Лиссабонский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:11, реферат

Описание работы

За более чем полувековое свое существование ЕС превратился в крупнейший международный экономический и политический центр. В его состав входят в настоящее время 27 европейских государств. На очереди прием еще ряда стран, получивших статус государств - кандидатов на вступление. Население ЕС достигло полумиллиарда человек. Его территория составляет 4 241 500 кв.км. Вполне естественно, что программа реформ, подлежащих осуществлению в предстоящие годы внутри ЕС, имеет весьма серьезные международные последствия.

Содержание

1.1. История создания…………………………………..............................3
1.2. Основное содержание Лиссабонского договора…............................4
1.3. Значение договора для ЕС и России...………………………............9
1.4. Список используемой литературы……………….............................11

Работа содержит 1 файл

Treaty of Lisbon.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
 
 
 

      Реферат

      на  тему: « Лиссабонский договор» 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

      1.1.  История создания…………………………………..............................3 

      1.2. Основное содержание Лиссабонского договора…............................4 

      1.3.  Значение договора для ЕС и России...………………………............9 

      1.4. Список используемой литературы……………….............................11 

 

      1.1. История создания 

     За более чем полувековое свое существование ЕС превратился в крупнейший международный экономический и политический центр. В его состав входят в настоящее время 27 европейских государств. На очереди прием еще ряда стран, получивших статус государств - кандидатов на вступление. Население ЕС достигло полумиллиарда человек. Его территория составляет 4 241 500 кв.км. Вполне естественно, что программа реформ, подлежащих осуществлению в предстоящие годы внутри ЕС, имеет весьма серьезные международные последствия.

     После увеличения стран- членов ЕС с 15 до 25 в 2004 году, Союз  становился все менее  управляемым, недостаточно демократичным, транспарентным, способным гибко реагировать на вызовы современности. Вот почему давняя мечта о Конституции для Европы стала пониматься многими как практическая необходимость. После нескольких лет весьма демократической по форме разработки проекта текста Конституции он был официально подписан руководителями всех государств-членов. Его осталось ратифицировать в соответствии с национальными законодательствами каждой страны, входящей в Союз.

     В процессе ратификации 18 стран проект поддержали; а референдумы во Франции и Голландии в 2005 г. дали отрицательный результат. Это объяснялось слишком быстрым принятием в Союз менее развитых стран Центральной и Восточной Европы, объявлением Турции в качестве кандидата на вступление в ЕС, застоем в экономике, ростом безработицы, непопулярностью правительств этих стран.

     Процесс ратификации был приостановлен  и объявлен «период размышления», из которого уже летом 2007 г., благодаря  усилиям, прежде всего, Германии, удалось  выйти. Изменения, предусмотренные  проектом Конституции, были жизненно необходимы для Евросоюза, ее принципиальные положения были согласованы между всеми участниками, а некоторые из них начинали реализовываться на практике.

     Поэтому большинство норм Конституции с  небольшими сокращениями, оговорками и исключениями (по вызывающим наибольшие противоречия и для наиболее проблемных стран) было решено «разбросать» в виде обычных поправок по текстам учредительных договоров «старого» Союза. Слово «Конституция» в новом договоре не использовалось, а внешние признаки государственности в виде флага, гимна, девиза, знака евро, европейского закона были из него изъяты. Скорейшее осуществление «необходимых внутренних реформ» рассматривалось в заключениях Европейского совета в качестве безусловного приоритета Союза.  Все было сделано для того, чтобы новый документ внешне не был похож на старый, но содержал все основные положения, необходимые для функционирования нового Союза, которые присутствовали в проекте Конституции.

      «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» был подписан 13 декабря в столице Португалии, Лиссабоне, лидерами 27 государств-членов ЕС . 
 
 

