Особенности внешней политики Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

За 21 летний период независимости сформировались национальные интересы Кыргызстана, на основе которых произошел процесс формирования и становления его внешней политики.
С другой стороны, оно осложняется опасной географической близостью республики к очагам локальных, в том числе вооруженных конфликтов, а также "зажатостью" между великими державами и государствами, претендующими на роль современных центров экономического, политического и военного влияния.

Содержание

Введение
1 Особенность положения Кыргызстана в системе современных международных отношений.
2 Приоритеты внешнеполитических связей Кыргызской Республики в Центральной Азии.
3-Инструментарий внешней политики.
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Особенности внешней политики КР.docx

— 38.68 Кб (Скачать)

План:

Введение

1 Особенность положения  Кыргызстана в системе современных  международных отношений.

2 Приоритеты внешнеполитических  связей Кыргызской Республики в Центральной Азии.

3-Инструментарий внешней  политики.

Заключение

Список использованной литературы:

 

 

 

 

Введение

Актуальность: За 21 летний период независимости сформировались национальные интересы Кыргызстана, на основе которых произошел процесс формирования и становления его внешней политики.

 С другой стороны, оно осложняется  опасной географической близостью  республики к очагам локальных,  в том числе вооруженных конфликтов, а также "зажатостью" между  великими державами и государствами,  претендующими на роль современных  центров экономического, политического  и военного влияния. Эти взаимоисключающие  факторы вызывают настоятельную  необходимость их сбалансированного  учета во внешнеполитической  концепции страны, определения четких  ориентиров для дипломатического  маневрирования и формирования  благоприятного климата на внешних  границах.

Внимание Кыргызстана в осуществлении  его внешней политики должно уделяться  взаимоотношениям его с рядом  таких приоритетных стран, организаций  и сообществ как: Япония, Россия, Турция, Китайская Народная Республика, страны Центрально-азиатского региона. Внешнеторговые отношения с этими  государствами в данное время  являются определяющими для развития экономики Кыргызстана. Также приоритетным является сотрудничество с Европейским  Союзом, Организацией Объединенных Наций (ООН), ОБСЕ, НАТО и другие.

Современное мировое хозяйство  представляет собой динамический мир, где взаимосвязи ассиметричны. Внешнеэкономические  связи представляют собой целый  комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения  материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Отсюда вытекает традиционно активное государственное  регулирование внешнеэкономических  связей. Оно определяется государственной  внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны.

К проблемам, требующим повышенного  внимания, в последнее десятилетие  прошлого века отнесены неравномерное  экономическое развитие регионов, истощение  природных ресурсов и разрушение окружающей среды, нелегальная миграция, этнические и религиозные конфликты, транснациональная организованная преступность и международный терроризм. Иначе говоря, произошел переход от «жестких», милитаристских вызовов безопасности к «мягким», носящим преимущественно гуманитарный характер, «выплескивающимся» за пределы государства. Для полноты картины необходимо указать на эволюцию «мягких» угроз безопасности. В начале 90-х годов на первом месте по значимости находились экологические и природоохранные проблемы, наряду с нелегальной миграцией. К концу 90-х -началу 2000-х годов акцент все более смещается на такие вызовы мировой безопасности как транснациональная организованная преступность и международный терроризм. Прямым подтверждением тому служит повсеместный рост проявлений насилия в виде терроризма, имеющего одним из источников усиливающееся экономическое и социальное неравенство.

Логическим продолжением, вытекающим из вышеуказанного, является образное определение XXI-го века как  «столетия глобальной альтернативы». Оригинальное определение, введенное  автором в научный оборот, имеет  объективный и закономерный характер, поскольку уже сейчас не вызывает сомнений, что доминирующей парадигмой международных отношений в XXI-m веке становится обилие альтернативных сценариев их развития в эпоху глобализации. По мнению автора, предлагаемое им определение позволяет лучше проанализировать динамику, характер и направления трансформации международных отношений в новом столетии.

