Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Человечеству всегда приходилось не сладко, а во время предшествовавшее образованию инквизиции людям было и вовсе плохо. Огромные поборы феодалов церковная десятина и сборы со стороны государства принуждали людей принадлежавших к слою, позже названному третьим сословием, трудиться в поте лица дабы снискать себе хлеб насущный.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Инквизиция………………………………………………………………4

Глава 2. Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права………………………………………………………………………………18

Глава 3. Деятельность инквизиции в области дипломатии……………….......20

Заключение ………………………………………………………………………22

Список использованных источников…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Инквизиция………………………………………………………………4

Глава 2. Особенности  воздействия инквизиции на систему  европейского права………………………………………………………………………………18

Глава 3. Деятельность инквизиции в области дипломатии……………….......20

Заключение ………………………………………………………………………22

Список использованных источников…………………………………………...25

Приложение………………………………………………………………………26

 

Введение

    Человечеству  всегда приходилось не сладко, а  во время предшествовавшее образованию инквизиции людям было и вовсе плохо. Огромные поборы феодалов церковная десятина и сборы со стороны государства принуждали людей принадлежавших к слою, позже названному третьим сословием, трудиться в поте лица дабы снискать себе хлеб насущный. И тут же рядом существовал слой людей принадлежавших к христианской церкви. Монахи, священники, епископы, аббаты, кардиналы, диаконы и великое множество других существовали как бы в отдельном мире. Они не платили внешнему миру абсолютно никаких налогов, были свободны от феодальных повинностей и неподсудны светским судам. Более того бытовало такое выражение: "Последний служитель церкви стоит гораздо больше любого государя". В начальный период своего существования церковь была гонима, последователи ее очень фанатичны, но в более поздние века своего существования церковь превратилась из гонимой секты одной из восточных религий в огромную тоталитарную организацию. А тоталитаризм в любом проявлении не терпит никакого инакомыслия. В эпоху феодальной раздробленности множество епископов по всей Европе, в особенности в германских княжествах, являлось светскими государями. Это повлекло за собой целый ряд злоупотреблений, и в конечном итоге привело к резкому падению авторитета церкви. (не случайно огромная часть германских государств с радостью приняло протестантизм, в противоположность Чехии, которая сохранила верность католичеству не смотря на крестовые походы против гуситов).

 

     Глава1. Инквизиция.

    Существует  немало примеров в истории, когда  благородное дело начатое группой  фанатично настроенных подвижников в финале вырождалось из-за нашествия людей, которые присоединением к этому начинанию преследовали свои личные корыстные цели. Так произошло и с католической церковью, по мере становления огромной всеевропейской организацией все больше и больше служителей оказывалось порочными, корыстными лицемерами. Это не означает, что не осталось в церкви людей подобных св. Франциску или св. Доминику, но их количество в общей массе оказалось ничтожным. Падение нравов среди служителей церкви достигло небывалого размаха. Богатые прелаты имели в подчинении целые армии, вели войны с соседними феодалами, грабили окрестное население непомерными налогами приводя в оправдание Священное Писание (написанное на латыни и недоступное в то время большинству населения), имели гаремы и вообще вели себя не сообразно с саном. В других местах наоборот существовала практика ограбления епископов нижестоящими священниками, как пример можно привести такой факт один из епископов Лангедока был принужден сам мыть кормить и запрягать своего мула, в котором состояло все его имущество. Стоит упомянуть так же о практике продажи церковных должностей. Самые высокие положения в церковной иерархии занимали люди абсолютно недостойные подобной чести. Существовала возможность совершения покаяния по доверенности, также можно было вступить по доверенности в брак. Монашеские ордена больше напоминали разбойничьи притоны, так как любой, даже самые закоренелый преступник мог избегнуть ответственности за содеянное путем вступления в тот или иной монашеский орден. Как справедливо замечает Генри Чарльз Ли в своей книге "История Инквизиции" монашеские ордена были настолько многочисленны и влиятельны что и на них лежит ответственность в подобном падении нравов. Принимая во внимание все вышеперечисленное неудивительно что священнослужители долго сопротивлялись целибату (полному безбрачию). Подобный разврат встречал активное неприятие со стороны населения. Церковь проповедовавшая заповеди Иисуса Христа сама же и нарушала их в первую голову. Именно по этому ересь в момент своего возникновения встретила очень хороший прием со стороны местного населения.

