Понятие субъекта международного частного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:13, доклад

Описание работы

Субъекты международного частного права — это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. К ним относятся:
• физические лица (граждане; лица без гражданства — апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство — бипатриды);
• юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации);
• организации, не являющиеся юридическими лицами;
• государства;
• нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);
• международные межправительственные организации;

Работа содержит 1 файл

111.docx

— 47.58 Кб (Скачать)

 

Содержании правового статуса юридического лица в МЧП - совокупность правоотношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует. Традиционно выделяют группы правоотношений, имеющих наиболее важное значение и играющих решающую роль при определении статуса иностранного юридического лица в каком-либо государстве:

1)  инвестиционные;

2)  налоговые правоотношения;

3) правоотношения по банкротству.

В их регулировании, бесспорно, просматриваются два источника: национальное законодательство и международные  договоры.

Особенности правового положения  государства как субъекта МЧП 

 

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные  межправительственные организации), так  и субъекты национального права (физические и юридические лица). Государство может стать участником как международно-правовых, так и  национально-правовых отношений. Суверенитет  как имманентно присущее ему качество делает государство не только основным, но и принципиально отличным субъектом  как международного, так и внутреннего  права. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе  публично-правовых отношений. Но государство  может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются  независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью  частной собственности. С одной  стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но, с другой - властная природа и  суверенитет государства не может  не сказаться на его правовом положении. Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства:

а) между государствами, между государствами  и международными межправительственными  организациями (регулируются международным  публичным правом);

б) отношения, в которых государство  выступает в качестве только одной  стороны правоотношения, а второй являются иностранные юридические  лица, международные хозяйственные  организации (МХО) или физические лица (регулируются международным частным  правом). Отношения такого типа возникают, в частности, в тех случаях, когда  государства:

1) осуществляют выпуск займов  и облигаций, продаваемых иностранцам;

2) заключают концессионные соглашения  и торговые сделки;

3) вступают в арендные отношения  с иностранным участием;

4) выступают в качестве наследника  выморочного имущества;

5) предоставляют гарантии по  внешнеторговым сделкам и т.  д.

Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным  элементом. Например, государство арендует или покупает участок земли для дипломатической миссии или для иных нужд в иностранном государстве, арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства, фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов и т. д. Во всех приведенных примерах государство следует рассматривать в качестве особого субъекта права, а не отождествлять его, как предлагают некоторые исследователи, с юридическим лицом.

Возможность участия государства  в отношениях гражданско-правового  характера прямо предусмотрена  российским законодательством.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования  участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с  иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами». Из этой статьи следует три положения:

1) государство может быть субъектом  гражданско-правовых отношений;

2)государство не пользуется  никакими преимуществами и имеет  те же права и обязанности,  что и другие субъекты гражданско-правовых  отношений;

3) к государству по аналогии  применяются нормы, определяющие  участие юридических лиц в  этих отношениях (п. 2 ст. 124).

Раздела VII части III ГК РФ содержит специальную  статью "Участие государства в  гражданско-правовых отношениях, осложненных  иностранным элементом" (ст. 1204), которая  непосредственно касается правового  статуса государства как субъекта МЧП. Согласно данной статье к гражданско-правовым отношениям осложненным иностранным элементом, с участием государства правила раздела VII части III ГК РФ применяются на общих основаниях. Нормы МЧП применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель. Это свидетельствует об отходе российской доктрины МЧП от традиционно поддерживаемой концепции абсолютного иммунитета государства и признание концепции функционального (относительного) иммунитета государства, если оно выступает субъектом имущественных отношений гражданско-правового характера.

Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом, государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, то есть его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть; объем власти и сферу действия власти (часто термин «юрисдикция» используется в узком смысле слова как только судебная власть). Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех тех, кто, и все то, что находятся на его территории[16]. Поэтому говорят о территориальной юрисдикции. Говоря об иммунитете государства необходимо отметить, что юрисдикция бывает полная и ограниченная.

Полная - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение (например, нормами права, административными распоряжениями и пр.) всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний. Ограниченная - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств, для обеспечения реализации своих предписаний.

Неподчинение одного государства  юрисдикции другого государства  никогда не означает полного отказа этого другого государства от своей юрисдикции. В отношении  к иностранному государству не могут  быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает полного правового беспредела, не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Напротив, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр.