     1.2. Основное содержание  Лиссабонского договора

     I. Структурные изменения

  1. Упраздняется созданная в Маастрихте структура трех опор и, соответственно, прекращают существование Европейское сообщество и Евратом. Европейский союз становится единственной интеграционной структурой и получает статус юридического лица, в том числе и широкую международную правосубъектность. При этом сохранятся два учредительных договора: Договор о Европейском союзе и Договор о функционировании Европейского союза (так отныне называется Договор об учреждении Европейского сообщества). Союз становится более сплоченным, единым с точки зрения его функционирования - упраздняется структура трех опор. Однако отмена трех опор отнюдь не отменила проявившуюся в 1990-е годы в ЕС тенденцию нарастания разнообразия методов управления. Лиссабонский договор выделяет около 30 сфер компетенции, причем некоторые из них столь обширны, что в зависимости от методов регулирования фактически распадаются на несколько отдельных частей. Так что реально ЕС состоял не из трех опор, а из 20-30 “подопор”, и они сохранены в Лиссабонском договоре. Российский исследователь М. Энтин справедливо заметил, что даже Конституция не устраняла “своеобразия процедур, компетенции и распределения полномочий между институтами ЕС в зависимости от предметов ведения”. Это еще более справедливо в договора. В подтверждение половинчатого характера отказа от структуры трех опор нужно отметить, что Суд ЕС по-прежнему лишен компетенции в сфере ОВПБ/ЕПБО и существенно ограничен в своих возможностях контролировать действия государств-членов, вытекающие из коммунитарных обязательств по поддержанию порядка, безопасности и законности.
  2. Исчезает деление на право Сообществ и право Союза. Правовую основу ЕС образуют два обновленных учредительных акта: Договор о Европейском Союзе (ДЕС) и Договор о функционировании Европейского Союза (ДФЕС). Оба акта имеют одинаковую юридическую силу. ДЕС содержит постановления, закрепляющие основные устои, принципы, цели и задачи ЕС. Он определяет институциональную структуру ЕС и общие начала ее построения и функционирования. В этом Договоре предусматривается организация продвинутого сотрудничества и закрепляются общие принципы внешнеполитической деятельности Союза, а равно специальные положения, относящиеся к общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ). В ДФЕС воспроизводятся и уточняются положения, ранее входившие в Договор об учреждении Европейского сообщества. Определяются сфера ведения и компетенция Союза, характеризуются общие направления политики ЕС, систематизируются положения, определяющие пространство свободы, безопасности и законности. В большем или меньшем объеме регулируются все сферы, относящиеся не только к исключительной компетенции, но и к сфере совместного ведения Союза и государств-членов. Регулируется порядок осуществления внешних связей ЕС. Определяются основные начала построения и деятельности институтов ЕС, закрепляются финансовые положения, регулирующие, в частности, порядок формирования и исполнения бюджета ЕС. Принцип верховенства права Европейского Союза над правом государств-членов, который был непосредственно закреплен в ст. I-6 проекта Конституции, перенесен в Декларацию № 17 Межправительственной конференции 2007 г., которая не имеет юридически обязательной силы. Тем не менее, этот принцип еще с начала 1960-х гг. закреплен в сложившемся прецедентном праве Суда Европейских сообществ и весьма последовательно применяется на практике.

     К учредительным договорам прилагается  ряд протоколов, как обновленных  и приспособленных к новой  правовой основе ЕС, так и разработанных  специально в качестве приложения к  основополагающим актам. Они образуют неотъемлемую составную часть самих учредительных договоров. Это Протокол о роли национальных парламентов; Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности; Протокол о Еврогруппе; Протокол о переходных положениях, относящихся к институтам и органам Союза; Протокол, устанавливающий Статут Суда ЕС (к последнему приложено и постановление об образовании Суда по делам гражданской службы ЕС); Протокол, устанавливающий Статут Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, и др. Несколько десятков различных по своей природе деклараций либо разъясняют отдельные положения учредительных договоров, либо формулируют позицию отдельных государств по тем или иным вопросам. Нередко содержащиеся в них оговорки могут иметь значительные правовые последствия.

     3. Лиссабонский договор в ст. 5 Договора  о ЕС систематизировал основные  принципы компетенции Европейского Союза, впервые четко обозначив в учредительных документах важнейший принцип функционирования этой организации политической власти — принцип наделения компетенцией. Он подчеркивает договорное происхождение, природу и источник властных полномочий Союза. Из этого принципа следует, что ЕС не вправе выходить за пределы предоставленной ему государствами-членами компетенции. Он обязан строго руководствоваться в своей деятельности целями и принципами, зафиксированными в учредительных договорах, а вся остаточная компетенция сохраняется за государствами-членами.

II.Институцианальные изменения

Была  осуществлена долгожданная широкомасштабная институциональная реформа, способствующая усилению эффективности, координации действий и дальнейшей демократизации Союза. Была уточнена трехуровневая система управления Европейским Союзом, состоящая из институтов, наделенных властными полномочиями, других органов (создаваемых на основании учредительных документов и по решению институтов) и новой категории, названной учреждениями (которые ранее рассматривались как разновидность органов).

     В число институтов добавлено два  новых — Европейский Совет  и Европейский центральный банк. Европейский Совет, расположенный  в перечне институтов сразу после  парламента, является высшим органом политического руководства и координации. Можно согласиться с мнением

     Л.М. Энтина, что «Европейский Совет все больше выступает в качестве верховного арбитра при определении и проведении политического курса ЕС». Он приобрел право принятия юридически обязательных решений, но формально не наделен полномочиями по принятию законов, направленных на унификацию или гармонизацию национального права государств-членов.