Опыт последнего десятилетия ХХ-го века красноречиво подтверждает, что международные отношения находятся на своего рода «перепутье» между одно - или многополярным миром, негативными или позитивными сценариями глобального развития, «демократическим мироустройством» или «властью кулака». Наше государство не является исключением, может быть, мы заинтересованы в своем экономическом развитии и в международном сотрудничестве больше, чем те страны, которые столь активны во внешнеполитической деятельности и в международном сотрудничестве. Министерство иностранных дел не может являться каким-то исключением, т.е. заниматься только политикой, потому что политика от экономики неотделима, как, наверное, корни дерева от кроны. Поэтому сейчас министерство иностранных дел специально создало департамент экономической политики, который занимается вопросами внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, все наши зарубежные посольства должны создавать, по возможности, конечно, определенные структуры, которые бы могли помогать государству в развитии экономических связей поиске инвесторов, партнеров и т.д. Посольство в нынешнее время не может носить характер только политического или представительского свойства Я думаю, что посольство, все-таки должно совмещать в себе и торгово-экономическое представительство. Посол занимается не только вопросами политической дипломатии, но и, прежде всего, вопросами экономики Речь идет о том, что министерство иностранных дел и все его загранучреждения должны быть в состоянии помочь стране поднять экономику Поиск этой дипломатической ниши в аспекте экономического сотрудничества, конечно, не так прост, как могло показаться сначала. Есть два наиболее оптимальных варианта которые мы сейчас разрабатываем -- это использование, причем активное, двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными государствами. Надо сказать, что многие из них возглавляют представители министерств иностранных дел. Есть и другие направления работы, как например внешнеэкономическая дипломатия, которая могла бы способствовать укреплению экономических связей с другими государствами. Не бывает такого ощущения, что внешнеполитические  инициативы, не только МИДа, но страны в целом, идут в отношении отдельных стран, институтов. В то же время, так называемый бизнес имеет инициативы в совсем других странах, т. е., скажем, в Республике Корее, Пакистане и т. д., а наши основные инициативы идут в Китай, США, Россию. Создается такое впечатление, что внешнеполитические инициативы и внешнеэкономические интересы бизнеса часто как-то не совпадают.

Здесь нет какой-то особой проблемы Во-первых, начнем с того, что, конечно, у нас; есть четко обозначенный, если говорить о географических зонах, свой приоритет. Скажем, если брать в совокупности внешнюю политику, которая включает в себя проблемы политические, военные, демографические, экономические и другие, то нас прежде всего интересует развитие связей дружественного свойства, особенно с сопредельными государствами Именно здесь находится наша политика, именно здесь находится будущее нашей страны. Во-вторых, поскольку мы выбрали свой путь развития, основой которого является демократия, рыночная экономика, то мы стремимся развивать отношения именно с государствами демократической ориентации с развитой экономикой. Но при этом я хочу сказать, что мы нисколько не умаляем значения тех стран, которые находятся сейчас в своем развитии в иных координатах. Что касается бизнеса, он более активен в тех странах, с которыми у нас нет активных политических связей.

Как я вижу нашу страну, я думаю, что нами выбран оптимальный путь развития во всех отношениях, т. е. если мы говорим о внешней политике, то в отношении какой-либо страны нельзя использовать приставку "анти". Мы можем не иметь отношений с  какой-то страной, но мы никогда не говорим "анти" об этой стране, и стараемся  иметь со всеми дружественные, взаимовыгодные отношения особенно, с сопредельными. Во-вторых, мы уже отталкиваемся от внутренних приоритетов развития. Разумеется, мы пытаемся строить и уже строим открытое государство, которое, так сказать, будет полезным и для нас, и для других государства. В-третьих, я думаю, что очень важно иметь какие-то традиции. Бишкек--это миротворческий центр, где будет формироваться культура миролюбия. Но опять же, мы возвращаемся к внутренним приоритетам.  Все-таки усилиями большого количества людей, прежде всего Президента, правительства, удалось добиться того, что права человека, права индивида вышли на первый план, а уж затем кыргызы, русские, немцы и т. д. То, что делает Ассамблея народов Кыргызстана -- это тоже, в общем, очень важный вклад в укрепление стабильности.

Проблема взаимосвязи и взаимовлияния  внутренней и внешней политики -- одна из наиболее сложных проблем, которая была и продолжает оставаться предметом острой полемики между различными теоретическими направлениями международно-политической науки -- традиционализмом, политическим идеализмом, марксизмом -- и такими их современными разновидностями, как неореализм и неомарксизм, теории зависимости и взаимозависимости, структурализм и транснационализм. Каждое из этих направлений исходит в трактовке рассматриваемой проблемы из собственных представлений об источниках и движущих силах политики.

 

 

1 Особенность положения Кыргызстана  в системе современных международных  отношений

 

Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела  целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную  внешнеполитическую ситуацию оказывают  сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных  отношений, но внутриполитическая и  экономическая обстановка в нашей  стране. В конце XX века для Кыргызстана  возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Кыргызстан не унаследовал от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось  ее геополитическое пространство. С  распадом Советского Союза Кыргызстан был, как бы оттеснен.

Этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 80 различных народов, большая протяженность сухопутной государственной границы. В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Кыргызстан перешел в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи Кыргызстан существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение кыргызского государства практически не учитывается.  Когда-то действительно великой стране, мировой державе сегодня приходится искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

В поисках своего места  в международной политике, которое  бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, Кыргызстану придется учитывать как реальности нынешнего  моноцентризма при гегемонии  США, так и вероятные перспективы  формирования полицентризма в мировом  геополитическом пространстве и  изменяющихся международных. Современному Кыргызстану следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

 

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов  в современном Кыргызстане идет сложно и противоречиво. Понятно, что  интересы безопасности Кыргызстана  требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные  интересы страны. Можно сказать, что  внешняя политика Кыргызстана находится  в стадии становления.

Но уже сегодня можно  выделить основные черты этой политики:

1. Кыргызстан отвергает  всякую войну, применение военной  силы как средство достижения  политических, экономических и других  внешних целей.

2. Краеугольным камнем  нашей внешней политики стало  положение о том, что Кыргызстан  ни к одному государству не  относится как к своему противнику.

3. Заявлено, что Кыргызстан  будет защищать не идеологию,  а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика не  должна быть «затратной», а  быть взаимовыгодной.

Все больше людей в Кыргызстане  осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства Кыргызстана  выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления  внешней политики Кыргызстана.

Но Кыргызстан является азиатской  державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной  Азии Россия может стать партнером  именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования Акматбаев У. Кыргызстан - Германия: проблемы становления и развития межгосударственных отношений. -Б., 2002. с. 45

Уникальное географическое положение Кыргызстана должно быть также использовано к ее экономической  и политической выгоде. Через Кыргызстан идут самые удобные пути, соединяющие  страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Кыргызстан призван  сыграть роль связующего звена между  Западом и Востоком.

В кыргызской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона -- закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Внешняя политика в настоящее  время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Кыргызстан должен занять достойное  место в системе международных  отношений, основанных на равенстве  сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных  связей делает Кыргызстан весьма уязвимой для самых разнообразных угроз  как внешнего, так и внутреннего  характера. Среди наиболее серьезных  угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США). Представляется, что это во многом связано с тем, что Кыргызстан в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно  живет, что называется "сегодняшним  днем". Далеко на будущее никто  не загадывает и поэтому реальные, но "отложенные" угрозы (истощение  природных ресурсов, потепление климата, несанкционированное распространение  ядерного оружия, демографическая экспансия  Китая и т.д.) не воспринимаются как  актуальные. Это подчеркивается и  в новой «Концепции внешней политики Кыргызстана», принятой недавно правительством и президентом КР: «…военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия».

Информация о работе Особенности внешней политики Кыргызстана