Исходя из этого, можно дать понятие  иммунитета государства. Причем можно  дать два понятия в зависимости от того, с позиции какого государства его рассматривать либо с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства. В целом это - будут две стороны одного и того же явления.

1. Иммунитет - это право государства  на освобождение от юрисдикции  другого государства, то есть  право на неприменение к нему  принудительных мер со стороны  судебных, административных и иных  органов другого государства.

2. Иммунитет - это отказ государства  от осуществления своей полной  территориальной юрисдикции, при  сохранении ограниченной, в отношении  действий и имущества иностранного  государства, то есть отказ  от применения принудительных  мер своими судебными, административными  и другими государственными органами.

Итак, особенность правового положения  государства как субъекта частноправовых отношений международного характера  сводится к его праву на иммунитет. Причем, важно подчеркнуть, что далеко не во всех случаях участия государства  в международных частноправовых отношениях оно обладает правом на иммунитет. Об этом праве можно говорить лишь тогда, когда данное частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства: то ли спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе, то ли имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства, то ли трудовой договор с иностранцем осуществляется на территории иностранного государства и т. д. Если частноправовое отношение, осложненное иностранным элементом, стороной которого является государство, осуществляется на территории государства-участника и в случае возникновения спора он рассматривается правоприменительными органами этого государства, то об иммунитете нет речи. Вопрос об иммунитете возникает только в связи с иностранной юрисдикцией.

Сфера действия иммунитета. Для определения сферы действия государственного иммунитета необходимо определить, что понимается под «государством» для целей иммунитета. Понятие «государства» для целей иммунитета означает:

1) Государство и его органы  управления;

2) учреждения и иные образования  в той мере, в какой мере  они правомочны действовать в  осуществлении государственной  власти; представители государства,  действующие в этом качестве;

3) составные части федеративного  государства и политические подразделения  унитарного государства, которые  правомочны предпринимать действия  в осуществлении государственной  власти.

На официальных представителей государства иммунитет распространяется, если они действуют в этом качестве. Статус субъектов федерации уравнен  со статусом политических подразделений  унитарного государства.

Содержание иммунитета. Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:

1) судебный иммунитет;

2) иммунитет от применения мер  по предварительному обеспечению  иска;

3) иммунитет по принудительному  исполнению судебного решения;

4) иммунитет собственности государства;

5) иммунитет сделок государства.

Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. Такая ситуация возможна лишь при наличии явно выраженного согласия государства, сделанного его компетентным органом в форме, предусмотренной соответствующим национальным нормативным правовым актом. При этом не имеет значения, в связи с чем и по какому поводу государство собираются привлечь к суду[17].

В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд  для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ  был бы нарушением суверенных прав государства.

Меры по предварительному обеспечению иска - согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как такие меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом, еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они не допустимы.

Иммунитет от принудительного  исполнения иска означает, что без согласия государства нельзя осуществить вынесенное против него решение, то есть недопустимо наложение ареста на принадлежащее государству имущество, проведение его публичной продажи и других принудительных мер, которые могут быть предусмотрены иностранным законом. Иммунитет от принудительного исполнения иска тесно связан с судебным иммунитетом государства. Поэтому даже если орган, рассматривающий спор, отвергнет судебный иммунитет или соответствующее государство само откажется от него, истец, в пользу которого будет вынесено решение, все равно столкнется с действием иммунитета от принудительного исполнения иска. Как подчеркивается, например, в п. 4 ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. "отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ".

Иммунитет собственности  государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Перечисленные элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.

Режим неприкосновенности государственной  собственности тесно связан с  еще одной международно-правовой доктриной - доктриной «акта государства», согласно которой суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны, совершенных на ее территории[18]. Если государство, приобрело собственность на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности собственности. Иммунитет собственности проявляется в том, что, если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта

Иммунитет сделок государства. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и пр., то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности, сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.

Несмотря на то, что в дальнейшем данное правило, как и другие правила иммунитета, подвергалось ограничениям и сомнениям, оно существует до сих пор и находит закрепление в международных договорах. Наиболее важным подтверждением является Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. Согласно ст. 42 инвестиционный спор с участием государства рассматривается на основе права, избранного сторонами; при отсутствии такого выбора - применяется право государства, выступающего в качестве стороны в споре[19].

Информация о работе Понятие субъекта международного частного права