Правовое положение физических лиц в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:27, реферат

Описание работы

Субъектами международного частного права выступают субъекты различной юридической природы, а именно – как субъекты международного права (государства, международные, межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица). Следует учитывать, что один и тот же субъект международного частного права может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений.

Содержание

1. Физические лица как субъекты международного частного права
2. Гражданско-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
4. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижение по этой территории и выезд за рубеж
5. Гражданско-правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Правовое.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

2) иностранный  гражданин или лицо без гражданства  в период своего предыдущего пребывания были осуждены за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке (в течение пяти лет после отбытия наказания за совершение преступления или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке);

3) не представлены  документы, необходимые для получения  российской визы (до их представления);

4) в ходатайстве  российская виза испрашивается  на срок более трех месяцев,  но не представляется сертификат  об отсутствии ВИЧ-инфекции (до представления такого сертификата).

В ряде случаев  въезд иностранным гражданам  или лицам без гражданства  может быть не разрешен (если ими  сообщены о себе или целях своего пребывания заведомо ложные сведения, либо в пункте

Пропуска через государственную границу Российской Федерации они нарушили правила ее пересечения, таможенные правила, санитарные нормы – до устранения нарушения, либо при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным правительством РФ).

Законом названы  случаи, когда иностранным гражданам  или лицам без гражданства  может быть ограничен выезд из Российской Федерации. Основаниями для ограничения являются: задержание по подозрению в совершении преступления либо привлечение в качестве обвиняемых (до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда); осуждение за совершение преступления на территории Российской Федерации (до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания); уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; невыполнение предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов (до выполнения этих обязательств).

Транзитный  проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства при представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В законе перечисляются случаи, когда остановка (пребывание в пределах населенного пункта более 24 часов) считается вынужденной.

Российский  гражданин, иностранный гражданин  или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов  в суд в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации.

Лица, не являющиеся российскими гражданами и законно  находящиеся на ее территории, имеют  право на свободу передвижения, выбор  места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с конституцией РФ, законами и международными договорами РФ (ст. 27 конституции РФ, ст. 1 Закона “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”).

Под местом пребывания понимаются: гостиница, санаторий, дом  отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая  база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом

Жительства  гражданина, – в которых он проживает временно. Место жительства – это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”).

В целях обеспечения  государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введен иммиграционный контроль. Иммиграционный контроль определяется в положении о нем как осуществляемая федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами деятельность по регулированию миграции и реализации в пределах их компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иммиграционный  контроль осуществляется в пунктах  пропуска через государственную  границу Российской Федерации постами иммиграционного контроля. Основными задачами таких постов являются:

1) контроль въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, а также следующих транзитом через территорию Российской Федерации в третьи страны, их идентификация, регистрация и учет;

2) первичное  рассмотрение ходатайств иностранных  граждан и лиц без гражданства  о предоставлении убежища на  территории Российской Федерации;

3) осуществление  мер по предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в установленных законодательством случаях и порядке.

Постановлением  правительства РФ от 8 сентября 1994 г. № 1021 “о мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции” регламентируется порядок работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации. Процедура определения правового статуса иммигранта включает:

1) подачу и  принятие ходатайства о признании  иммигранта беженцем в Российской Федерации, анкетирование иммигранта и прибывших с ним членов его семьи, достигших 18-летнего возраста;

2) принятие федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами решения о регистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации;

3) индивидуальное  собеседование с иммигрантом  и членами его семьи с оформлением  опросного листа;

4) проверку достоверности  сведений и причин прибытия, сообщенных  иммигрантом;

5) принятие решения  о признании иммигранта беженцем  в Российской Федерации;

6) выдачу иммигранту  удостоверения беженца в Российской Федерации.

Различают постоянно  проживающих и временно пребывающих иностранных граждан. Иностранные граждане могут постоянно проживать в Российской Федерации, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

Российское  законодательство не знает общего для  его отраслей понятия места жительства. В п. 1 ст. 120 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”’ для разграничения резидентов и нерезидентов использует критерий постоянного места жительства, но не приводит его определение.

Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц” относит в целях налогообложения к физическим лицам, имеющим постоянное место жительства в Российской Федерации, лиц, находящихся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году, независимо от перерывов во времени.

Уплата физическим лицом налогов со своих доходов  в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в календарном (налоговом) году, соответствует режиму налогообложения физических лиц, принятому в международной практике, включая типовые модели, положения международных договоров об избегании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Закон РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, – как было отмечено выше, связывает понятие места жительства с жилым помещением, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору либо на иных основаниях, предусмотренных российским Законодательством, (наличие соответствующего жилого помещения подтверждается фактом регистрации гражданина органами внутренних дел).

Именно такой  смысл был придан термину “место жительства” органами внутренних дел  и судами в практике применения Федерального Закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, предусмотревшей выдачу заграничного паспорта, при наличии которого граждане Российской Федерации могли выезжать из страны и въезжать в страну, как правило, по месту жительства.

В постановлении  конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального Закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова указывалось, что выдача паспорта лишь по месту жительства, подтвержденному регистрацией, жестко увязывает реализацию гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации с необходимостью обращения только в определенный территориальный исполнительный орган.

В связи с  этим в постановлении конституционного суда отмечалось, что конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).

Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации и соответственно выдача и получение заграничного паспорта не должны тем самым зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения.

Таким образом, порядок выдачи заграничного паспорта лишь по месту жительства выступает в качестве дискриминирующего признака, явно противоречащего статье 19 (части 1 и 2) конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более – от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания. Для всех российских граждан гарантируется равенство при осуществлении ими права на выезд из страны.

 

 

5. Гражданско-правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

 

Правовое положение  беженцев в Российской Федерации определяется конвенцией о статусе беженцев 1951 г. И протоколом, касающимся статуса беженцев 1967 г., а также Федеральным Законом “О беженцах”, в соответствии с которым принимаются другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, касающиеся беженцев.

Под беженцем в Законе “О беженцах” понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо:

1) в отношении  которого имеются серьезные основания  предполагать, что оно совершило  преступление против мира, военное  преступление или преступление  против человечности;

2) которое совершило  тяжкое преступление неполитического  характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

4) за которым  компетентные власти государства,  где проживало это лицо, признают  права и обязательства, связанные  с гражданством этого государства;

5) которое в  настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Информация о работе Правовое положение физических лиц в международном частном праве