Правовая природа транснациональных корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:25, доклад

Описание работы

Транснациональные корпорации (ТНК) в настоящее время являются ведущими субъектами международной хозяйственной деятельности. Экономические исследования ТНК довольно обширны.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ.docx

— 125.97 Кб (Скачать)

В связи с возрастающим экономическим и политическим влиянием ТНК в научной литературе обсуждается  вопрос о необходимости признания  за ТНК международной правосубъектности. Зарубежные ученые Н. Макдугал, У. Фридмэн  считают, что корпорации являются субъектами международного права. Российские ученые придерживаются другой точки зрения. Так, В.А. Романов и С.В. Черниченко утверждают, что субъектом международного права может быть только образование, способное участвовать в межгосударственных отношениях. Поскольку корпорация не обладает качествами, присущими государству, то она не способна участвовать в  таких отношениях7.

Приведенное положение не оставляет и тени сомнения в том, что ТНК являются субъектом права  лишь в национальных правовых системах, поэтому не может быть речи об "особой" правосубъектности ТНК в системе  международного права.

В современном законодательстве России вопрос об определении личного  статута юридического лица, его национальности решен в ч.1 ст.1202 ГК, которая гласит: "Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо". Статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п.2 ст.1202 ГК). Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места совершения сделки, за исключением случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п.3 ст.1202 ГК).

Тот же принцип применяется  при определении личного закона иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву. Таким личным законом "считается  право страны, где эта организация  учреждена" (ч.1 ст.1203 ГК). Таким образом, в российском законодательстве установлен принцип инкорпорации при определении национальности юридических лиц.

Понятие личного статута  юридических лиц известно праву  всех государств и практически везде  определяется сходным образом:

В России использование критерия инкорпорации при определении национальности юридических лиц долгое время  не вызывало сомнений. Однако после  допуска в страну иностранного капитала возникли вопросы и проблемы. Ныне наблюдается значительный рост иностранных  инвестиций в экономику разных стран. В ряде государств, в том числе  в России, появилось специальное  законодательство об иностранных инвестициях, растет число международных соглашений инвестиционного характера.

Россия (как и прочие страны, где используется критерий инкорпорации при определении национальности юридических лиц) признает компанию иностранного инвестора, зарегистрированную в России, российским юридическим  лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Государства, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, предоставляют иностранным инвесторам национальный режим либо режим наибольшего  благоприятствования, установленный  ст.4. Федерального закона "Об иностранных  инвестициях в РФ", заключающийся  в том, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования  полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. В данной норме установлен равный для всех иностранных фирм режим, включая равные изъятия из национального режима, что позволяет  создать благоприятные инвестиционные условия для всех иностранных  лиц в РФ.

Вместе с тем для  любого государства, допускающего иностранный  капитал на свою территорию, тем  более в важные сферы экономики, должно быть небезразлично, кто реально  владеет тем или иным крупным  предприятием, чьи капиталы и интересы в нем представлены. На этот вопрос критерий инкорпорации не отвечает, он его вуалирует, а в данном случае особенно важно установить экономическую  связь инвестора.

Эта проблема в России не решена, она затронута лишь в немногих исследованиях. Более того, ее пониманию  и решению мешает то обстоятельство, что в российской правовой литературе практически отождествляются понятия  иностранного инвестора и иностранного юридического лица, часто они используются как синонимы. Возможно, одна из причин такого положения - то, что в российском Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон 1999 г.) не дано определения иностранного инвестора. В нем лишь указывается, кто может выступать в качестве иностранного инвестора. К ним Закон относит:

1) иностранное юридическое  лицо,

2) иностранного гражданина,

3) лицо без гражданства,

4) организацию, не являющуюся  юридическим лицом,

5) иностранное государство,

6) международные организации.

