Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Строго говоря, радиоактивным элементом следует называть такой химический элемент, все изотопы которого радиоактивны. Однако на практике этим термином часто называют всякий элемент, в природной смеси которого присутствует хотя бы один радиоактивный изотоп, то есть если элемент проявляет радиоактивность в природе. Кроме того, радиоактивными оказываются все изотопы всех синтезированных на сегодняшний день искусственных элементов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
Источники возникновения…………………………………………………..7
Классификация……………………………………………………………….8
Хранение……………………………………………………………………...9
Терроризм………………………………………………………………..………….11
Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
Состав и организационная структура……………………………….……29
Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МП.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

      В течение 2002 года зарегистрировано еще  несколько случаев отказа гамма-терапевтических аппаратов при проведении лечебных процедур: заклинивание затвора аппарата "АГАТ-РМ" (г. Махачкала), разгерметизация кольпостата аппарата "АГАТ-В" (г. Чита), заклинивание источника в шланге подачи его из хранилища аппарата "АГАТ-ВЗ" (г. Благовещенск). Пострадавших при этих нарушениях нет.

      Анализ  условий и причин возникновения  большинства нарушений приводит к выводу о решающей роли "человеческого  фактора", который проявляется  в незнании или нарушении правил радиационной безопасности, регламентов ведения работ с радиационными источниками, нарушениями сроков планового ремонта и замены оборудования. Одной их основных мер, которые помогут предотвратить подобные нарушения, является лицензирование персонала, о чем будет подробнее рассказано ниже.

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  использованной литературы: 

      1. Беляев А.М. Радиоэкология

      2. По материалам конференции «Безопасность  ядерных технологий: экономика безопасности  и обращение с ИИИ»

      3. Кедровский О.Л., Шишиц Ю.И., Леонов Е.А., и др. Основные направления решения проблемы надежной изоляции радиоактивных отходов в СССР. // Атомная энергия, т. 64, вып.4. 1988, с. 287-294.

      4. Бюллетень МАГАТЭ. Т. 42. №3. -- Вена, 2000.

      5. Кочкин Б.Т. Выбор геологических  условий для захоронения высокорадиоактивных отходов // Дис. на соиск. д. г.-м. н. ИГЕМ РАН, М., 2002.

      6. Лаверов Н.П., Омельяненко Б.И., Величкин  В.И. Геологические аспекты проблемы  захоронения радиоактивных отходов  // Геоэкология. 1999. №6.

      7. Нормативно-правовые базы Республики Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1 

     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 1997 г. №1518 "Об образовании  при Совете Министров Республики Беларусь Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите"

     По  состоянию на 5 декабря 2007 года

     СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      14 ноября 1997 г.  N 1518                                   г.Минск 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ  ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     НАЦИОНАЛЬНОЙ  КОМИССИИ БЕЛАРУСИ ПО РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ

              Постановление утратило силу  постановлением Совета Министров          Республики   Беларусь  от   19  ноября   2001  г.   N  1676          (Национальный  реестр правовых  актов Республики  Беларусь,          2001 г., N 111, 5/9459)        Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Образовать   при   Совете   Министров   Республики  Беларусь Национальную  комиссию  Беларуси  по   радиационной   защите   (НКРЗ Беларуси).

     2. Утвердить:

     -прилагаемое Положение  о  Национальной  комиссии  Беларуси   по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь;

     - персональный состав   Национальной   комиссии    Беларуси    по радиационной   защите   при  Совете  Министров  Республики  Беларусь согласно приложению.

     3. Возложить организационно-техническое и финансово-хозяйственное  обеспечение  работы  Национальной  комиссии Беларуси по радиационной  защите  при  Совете  Министров  Республики Беларусь на Министерство по чрезвычайным ситуациям.

     4. Признать  утратившим  силу  постановление  Кабинета Министров Республики Беларусь от 10 февраля  1995  г.  N  84  "О  Национальной комиссии  Беларуси  по  радиационной  защите  при Кабинете Министров Республики Беларусь (НКРЗ Беларуси)" (Собрание указов  Президента  и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь,  1995 г., N 5, ст.115).

     ПОЛОЖЕНИЕ о Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь

     1. Национальная комиссия Беларуси  по  радиационной  защите  при Совете   Министров  Республики  Беларусь (НКРЗ  Беларуси)  является межотраслевым  научно-экспертным  и  рекомендательно-консультативным органом по вопросам радиационной защиты и радиационного контроля, по разработке,  согласованию  и  введению  в  действие  норм  и  правил радиационной безопасности.

     2. НКРЗ    Беларуси   формируется   из   ведущих   специалистов министерств,   других   республиканских   органов   государственного управления,  учреждений и организаций, работающих в области теории и практики радиационной безопасности, радиационной медицины и гигиены, биофизики,  радиологии и лучевой терапии, эпидемиологии, медицинской физики,  радиобиологии, генетики, радиоэкологии, дозиметрии и других

     смежных областей знаний.      Состав указанной Комиссии   утверждается   Советом   Министров Республики Беларусь.

     3. НКРЗ  Беларуси тесно сотрудничает  с Научным комитетом ООН по действию атомной радиации,  Международной комиссией по  радиационной защите,  Международным  агентством  по  атомной  энергии,  Всемирной организацией  здравоохранения,  Международной  организацией   труда, другими  международными организациями и ассоциациями,  занимающимися проблемами   защиты   человека   от   воздействия   ионизирующих   и неионизирующих   излучений,   в  своей  деятельности  использует  их

     рекомендации  и выводы,  а  также  результаты  научных  исследований, проводимых  в  Республике  Беларусь  и  зарубежных  странах  по этим направлениям.