     В Европейском Совете создан новый  пост постоянного председателя (президента), избираемого из своего состава квалифицированным большинством голосов на 2,5 года с правом одного переизбрания. Это позволяет синхронизировать деятельность этого высокопоставленного руководителя Союза с пятилетним мандатом Комиссии и со сроком легислатуры парламента. Политику в реальной жизни делают конкретные личности. Поэтому большая персонализация Европейского Союза может придать ему более «человеческое» лицо, которое понятнее и ближе населению и подчас удобнее для представления Союза на международной арене. Предполагается, что роль постоянного председателя Европейского Совета может быть сопоставима с позицией главы государства при парламентарной форме правления.

     То, что первым постоянным председателем  Европейского Совета был избран до того малоизвестный в мире премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей, личность не столько харизматичная, сколько способная к достижению компромиссов, говорит о том, что сначала на эту должность боятся возлагать слишком большие полномочия и не хотят дополнительно «пугать» суверенные государства, решившиеся все-таки ратифицировать Лиссабонский договор. В то же время эта должность может и скорее потенциально призвана стать центральной в системе институтов и органов обновленного Союза. Теоретически она может быть совмещена с должностью председателя Комиссии. Какой будет реальная роль председателя Европейского Совета, впервые приступившего к исполнению своих обязанностей 1 января 2010 г., покажет только развитие событий в будущем, и совсем необязательно в ближайшем.

     Должность, которая в проекте Конституции называлась министром иностранных дел, из предосторожности обозначена в Лиссабонском договоре Верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности (ст. 18 Договора о ЕС). По должности он одновременно будет заместителем председателя Европейской Комиссии и председателем совета по иностранным делам, что сделает его одним из самых влиятельных официальных лиц Союза. Под его руководством планируется сформировать Европейскую внешнеполитическую службу, где будет работать весьма многочисленный штат, формируемый из сотрудников аппарата Комиссии, Генерального секретариата Совета ЕС, кадровых дипломатов ЕС и министерств иностранных дел государств-участников.

     Подобно ситуации с постоянным председателем Европейского Совета впервые на должность Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности была избрана мало кому известная английская баронесса Кэтрин Эштон. Она приступила к исполнению своих обязанностей 1 декабря 2009 г. в момент вступления договора в силу. Этим назначением постарались внешне минимизировать ущерб, нанесенный Лиссабонским договором драгоценным национальным суверенитетам государств — членов Союза и при этом продемонстрировать уважение к такому, требующему особого подхода члену Союза, как Великобритания

     В редакции Лиссабонского договора число  депутатов парламента не должно превышать 751. Установлено минимальное представительство  от государства — 6, и максимальное — 96 депутатов. Законодательные полномочия парламента существенно возрастают. По большинству вопросов он приобретает равные с Советом права в законодательном процессе. В результате достигается большая демократизация и легитимизация Европейского Союза в глазах населения.

     Совет, который сегодня является главным законодательным органом Союза, займет, в соответствии с положениями Лиссабонского договора, более равное положение с парламентом. Наиболее важное изменение, касающееся Совета, связано с механизмом принятия решений. Так, сфера вопросов, по которым требуется единогласие в Совете (состоящем ныне из 27 членов), Лиссабонским договором существенно сокращается, а общим правилом принятия решений становится квалифицированное большинство. «Новое» квалифицированное большинство потребует выполнения двух условий: проект должен быть поддержан не менее 55% государств — членов Совета, а население проголосовавших «за» стран должно насчитывать не менее 65% населения всего Европейского Союза. Этот процесс подчеркивает своеобразную природу ЕС как союза государств и народов (состоящих из граждан). Новое правило двойного большинства должно в основном вступить в силу с ноября 2014 г. и окончательно — с 1 апреля 2017 г. По некоторым другим вопросам Совет будет принимать решения абсолютным большинством своего состава (14 из 27 стран). От действующего еще с 1950-х гг. запутанного метода «взвешенного голосования» Договор о реформе будет, как отмечено выше, поэтапно отказываться.

     Должность Председателя Совета, которая ранее  замещалась на шестимесячный срок одним  из государств-членов в порядке ротации, в соответствии с Лиссабонским договором становится коллективной должностью, которую будут занимать одновременно три государства, но в течение уже 18 месяцев. Обязанности будут соответствующим образом распределены между ними, и государства подлежат строгой ротации. Это должно придать институту председательства в Совете коллективный и более эффективный характер.

Информация о работе Лиссабонский договор