы вопросы ответственности, в том числе связанные с определением юрисдикции по спорам, возникающим из авиаперевозок, зафиксированы пределы ответственности перевозчика.

Важным направлением конвенционного правового регулирования в области воздухоплавания является Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года, которая установила юридические средства борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Однако многие вопросы данной Конвенцией были не урегулированы. Так, одной из слабых сторон является то, что она не квалифицирует незаконный захват воздушного судна как международное правонарушение уголовного характера и не обязывает государства признавать подобные акты в качестве преступления по их национальному законодательству.

В этой связи в 1970 г. была принята более полная Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага):

            объявляет преступлением действия любого лица на борту воздушного судна, находящегося в полете, «незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль», либо пытается совершить любое такое действие;

            требует, чтобы участники Конвенции применяли в отношении захвата воздушных судов «суровые меры наказания»;

            требует, чтобы стороны заключали преступников под стражу с целью либо их выдачи, либо осуществления преследования по делу; и

            требует, чтобы стороны оказывали друг другу содействие в связи с уголовным разбирательством, начатым согласно Конвенции.

Значительно более широкий перечень признаков для определения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации закрепила Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года, касающаяся актов авиационного саботажа, таких, как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете.

            объявляет преступлением действия лица незаконно и преднамеренно совершающего акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; помещение на воздушное судно взрывчатого вещества; попытку совершить такие действия или соучастие лицу, которое совершает или пытается совершить любое такое действие;

Информация о работе Правовое регулирование воздухоплавания