Как бы то ни было, но ставить  знак равенства между иностранным  инвестором и иностранным юридическим  лицом вряд ли возможно. Это не одно и то же. Иностранное юридическое  лицо - правовая категория; иностранный  инвестор - скорее понятие экономическое. Они могут совпадать, но не всегда. Иностранный инвестор, учреждая свою компанию, скажем, в России и зарегистрировав  ее там, становится российским юридическим  лицом, но при этом не перестает быть иностранным инвестором. Он лишь выступает  в национальной правовой форме.

В качестве российского юридического лица иностранный инвестор легко  проникает в те сферы экономики, которые могут быть закрыты для  иностранного капитала (такие сферы  существуют во всех государствах); на него не распространяются никакие ограничения, установленные для иностранных  инвесторов, поскольку формально  он приобрел национальную правовую форму.

Таким образом, формальное применение критерия инкорпорации, закрепленного  в ст.1202 ГК, к компаниям с иностранным капиталом, зарегистрированным в России, дает им статус российской национальной компании, может нарушить российское инвестиционное законодательство, содержащее запретительные для иностранных инвесторов меры, дает им возможность легально обойти это законодательство.

Ограничение влияния иностранных  инвесторов предусмотрено в Федеральном законе от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ "О внесении дополнения в Закон РФ "О средствах массовой информации" предусмотрено, что "иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание". Некоторые ограничения предусмотрены в страховом и банковском деле (доступ к этим сферам ограничен во всех странах). Даже в том случае, когда (и если) будет принят Федеральный закон "О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов", при существующем законодательстве положение не изменится, поскольку, как уже отмечалось, иностранный инвестор, зарегистрировав компанию в России, уже в качестве отечественной компании легко может преодолеть всякие ограничения, установленные для иностранцев, так как они на него уже не будут распространяться.

Поэтому весьма важно не отождествлять иностранного инвестора  с понятием юридического лица (иностранного или национального). Еще раз отметим, что иностранный инвестор, учредив  компанию в государстве, где действует  критерий инкорпорации, легко приобретает  статус национальной компании, оставаясь  иностранным инвестором.

Тот факт, что национальная компания может быть одновременно иностранным  инвестором, отражен в Сеульской  конвенции об учреждении Многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. В п. "c" ст.13 этой Конвенции предусмотрено, что "иностранным инвестором может быть признано любое национальное лицо при условии, что инвестируемые им активы переводятся в принимающую страну из-за рубежа". Отсюда также следует, что определяющим фактором для инвестора является экономический критерий - активы, а для иностранного инвестора - активы иностранного происхождения.

Таким образом, определение  национальности юридических лиц  согласно критериям международного частного права является делом не только трудным, но и часто недостаточным. В первую очередь это относится  к международным инвестиционным отношениям.

В Законе 1999 г. этот важный вопрос упущен, и Закон не содержит подобной нормы. Двусторонние международные соглашения о взаимной защите иностранных инвестиций оперируют понятием "иностранный инвестор", не касаясь вопроса о его правовой форме.

 

2. Правовое  регулирование деятельности транснациональных  корпораций

2.1 Организация  и регулирование деятельности  ТНК в мире

 

При организации своих  предприятий транснациональные  корпорации используют различные правовые формы, в частности филиала и  представительства, дочерней компании, правосубъектного и неправосубъектного совместного предприятия. Выбор  той или иной организационно-правовой формы зависит от множества обстоятельств, в том числе экономического, политического, правового характера.

Форму филиала ТНК используют в тех случаях, когда хотят  обеспечить жесткий и абсолютный контроль за деятельностью предприятия  за границей. Это в полной мере отвечает интересам ТНК в вопросах внутреннего  планирования своей деятельности. Все  вопросы внутренней организации  и жизни филиала определяются материнским обществом, согласно правовым предписаниям, действующим в стране базирования. В большинстве развивающихся  стран устанавливается льготный налоговый режим для филиалов, которые не занимаются производственной деятельностью. Определенные льготы налогового порядка эта форма дает и для  материнского общества. Но все перечисленные  преимущества филиалов, вытекающие из того известного факта, что филиал является лишь структурным подразделением юридического лица, обесцениваются не менее значительными  отрицательными - с позиций межнациональных  монополий - качествами филиала. По долгам филиала несет ответственность  вся корпорация в целом. Правда, чтобы  обойти это положение, ТНК зачастую прибегают к различным уловкам, в частности создают промежуточную  дочернюю компанию с относительно небольшим  капиталом, которая и отвечает по обязательствам филиала. Во многих странах  открытие филиала предполагает исполнение ряда обременительных для ТНК  обязанностей, в том числе государство  может потребовать от монополии  предоставления исчерпывающей информации о деятельности компании, не исключая ее деятельности в третьих странах.

