Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям;
проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;
исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в РФ путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев . 5
Приобретение статуса беженца или вынужденного переселенца . . . .10
Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . .15
Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца . . . . . . . . . .17
Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 62.12 Кб (Скачать)

Оглавление:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    1. Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев . 5
    2. Приобретение статуса беженца или вынужденного переселенца . . . .10
    3. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . .15
    4. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца . . . . . . . . . .17
  2. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема вынужденной  миграции из различных стран является в последние годы России одной  из наиболее насущных. Потребовались качественно новые нормативно-правовые акты, регулирующие статус беженца в Российской Федерации, появилось новое для российского права понятие «вынужденный переселенец». Южный федеральный округ в силу своего геополитического положения ощутил данную проблему наиболее остро и оказался на первом месте по приему вынужденных мигрантов. Основные Федеральные законы, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г., и разработанные позже нормативные акты о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев и беженцев не отражают объективную ситуацию, складывающуюся из правовых и социальных проблем вынужденных мигрантов. Проблемы реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца и правоприменительная практика в этой сфере являются весьма актуальными как для Южного федерального округа, так и для России. Возникла острая необходимость в определении и решении основных проблем реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца, т. к. значительная часть граждан, проживающих на территории Российской Федерации, уже длительное время так и не смогла реализовать свои права в полном объеме. В Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ1 указывается, что содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. Таким образом, принятые за последние годы нормативно-правовые акты не способствуют решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев, получивших статус в соответствии с ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах». Существенные пробелы в законодательстве, касающиеся реализации конституционных прав беженцев и вынужденных переселенцев, отсутствие механизмов защиты имущественных прав мигрантов и недостаточное использование международно-правовых средств защиты непосредственно мигрантами определило необходимость исследования способов реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца.

Объектом исследования данной темы стали миграционные процессы на территории стран. Что касается предмета исследования, то им, несомненно, является международно-правовое, политическое и социальное положение беженцев и вынужденных переселенцев в государственной системе Российской Федерации.

Цель курсовой работы –  исследовать проблему беженцев и  вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано  с решением целого ряда исследовательских  задач, главными из которых являются:

  1. дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям;
  2. проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;
  3. исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в РФ путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;
  4. дать оценку реализации законодательства о беженцах в реальном социально-политическом положении России и ее регионов.
  5. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
    1. Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев

  Как и любая другая  демократическая страна, Россия  в настоящее время сталкивается  с проблемой миграции.

Законодательство закрепляет в отношении таких людей два  правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый – Федеральным  законом о беженцах (в ред.от 22.08.2004г.) и второй- Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции  от 23.12.2003 №186-ФЗ.)

  ФЗ «О беженцах» определяются основания  и порядок признания  беженцем на территории  РФ, установление экономических, социальных  и правовых гарантий защиты  прав  и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными  принципами и нормами  международного права  и международными договорами РФ. Порядок принятия решения о признании лица беженцем ил вынужденным переселенцем детально определяют ведомственные акты Федеральной миграционной службой России2.

    Беженцами признаются  лица, не имеющие российского  гражданства, прибывшие или желающие  прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

  Статья 1  Закона гласит, что  беженец -  это лицо, которое  не является   гражданином  Российской Федерации и которое  в силу  вполне  обоснованных  опасений   стать  жертвой   преследований по признаку  расы,  вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности  к определенной  социальной группе   или политических убеждений  находится   вне страны своей  гражданской принадлежности и не может пользоваться   защитой этой страны  или не желает пользоваться  такой защитой вследствие таких   опасений, или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего  прежнего обычного  местожительства в результате подобных   событий, не может или не желает   вернуться в нее  вследствие  таких опасений.

  Беженцем не может  быть признано лицо, совершившее  преступление против мира, человечности, военное преступление или другое  тяжкое  преступление неполитического  характера. Правовой статус беженцев  регулируется Международной конвенцией  о статусе беженцев3, принятой 28 июля 1951г., к которой в 1992г. присоединилась и Россия.

  Лицо, ходатайствующее   о признании беженцем - это лицо, которое  не является  гражданином  РФ и заявляет о желании  быть признанным  беженцем по обстоятельствам, предусмотренным  подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи из числа:

  1. иностранных граждан, прибывших  или  желающих прибыть  на территорию Российской Федерации;
  2. лиц без гражданства, прибывших  или  желающих  прибыть на территорию Российской Федерации;
  3. иностранных граждан и (или)  лиц без гражданства, прибывших на территорию  Российской Федерации на законном основании.

  Ходатайство лица, желающего  получить статус беженца, рассматривается  компетентными органами, которые  при наличии необходимых данных  выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав.

Временное убежище – это возможность иностранных граждан или лица без гражданства пребывать на территории РФ в соответствии со ст.13настоящего ФЗ, с другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ.