    Церковь, стоявшая так далеко от своего идеала и так небрежно относившаяся к  своим обязанностям очутилась перед новой, грозной опасностью грозившей в корне подорвать ее могущество. Эта опасность пробуждение сознания в массах. Это движение начинается уже в XII веке, позже оно сделало Европу центром науки, искусства и вообще одним из основных центров мировой цивилизации.  Само собой это развитие не могло не сопровождаться возникновение сомнений и критики существующего порядка. Как только люди начали рассматривать и обсуждать вопросы, даже упоминать о которых раньше им не приходило в голову, они с неизбежной очевидностью отметили огромную пропасть лежавшую между учением Церкви и деяниями ее служителей, между поведением священников и монахов и данными ими обетами. В лучших школах Европы ученики изучали древнегреческие, арабские, древнееврейские рукописи и черпали из этих щедрых источников новые идеи, понятия, знания. Крестовые походы тоже сыграли в этом деле немаловажную роль. Древние рукописи привозимые из-за моря, произведения искусства и культуры все сыграло свою немаловажную роль в этой попытке возрождения. Произошел мощный всплеск интереса к наукам: таким как физика, химия, геометрия, астрономия. Церковь прекрасно понимала всю опасность, которую несет с собой развитие наук. Но еще большую опасность представляло собой возрождение Римского права. Люди с удивлением увидели что существует поразительно простая и в тоже время справедливая система правосудия с, которой не шли ни в какое сравнение громоздкая, несистематизированная система канонического права и грубое подобие правосудия феодального обычного права.

    Появившиеся в это время ереси резко  отличались от ранее существовавших ересей, измысленных высокоучеными богословами посредством схоластических приемов. Ересь этого периода первоначально распространялась в массах простого народа и уже позднее объяснялась и обосновывалась учеными еретиками. А так как, что естественно, бедная и угнетенная масса составляла большую часть прихожан, то и удар нанесенный нищими проповедниками был особенно силен.

    Все ереси той эпохи можно было подразделить на две части:

  • сектанты, твердо придерживавшиеся основных положений христианства, отрицая институт священников;
  • манихеи.

    Среди сектантов принято выделять катаров, вальденцев и альбигойцев. Последние  были практически уничтожены во время  крестового похода против них.

    Вальденцы

    Цивилизация на юге Франции очень отличалась от всей остальной Европы как по расовому так и по культурному складу. Наличествовало смешение всех мыслимых народов, включая даже арабов. Из этого проистекала исключительная веротерпимость и такая же небрежность духовенства в вопросах чистоты религии. Ересь вальденцев это более строгий, аскетический вариант христианства проповедовавший чистоту жизни. Так же предполагался отказ от института священничества, право проповеди для всех, взаимная исповедь и вегетарианство. У вальденцев существовало свое духовенство известное как Совершенные (Majorales). Но вообще различие между духовенством и мирянами у вальденцев было сведено к минимуму. Совершенные полностью отказывались от всяческой собственности, покидали жилище, дабы приблизиться как только возможно близко к образу апостолов. Они поучали верных и привлекали новых верующих, существовали же они на пожертвования населения, среди которого они жили. Проповедники вальденцев очень быстро снискали себе огромную популярность и любовь среди простых людей, уставших от распутства духовенства. Эта секта была распространена на пространстве от Чехии до Арагонии и состояла преимущественно из простых людей, как следствие имелись небольшие разногласия в догматических вопросах (На начальных этапах отрицание таинства пресуществления). Церковь быстро осознала исходившую от вальденцев опасность и призвала к борьбе с ними, но еретиками она их не считала. В более поздних документах инквизиции можно встретить ссылки на "еретиков и вальденцев" подразумевая под еретиками катаров как более еретическое учение. Один инквизитор близко знакомый с вальденским учением описывал их так: "Эти еретики отличаются нравами и языком, ибо они скромны и воздержаны в речах. Они не проявляют суетности в одежде, которая всегда проста и чиста. Они никогда не пускаются в торговлю, боясь что им придется обманывать и нарушать свое слово; они предпочитают жить личным трудом как простые рабочие. Они не копят богатств как, довольствуясь необходимым. Они умерены и пище и в питье. Они не посещают ни кабаков, ни балов, ни других каких-либо мест развлечения. Они умеют сдерживать свой гнев. Всегда найдете вы их за работой; а так как они то учатся, то учат, то у них не остается времени на молитву. Еще их можно узнать по ясности и кротости их выражений; они избегают в разговоре шуток, пересудов, божбы, неприличных выражений и лжи. Они даже не говорят vere и certe считая это равносильным клятве" Но официальная пропаганда того времени обвиняла их в грязных половых сношениях, в том что они лицемерно скрывали свои верования исправно ходя к обедне и выполняя прочие католические обряды. Генри Чарльз Ли рассказывая о своей работе упоминает что очень сложно сохранить объективность т.к. практически вся литература еретиков была сожжена на кострах инквизиции и единственный источник информации о сектантах это документы и свидетельства оставленные их, полными ненависти, врагами и недоброжелателями. У вальденцев имелся так же полный перевод Библии на простонародный язык, на который они опирались в своих проповедях и это являлось одним из самых сильных мотивов преследования их со стороны церкви. Против вальденцев так же были выпущены эдикты светской власти, в которых все еретики объявлялись врагами государства, и это являлось одним из первых примеров преследования еретиков со стороны государства.