В большинстве развивающихся  стран существует отрицательное  отношение к иностранным корпорациям. А филиал выступает как часть  именно иностранного юридического лица.

Главным образом по этой причине иностранные вкладчики  предпочитают использовать другую форму  организации предпринимательской  деятельности - форму дочерней компании. Дочерняя компания, как мы установили в предыдущем параграфе, - это компания, которая находится под контролем  другой компании, называемой материнской. Основное ее отличие от филиала в  том и состоит, что дочерняя компания - самостоятельный с точки зрения права субъект. Если в стране, где  создана, зарегистрирована и действует  дочерняя компания, национальность юридического лица определяется по признаку места  инкорпорации или оседлости, то в  этом случае дочерняя компания будет  признана национальным субъектом права, а следовательно, она будет иметь  национальность, отличную от национальности своего материнского общества. Правительства  большинства стран более благожелательно  относятся к деятельности на своей  территории дочерних компаний, которые  считаются национальными юридическими лицами. Дочернее общество не отвечает по обязательствам головной фирмы, а  та, в свою очередь, не несет ответственности  по долгам дочернего общества. Кроме  того, материнская компания не должна предоставлять по месту нахождения дочерней фирмы какой-либо информации о своей организации и деятельности. Напротив, дочерняя компания по требованию материнского общества обязана отчитываться о результатах своего функционирования. У дочерней компании имеются и  определенные минусы с точки зрения возможности ее использования для  организации производства за границей, в том числе налогового порядка.

До недавнего времени  дочерние компании продолжали оставаться основной организационно-правовой формой деятельности ТНК за границей.

Каждая в отдельности  страна может воздействовать с помощью  своего законодательства и административных мер не на всю транснациональную  корпорацию, а только на ее часть, функционирующую  в пределах ее государственных границ, если только здесь не располагается  штаб-квартира компании. В этой ограниченности правового воздействия и коренится  его неэффективность. Повысить ее возможно только путем регламентации деятельности центра управления ТНК - материнской или головной компании. Однако регулирование деятельности ТНК - регулирование особого рода. Сама по себе транснациональная компания не является единым субъектом права, она представляет собой организацию нескольких (иногда десятков, а то и сотен) самостоятельных в правовом отношении юридических образований.

Эффективное правовое регулирование  ТНК предполагает, чтобы это предприятие  выступало как единый адресат  предписаний, в частности, Кодекса  поведения ТНК. Это значит, что  их должны исполнять все юридические  лица, принадлежащие к ТНК. В этой связи правомерно поставить вопрос о пределах имущественной ответственности  головной компании по обязательствам зависимой фирмы. Установление солидарной или субсидиарной ответственности  материнского общества за долги дочерней компании во всех случаях противоречит самой идее юридического лица и стирает  грань между различными организационно-правовыми  формами деятельности ТНК за границей. Очевидно, что такая общая ответственность  может иметь место только в  тех сферах отношений, где в правовом документе обязанности возлагаются  именно на транснациональную компанию как таковую. В проекте Кодекса  поведения ТНК перечисляются  основные обязанности этих монополий  в принимающих странах. В их числе: обязанность невмешательства во внутренние дела; принцип уважения национального суверенитета; обязанность  ТНК способствовать достижению национальных целей развития; она должна также  содействовать ликвидации режима расизма  и апартеида на Юге Африки.

Информация о работе Правовая природа транснациональных корпораций