     4. НКРЗ Беларуси:

     4.1. определяет основные  направления   научных   исследований, связанных   с   обоснованием   и  установлением  допустимых  уровней облучения человека и содержания радионуклидов в  различных  объектах окружающей     среды,     утилизацией     радиоактивных     отходов, совершенствованием  средств  и  методов  измерения  ионизирующих   и неионизирующих  излучений,  а  также  дает  необходимые рекомендации министерствам, другим республиканским органам   государственногоуправления, научным организациям республики, осуществляющим изучение проблем  в  этой   области,   вносит   предложения   по   разработке соответствующих научно-технических программ и их финансированию;

     4.2. рассматривает и  оценивает   научные  данные  по  различным аспектам радиационной защиты и радиационной безопасности, полученные республиканскими и зарубежными научными центрами, отдельными учеными и специалистами,  и вырабатывает рекомендации по  их  применению  на практике;

     4.3.    рассматривает    и    рекомендует    для    направления республиканским   органам  государственного   управления,  а   также международным  организациям материалы,  подготовленные специалистами по вопросам радиационной защиты и радиационной безопасности;

     4.4. разрабатывает  рекомендации  по   следующим   направлениям деятельности:

     - установление основных дозовых пределов облучения населения и их производных величин;

     - определение допустимых  уровней  содержания   радионуклидов   в организме  человека,  продуктах  питания,  воде  и  других  объектах окружающей  среды,  допустимых  уровней  воздействия  на   население неионизирующих излучений;

          разработка стандартов   безопасности    на    различные    виды выпускаемой    на    территории   Республики   Беларусь   продукции, регламентирующих допустимые уровни их радиоактивного загрязнения;

     - научно-методическое руководство  разработкой  базовых концепций защиты и безопасности человека  от  воздействия излучений объектов окружающей   среды,   а  также  нормативных  актов  по  контролю  за радиационно-экологической  обстановкой  на   территории   Республики Беларусь и ее оздоровлению;

     - разработка мер  защиты  населения  республики  от   воздействия ионизирующих и неионизирующих излучений,  а также рекомендаций по их реализации;

     - оценка радиационной   обстановки  в  республике,  накопление  и обобщение данных о последствиях  воздействия  на  различные   группы населения  ионизирующего  и неионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;

     - оценка эффективности применяемых в республике мер защиты людей, сельскохозяйственных  животных   и   объектов   внешней   среды   от воздействия ионизирующих излучений;

     4.5. регламентация  рационального  природопользования в условиях радиоактивного загрязнения;

     4.6. осуществление информационно-аналитической  деятельности.

     5. Работа НКРЗ Беларуси проводится в соответствии  с планами, утверждаемыми   на  ее  заседании.  Ответственность  за  разработку, своевременное рассмотрение и  утверждение  планов,  контроль  за  их выполнением  возлагаются  на  председателя  (в  его  отсутствие – на одного из заместителей председателя) и ученого секретаря Комиссии.

     6. Заседания НКРЗ Беларуси проводятся не реже одного раза в три месяца.  Текущая  работа  в  промежутках  между заседаниями Комиссии осуществляется ее председателем и ученым секретарем.

     7. НКРЗ Беларуси правомочна принимать  решения при наличии на ее заседании  не менее 2/3 членов Комиссии.  Решение Комиссии считается принятым,  если за него голосовало не менее  2/3  присутствующих  ее членов.      Решения НКРЗ   Беларуси  оформляются протоколами и доводятся министерствам  и  другим  республиканским  органам  государственного управления,   облисполкомам   и   Минскому   горисполкому   в   виде

     соответствующих выписок  не  позднее  10  дней  после  их  принятия.      Решения НКРЗ  Беларуси,  принятые  в пределах ее компетенции, являются   обязательными  для   исполнения  министерствами,  другими республиканскими органами государственного управления.

     8. НКРЗ   Беларуси   вправе   приглашать   на   свои  заседания представителей   министерств,   других    республиканских    органов государственного управления,  облисполкомов и Минского горисполкома, а также учреждений, организаций и предприятий.

     9. Для  анализа  поступающих   в  НКРЗ  Беларуси  материалов   и подготовки заключений по ним Комиссия создает экспертные группы.      НКРЗ Беларуси  имеет право привлекать  в  качестве  экспертов специалистов   в   различных  областях  науки  и  техники,  а  также работников международных организаций по радиационной защите.

     10. НКРЗ Беларуси  вправе  запрашивать   у  министерств,  других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского  горисполкома,  учреждений,   организаций   и   предприятий информацию, необходимую для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

     11. Председатель НКРЗ  Беларуси  ежегодно  представляет  Совету Министров Республики Беларусь информацию о проделанной работе.

     12. НКРЗ Беларуси имеет бланки  со своим наименованием. 
 
 

     Приказ  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.12.1997 N 434-ОД "О  таможенном контроле за радиоактивными веществами"(текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года). 

     В соответствии со статьей 44 Таможенного  кодекса Республики Беларусь и во исполнение Протокола, подписанного таможенной службой Республики Беларусь и таможенной службой Российской Федерации от 30 июня 1995 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

     1.1. Целью таможенного контроля радиоактивных  веществ(далее - ТКРВ) является обеспечение  радиационной безопасности населения  Республики Беларусь, пресечение  незаконного перемещения через  таможенную границу радиоактивных веществ, выявление таможенных и иных правонарушений, выполнение других требований законодательства и нормативно-технических документов.

Информация о работе Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