  Место временного  содержания -  это  место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в пункте пропуска через Государственную  границу РФ;  центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцем и членов  их семей на территории  РФ. Лицу, признанному беженцем и достигшему  возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается  удостоверение о признании его беженцем. Выданное удостоверение действительно на всей территории РФ и является основанием для регистрации. Лицо признается беженцем на срок  до 3-х лет.

Лицо, признанное беженцем, имеет те же права, что  были у  него при наличии свидетельства, а также право на работу по найму  или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ, социальную защиту, социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ, получение содействия в устройстве детей в государственные муниципальные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, а также участие  в общественной деятельности  наравне с гражданами РФ и  право на выезд  на место жительства  в иностранное государство и добровольное  возвращение  в государство своей гражданской принадлежности.

  Кроме того, правовое положение беженцев на территории РФ регулируется  Постановлением  Правительства  РФ « Об утверждении общего положения  о месте  временного содержания лиц, ходатайствующих  о признании беженцами»4.

  Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется   Законом «О вынужденных переселенцах»5. Настоящий Закон определяет  статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые  гарантии защиты  их прав  и законных интересов  на территории Российской Федерации  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, общепризнанными  принципами  и нормами  международного права  и международными  договорами  Российской Федерации.

  Статья 1  настоящего  Закона дает  определение  понятия  «вынужденный  переселенец». Так,  в ней записано:

  1. вынужденный  переселенец - гражданин  Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его  или членов его семьи насилия или преследования в иных формах  либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности  к определенной  социальной  группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения  враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых  нарушений общественного порядка.
  2. По обстоятельствам, предусмотренным  пунктом 1 настоящей  статьи, вынужденным  переселенцем   признается:
    1. гражданин  Российской Федерации, вынужденный покинуть  место жительства  на территории иностранного  государства и прибывший   на территорию  Российской Федерации;
    2. гражданин  Российской Федерации, вынужденный  покинуть место жительства  на территории одного   субъекта  Российской  Федерации  и прибывший  на территорию  другого  объекта  Российской Федерации.
  3. Вынужденным  переселенцем также  признается  иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно  проживающие  на законных  основаниях  на территории  Российской Федерации  и изменившие  место  жительства в пределах  территории  Российской Федерации  по обстоятельствам, предусмотренным  пунктом 1 настоящей статьи.
  4. Вынужденным переселенцем   признается также  гражданин  бывшего  СССР,  постоянно  проживавший  на территории республики, входившей  в состав СССР, получивший  статус  беженца  в Российской  Федерации и утративший  этот статус  в связи  с приобретением  гражданства Российской  Федерации, при наличии  обстоятельств, препятствовавших  данному лицу  в период  действия  статуса  беженца  в  обустройстве  на территории Российской  Федерации.

   Однако, существует  и ряд  обстоятельств, по  которым лицо  не может быть  признано  вынужденным переселенцем, в частности: 

  • при совершении  лицом преступления  против мира,  человечности  или другого тяжкого   преступления, признаваемого  таковым  законодательством  Российской Федерации;
  • в случае не обращения  по уважительным причинам с ходатайством о признании  его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня  утраты  статуса беженца в связи с приобретением        гражданства  Российской  Федерации;
  • в случае, когда  лицо   покинуло   место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера.

  Лицо, покинувшее  место жительства по обстоятельствам, которые  предусмотрены п.1 ст.1 настоящего Закона и претендующее на признание  его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного  представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным

переселенцем в территориальный  орган миграционной  службы по месту  своего  нового  пребывания. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

  Органы исполнительной  власти уполномочены  на местах  проживания  вынужденных переселенцев:

  1. предоставлять вынужденному переселенцу полный перечень  населенных пунктов, рекомендуемых  для постоянного проживания и информацию об условиях  проживания  и о возможностях  трудоустройства в этих населенных пунктах;
  2. включать вынужденного переселенца  в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации  в список граждан  на  получение   жилья независимо  от срока проживания в данной местности;
  3. оказывать вынужденному переселенцу помощь  при вступлении  в жилищный кооператив, помощь   в индивидуальном жилищном   строительстве, включая предоставление ( приобретение) земельного участка  и приобретение  строительных материалов  в установленном порядке;
  4. предоставлять  вынужденному переселенцу, нуждающемуся  в улучшении  жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья;
  5. содействовать вынужденным переселенцам  в организации компактных поселений на территории Российской  Федерации  в строительстве жилья,  создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест  в местах компактных поселений;
  6. предоставлять  в первоочередном порядке  одинокому   переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе место в учреждении социальной защиты населения;
  7. оказывать содействие  в  устройстве   детей вынужденного  переселенца  в государственные  или муниципальные  дошкольные   и  общеобразовательные учреждения, учреждения начального и профессионального образования;

Информация о работе Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации