Особенности конституций Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей принятия конституций в странах Латинской Америки, их рассмотрение их основных положений.
В соответствии с поставленной целью, выделим основные задачи данной работы:
1) отметить основные положение конституции Мексики, одной из стран Латинской Америки,
2) отметить основные положение конституции Бразилии, наибольшей из стран Латинской Америки,
3) на основании рассмотренных конституций определим особенности конституций стран Латинской Америки.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Особенности конституций Латинской Америки 5
1.1 Принятие и основные положения конституций некоторых стран Латинской Америки 5
1.2 Конституция Мексики 5
1.3. Конституция Бразилии 12
1.4. Особенности латиноамериканских конституций 18
Заключение 32
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая кп зс.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Содержание 

  Введение 3
Глава 1 Особенности конституций Латинской Америки 5
1.1 Принятие  и основные положения конституций  некоторых стран Латинской Америки 5
1.2 Конституция Мексики 5
1.3. Конституция Бразилии 12
1.4. Особенности латиноамериканских конституций 18
  Заключение 32
  Список литературы 35

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     По  государственному устройству латиноамериканские страны представляют собой суверенные республики, государства в составе  Содружества, возглавляемого Великобританией, либо владения Великобритании, Франции, США, Нидерландов (в основном острова в Атлантическом океане). Крупных политических или иных конфликтов на этой территории не наблюдается. Объясняется это следующим. Во-первых, государства Латинской Америки имеют много общего в культуре, истории схожи по уровню экономического развития, поэтому им фактически нечего делить. Во-вторых, рельеф и природные условия в целом не располагают к развитию вооружённых конфликтов: много рек, неоднородный рельеф и т.п.

     С конца ХХ века в Латинской Америке особое значение приобретает вопрос о конституционном развитии, так как он стоит в центре идеологической борьбы основных антагонистических классов общества.

     Главное значение Конституции:

     - составляет юридическую базу  текущего законодательства, т.е. признается юридическое верховенство Конституции. Это означает, что в случае принятия новой Конституции все остальное законодательство приводится в соответствие с ней. Все правовые акты должны соответствовать ей, а все законы, административные и судебные акты, не отвечающие ей, считаются недействительными и не применяются;

     - кроме того, Конституция – закон,  обеспечивающий интересы всех  слоев общества, т.к. Конституция  является надклассовым документом, имеющим равную обязательность для всех членов общества. Конституция – закон для законов.

     Специфика латиноамериканского конституционного права определяется целым рядом  факторов социально-экономического и  политического характера, в основе которых лежат особенности становления  и развития независимости этих государств, а, следовательно, их основных законов – конституций.

     Данные  положения и повлияли на выбор  темы и актуальность написанной работы. 

     Целью исследования является выявление особенностей принятия конституций в странах Латинской Америки, их рассмотрение их основных положений.

     В соответствии с поставленной целью, выделим основные задачи данной работы:

     1) отметить основные положение конституции Мексики, одной из стран Латинской Америки,

     2) отметить основные положение  конституции Бразилии, наибольшей  из стран Латинской Америки,

  • 3) на основании рассмотренных конституций определим особенности конституций стран Латинской Америки.

      Объектом исследования является латиноамериканские конституции.

      Предметом исследования являются особенности латиноамериканских конституций.

     В работы использовались общие методы исследования: анализ, синтез, системный подход; частнонаучные методы: как исторический, логический, метод правового анализа и другие методы научного познания.

     Теоретической основой исследования явились научные  труды ученых в области конституционного права зарубежных страх, истории зарубежных стран, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблеме данной работы.

В ходе работы были изучены работы по данной проблематике следующих ученых: Баглая М.В., Гонионский С. А., Лейбо Ю.И., Малько А.В., Мишин А.А., Страшун Б.А., Энтин Л.М., Чиркин В.Е. 
 
 

     Глава 1. Особенности конституций Латинской Америки.

     1.1. Принятие и основные положения конституций некоторых стран Латинской Америки. 

     Латинская Америка - скорее политическое или лингвистическое понятие, чем географическое. Под Латинской Америкой в основном понимают страны, расположенные на Американском континенте южнее территории США. Население этих стран в основном говорит на испанском или португальском языках, т.е. языках, которые произошли от латинского языка. Отсюда и название - Латинская Америка. Правда, значительная часть населения до сих пор говорит и на индейских языках.

     Исторически, территории Латинской Америки - это  земли, которые раннее принадлежали Португалии и Испании. Однако сейчас это понятие включает и земли, на которых говорят, в том числе и на языках французской и немецкой языковой группы.

     Самое крупное государство Латинской  Америки это Бразилия. Другие крупные страны Латинской Америки - Аргентина, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Чили, Перу. Всего на территории Латинской Америки находится 20 государств и 13 зависимых территорий.

     Рассмотрим  особенности латиноамериканских конституций  на примере нескольких конституций стран Латинской Америки, после чего сделаем обоснованные выводы. 

     1.2. Конституция Мексики. 

     В 1917 г. была принята новая Конституция  Мексики. Она была разработана представителями  национальной буржуазии вскоре после  того, как было жестоко подавлено вооруженное крестьянское движение. Но она как продукт революции 1910—1917 гг. отразила, хотя и в измененной форме, ряд требований народных масс. Конституция Мексики на момент ее принятия была наиболее радикальным из всех существовавших тогда в мире конституционных документов.

     Наиболее  новаторскими были статьи Конституции, посвященные основным принципам  государства. Центральное место  занимала ст. 27, которая предусматривала, что “первоначальная собственность на земли и воды принадлежит Государству, которое имело и имеет право передать их частным лицам, создавая тем самым частную собственность”.

     В Конституции нашло свое отражение  стремление мексиканской национальной буржуазии восстановить Государственный контроль над расхищаемыми иностранцами национальными ресурсами. Все полезные ископаемые, а также территориальные воды объявлялись “безусловной и неотчуждаемой” собственностью государства. Федеральное правительство могло уступать разработку этих богатств (за исключением нефти и некоторых других полезных ископаемых) в виде концессии частным лицам или обществам “в соответствии с правилами и условиями, предусмотренными законами” Мексики.

     Устанавливалось, что только мексиканцы и мексиканские компании имеют право приобретать  в собственность землю и воду, получать концессии на шахты, на добычу минерального топлива и т. д. Государство могло предоставлять такое же право иностранцам при условии, что они заявят в Министерство иностранных дел о своем согласии считать их в отношении соответствующего имущества в качестве мексиканцев. Таким образом, становилась несостоятельной “правовая” аргументация, которую неоднократно использовали правящие круги США для того, чтобы оправдать вооруженные вмешательства в латиноамериканские республики под предлогом “защиты жизни и собственности американских граждан”.

     Мексиканская  Конституция впервые в Латинской  Америке прямо предусмотрела проведение аграрной реформы. Провозглашалось, что в целях “более справедливого распределения государственного имущества” должны осуществляться “необходимые меры” для раздробления латифундий, развития мелкой земельной собственности, образования новых сельскохозяйственных общин. Были объявлены недействительными произведенные при П. Диасе конфискации общинных индейских земель.

     Общины, не имевшие достаточного количества земли, могли наделяться ею из государственного земельного фонда. Специальные комиссии должны были изымать в этот фонд присвоенную крупными латифундистами крестьянскую и государственную землю.

     Конституция предписывала в целях “справедливого распределения общественных богатств” принятие необходимых законодательных мер по раздроблению латифундий, развитию мелкой земельной собственности, образованию новых сельскохозяйственных общин (“эхидос”).

     Федеральный конгресс и законодательные органы в штатах должны были в соответствии с Конституцией определить максимальную норму частного земельного владения. Нельзя было посягать лишь на мелкую земельную собственность, таковой, по Конституции, объявлялось владение, не превышающее 100 га орошаемой земли. В ст. 27 содержалось также указание на то, что религиозные организации не могут приобретать недвижимое имущество, владеть таковым или принимать его в залог.

     На  основе ст. 27 была осуществлена, хотя и  растянувшаяся на долгие годы и во многих отношениях непоследовательная, аграрная реформа, способствовавшая перераспределению земли в пользу общинного сектора, но при доминировании хозяйства капиталистического типа.

     Отражая антимонополистические настроения пришедшей к власти национальной буржуазии, Конституция впервые в практике мирового конституционализма запретила (ст. 28) монополии и “монополистическую практику ограничения торговли”. Здесь же с учетом негативной практики применения антитрестовских законов в США прямо указывалось, что “не являются монополиями объединения рабочих, организованные для защиты их собственных интересов”.

     Конституция Мексики раньше, чем это имело  место даже в развитых странах Запада, признала важные социальные права трудящихся. Специальный раздел “О труде и социальном обеспечении”, состоявший из одной, но детализированной статьи (ст. 123), стал основой для принятия специального кодекса законов о труде. В этом разделе предусматривались 8-часовой рабочий день, особые условия труда для женщин и подростков, еженедельный день отдыха и ежегодный отпуск, послеродовой отпуск для женщин и т. д. Зарплата не должна была впредь выплачиваться товарами, чеками и расписками. Впервые в перечень прав, провозглашаемых конституциями, включались право рабочих объединяться в профсоюзы и право на забастовку, хотя последнее и ослаблялось рядом оговорок: забастовки не должны сопровождаться “актами насилия” или иметь иные цели, кроме как достижение “равновесия между различными факторами производства” и т. п.

     Конституция 1917 г. приспособила к новым историческим условиям ту модель государственной организации, которая в основных своих чертах была создана еще по конституциям 1824 и 1857 гг. “Мексиканская модель государства исходит из федерализма, порожденного в свое время глубокой экономической и политической децентрализацией страны. В XX в. в связи с быстрым развитием капитализма в экономической и политической жизни Мексики тенденции к централизации власти являются доминирующими. Однако федерализм уже традиционно вошел в государственную и правовую практику страны.

     В рамках Конституции 1917 г. федеральное устройство получило даже дальнейшее развитие. Конституция признает суверенитет штатов и их право на самостоятельную конституцию, но приоритет федерации в политической жизни страны является очевидным и обеспечивается с помощью целого ряда конституционных и неконституционных механизмов, в частности, института так называемой федеральной интервенции. Верховная власть в федерации организуется согласно принципу разделения властей, который давно укоренился в латиноамериканских республиках, хотя и продемонстрировал неспособность достичь той цели, ради которой он введен, т. е. предотвратить концентрацию власти в одних руках, а следовательно, и авторитаризм.

     Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную власть.

     По  традиции, свойственной разделенной  федеральной власти, Конституция  Мексики на первое место выдвигает  законодательную власть, скрупулезно  определяя структуру и компетенцию Федерального конгресса, организацию и специальные полномочия палаты депутатов и сената, порядок разработки и утверждения законов и т. д.

Информация о работе Особенности конституций Латинской Америки