Ответственность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:30, доклад

Описание работы

Ответственность государства международно-правовая, правовые последствия, которые наступают в результате нарушения государством норм международного права или международных обязательств (см. также Деликт). О. г. может возникнуть в результате неправомерных действий самого государства (например, нарушение неприкосновенности иностранного дипломатического представителя), неправомерного бездействия или упущения, т. е. непринятия государством мер, которые оно должно было бы принять для выполнения своих международных обязательств (например, нарушение обязанности обеспечить безопасность иностранного дипломатического представителя). Кроме того, государство несёт ответственность за неправомерные действия или упущения всех своих органов, а также физических лиц (собственных граждан и иностранцев), совершённые на его территории.

Работа содержит 1 файл

Ответственность государства.docx

— 15.14 Кб (Скачать)

Ответственность государства

Ответственность государства  международно-правовая, правовые последствия, которые наступают в результате нарушения государством норм международного права или международных обязательств (см. также Деликт). О. г. может возникнуть в результате неправомерных действий самого государства (например, нарушение неприкосновенности иностранного дипломатического представителя), неправомерного бездействия или упущения, т. е. непринятия государством мер, которые оно должно было бы принять для выполнения своих международных обязательств (например, нарушение обязанности обеспечить безопасность иностранного дипломатического представителя). Кроме того, государство несёт ответственность за неправомерные действия или упущения всех своих органов, а также физических лиц (собственных граждан и иностранцев), совершённые на его территории. Однако ответственность государства за действия физических лиц наступает только в том случае, если органы государства не выполнили своих обязанностей по предотвращению и наказанию неправомерных действий.

Наиболее серьёзную  ответственность государство несёт  за действия, составляющие международные  преступления, за преступления, создающие  угрозу международному миру и безопасности (апартеид, пропаганда войны и др.). Важной чертой современного международного права является то, что оно предусматривает  ответственность за агрессию. Поскольку  в международных отношениях нет  судебной инстанции, которая могла  бы рассматривать в обязательном порядке споры между государствами, непосредственные переговоры между  заинтересованными сторонами и  др. способы мирного разрешения споров играют важную роль в установлении ответственности, её форм и объёма.

В современном международном  праве принято различать О. г. политическую (применение международных  санкций и предоставление удовлетворения потерпевшему государству) и материальную (репарации и реституции). При  простом правонарушении, наносящем  ущерб отдельному государству или  группе государств, государство-правонарушитель  обязано возместить нанесённый ущерб  или предоставить удовлетворение (в  форме выражения сожаления, извинения, наказания виновных, оказания почестей потерпевшему государству, уплаты компенсации  пострадавшим должностным лицам  и гражданам и т.д.). Разногласия  по поводу формы и объёма ответственности  подлежат урегулированию мирными средствами, предусмотренными Уставом ООН. Наиболее часто в таких случаях применяется  арбитраж, возможно также рассмотрение споров Международным судом ООН, в компетенцию которого входит определение  характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международных  обязательств.

Если государство-правонарушитель  отказывается от исполнения мер возмещения или удовлетворения, не соглашается  на мирное урегулирование разногласий  или не выполняет вступившего  в законную силу решения компетентного  международного органа, могут быть применены соответствующие международные  санкции. При наиболее тяжких международных  деликтах, международных преступлениях, посягающих на коренные основы международного общения и наносящих ущерб  всему международному сообществу государств, к государству-правонарушителю должны быть немедленно применены санкции, предусмотренные Уставом ООН (т. н. принудительные меры по Уставу ООН). Международные санкции могут  применяться для пресечения актов  агрессии и восстановления международного мира и безопасности только по решению  Совета Безопасности ООН.

Определенное значение для борьбы с международными преступлениями имеют и положения гл. VIII Устава. Так, в соответствии со ст. 52 Устав  не препятствует сущесгвованию региональных соглашений или органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий. Статья 53 уполномочивает Совет Безопасности, где это уместно, использовать такие соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. В то же время, по этой статье, принудительные меры допускаются и без полномочий от Совета Безопасности либо в силу ст. 107 против любого вражеского государства, то есть государства, которое в течение второй мировой войны являлось врагом любого из государств, подписавших Устав, либо в силу региональных соглашений, направленных против возобновления агрессивной политики со стороны любого такого государства.

Принимая во внимание значение для международного сообщества содержащихся в Уставе положений, можно  говорить о том, что он был и  остается основным источником юридических  оснований ответственности государств за международные преступления.

Важными источниками  оснований ответственности являются также такие конвенции, как Женевские  конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы  к ним 1977 года, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой (1963 г.), Договор о нераспространении  ядерного оружия (1968 г.), Договор о  запрещении размещения на дне морей  и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Хотя договоры 1963, 1968, 1971 годов и конвенция 1972 года относятся, казалось бы, прежде всего  к документам, связанным с проблемой  разоружения, запрещенные ими действия, несомненно, влекут за собой тяжкие и массовые военные преступления, связанные с применением оружия массового уничтожения. Во внесенном на рассмотрение XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН советском предложении "Об исторической ответственности государств за сохранение природы земли для нынешнего и будущих поколений" подчеркивается, что успешное решение проблемы охраны природы теснейшим образом связано с политикой разрядки международной напряженности, обузданием гонки вооружений, разоружением.

Важным источником юридических оснований ответственности  государств за международные преступления были и остаются уставы международных  военных трибуналов. Устав Международного военного трибунала был разработан в развитие Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г. между СССР, США, Великобританией  и Францией о судебном преследовании  и наказании главных военных  преступников европейских стран  оси. К соглашению позднее присоединились Греция, Дания, Югославия, Голландия, Чехословакия, Польша, Бельгия, Эфиопия, Австралия, Гондурас, Норвегия, Панама, Люксембург, Гаити, Новая Зеландия, Индия, Венесуэла, Уругвай и Парагвай. Своей, резолюцией 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея подтвердила принципы международного права,, признанные уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в его решении.

По поводу юридической  природы этой резолюции высказываются  различные точки зрения. Некоторые  юристы,, в частности западные, склонны видеть в ее принятии выражение некоей законодательной функции Генеральной Ассамблеи. Правильным, однако, является рассмотрение ее как выражение согласия всех государств-членов признавать нюрнбергские принципы нормами общего международного права. В этом смысле прав П. И. Лукин, который пишет, что благодаря этой резолюции указанные принципы превратились в нормы широкого универсального значения, причем правотворческий характер резолюции вытекает из воли государств, принявших ее, а не из законодательных функций Генеральной Ассамблеи ООН2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ответственность государства