    Катары

    Катаризм  был верованием чисто-антисацердотальным . Он отрицал весь церковный строй как нечто бесполезное;  в глазах его римская церковь была синагогой Сатаны, спасение в которой немыслимо. Исходя из этого, он отрицал таинства, обедни, предстательство Девы Марии и святых, чистилище, мощи, иконы, кресты, святую воду, индульгенции и вообще все то, что, по словам священников, обеспечивало верным вечное спасение; равным образом, катары осуждали десятинный налог и приношения, которые делали для духовенства прибыльным делом присвоенную ими себе заботу о спасении душ. Считая себя церковью Христовой, катары полагали, что они нмеют право взять и разрешить, данное Иисусом Христом его ученикам; духовное крещение смывало все грехи, но молитва не имела никакой силы, если грешник продолжал грешить.

    Богослужение  катары проводили на латыни, но Священное  писание переводили на простонародный язык, что сыграло свою роль в  популяризации этой секты. По началу иерархия духовных чинов у катаров  отсутствовала. Но по мере роста их общин возникла насущная необходимость в упорядоченной системе богослужения. Как и у вальденцев, духовенство катаров представляло собой особую касту совершенных, людей полностью ушедших от соблазнов мира. У катаров были следующие церковные чины (в порядке убывания): епископ, Filius Major, Filius Minor, дьякон. Верование катаров предполагало предельный аскетизм: запрет на употребление пищи животного происхождения, запрет на любые физические контакты между представителями различных полов и прочие из этого же ряда.

    Гнев  церкви против этой секты был оправдан, так как, распространись это верование по всей Европе, то через каких-нибудь нескольких десятков лет вся территория превратилась бы в пустыню.

    Церковь не могла положиться в столь "благочестивом" деле на светскую власть, которая была лишком занята своими собственными делами. С целью преследования ереси был учрежден институт инквизиции. 

    Нищенствующие монахи

    В противовес еретическим сектам, проповедовавших апостольскую бедность, было создано несколько орденов нищенствующих монахов. Наибольшую известность из них получили доминиканцы и францисканцы. Строгий устав и огромный авторитет святых, в честь которых им были даны имена, привели в их ряды лучших, честнейших людей той эпохи, остававшихся верными принципам католицизма.

    На  первых порах эти ордена строго следовали своим уставам, чем заслужили почет и уважение во всем христианском мире. По сути дела, они практически полностью дублировали правила поведения секты Лионских бедных, но в системе церковной иерархии. Именно поэтому инквизиторов назначали провинциалы францисканцев или доминиканцев из состава братьев своего ордена. С первых же шагов инквизиторы получили огромные полномочия и полную бесконтрольность.

    Следствие

    Следствие инквизиции держалось на трех основных китах: розыске, доносах и сыске. Но основным из этих трех инструментов на начальном этапе являлся розыск. Инквизитор был принужден совершать постоянные объезды подведомственного ему участка. Приезжая в тот или иной населенный пункт, он объявлял, так называемый, срок милосердия, в течение которого все окрестные еретики могли прийти и покается перед лицом инквизиции. По окончанию этого срока инквизитор начинал розыск. Если имелись покаявшиеся еретики, то он заставлял их выдать своих бывших единоверцев. Если же таковых не оказывалось, то инквизитор принуждал под присягой всех местных жителей указать подозрительных или еретиков. Арестовав вновь выявленных еретиков, он под конвоем препровождал их в центр епископии, где и начинал допрос. Почти с первых же шагов инквизиция начала применять пытки, как физические, так и нравственные.

    Единственным  поводом отвода свидетелей являлась смертельная вражда, но инквизиция не практиковала сообщение имен свидетелей подозреваемым. Единственным его шансом было назвать его злейших врагов, надеясь, что свидетель попадет в их число. Инквизитор совмещал в одном лице обязанности судьи и обвинителя, а адвокат обвиняемому в ереси не полагался, да и любой защитник мог быть обвинен в сочувствии ереси и тут же занять место своего подзащитного. Инквизитор имел право назначать себе помощников и охранников, которые пользовались церковной неприкосновенностью и обладали полной свободой притеснять, унижать население. Отличительной особенностью инквизиторского следствия была его значительная протяженность во времени, иногда до десяти лет. Все действия и слова обвиняемого равно как и обвинительное заключение фиксировались в двух экземплярах. Подобная организация делала невозможным для еретиков укрыться в другом государстве. Так как при необходимости копия могла быть послана вслед за ним. Поняв, что существует огромное количество лжесвидетелей, инквизиция ввела следующее правило: " Если кто-либо уличен в лжесвидетельстве, на него должно быть наложено суровая епетимья, но показания его из дела изыматься не должны".

    Единственным  шансом на спасение от системы, которая  считала любого арестованного заранее  виновным, заключалось в полном признании  и раскаянии на первом же допросе. Если же человек упорно настаивал на своей невиновности, то его как закоренелого еретика выдавали в руки светской власти.

    Основной  целью инквизиции по понятию было вырвать души грешников из когтей Сатаны, а то что происходило в  это время с телом значения не имело. Во время крестового похода против альбегойцев было сформулировано еще одно правило: "лучше отправить на тот свет десять добрых католиков, чем дать уйти от правосудия хоть одному еретику". В борьбе за такую важную вещь, как человеческая душа, цель оправдывала применение любых средств.

Информация о работе Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права