Лиссабонский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:42, реферат

Описание работы

Лиссабонский договор и изменения, которые он внес в структуру ЕС

Работа содержит 1 файл

Лиссабонский д-р.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Тема 5

ЛІСАБОНСЬКИЙ  ДОГОВІР (ДОГОВІР  ПРО РЕФОРМИ)

5.1. Історія розробки  Конституційного  Договору єс Європейський  Конвент

  Конституционный строй ЕС определяется учредительными договорами, наиболее важными из которых  является Договор о Сообществе 1957 г. и Договор о ЕС 1992 Проект Конституционного Договора ЕС 2004 г. является консолидацией этих 2 договоров и изменениями, которые были внесены Амстердамским и Ниццким договорами.

  В связи с обретением членства в  ЕС в 2004 г. и 2007 г. 12 новых государств-членов возникла необходимость в пересмотре основ конституционного строя ЕС. Ни один из существовавших тогда учредительных договоров не обеспечивал достаточное регулирование деятельности нового расширенного Европейского Союза. Существовала необходимость в реформировании процедуры голосования, а также консолидации и упрощения существующих учредительных договоров ЕС. На заседании Европейского Совета в г. Ницца (Франция) 2000 г. было заявлено о необходимости реформирования европейского конституционного законодательства. В частности, принята в Ницце декла-рация определила следующие 4 основные направления дальнейших конститу ¬ ционных реформ в ЕС:

  1) четкое разделение полномочий  и компетенции между ЕС и  государствами-членами;

  2) определение статуса Хартии основных  прав ЕС;

  3) консолидация и кодификация существующих  учредительных догово ¬ ров  ЕС;

  4) усиление роли национальных парламентов  государств-членов Европейского  Союза.

  Лаакенська  декларация 2001 подтвердила стремление государств-членов совершенствовать правовые основы ЕС на основании принципов демократичности, прозрачности и эффективности. Этот документ установил Европейский Конвент, основной целью которого было разработать проект Конституционного договора ЕС, который должен быть позже рассмотрен на межправительственном конференции и принят Европейским Советом.

  В состав Европейского Конвента вошло 105 членов во главе с бывшим президентом  Франции Валери Жискар д'Эстен. Члены  Европейского Конвента представляли национальные парламенты государств-членов ЕС и  государств-кандидатов ЕС, членов Европейского парламента, Европейской Комиссии и представ ¬ ников глав государств и правительств. Обсуждение текста проекта Кон ¬ конституционных Договора ЕС осуществлялось под руководством Пре ¬ зидии в составе 13 человек; председателя и 2 его заместителей. Первое собрание Европейского Конвента состоялось 28 февраля 2002 г., впоследствии встречи проходили в форме пленарных заседаний что ¬ лунно течение 15 месяцев. Пленарные заседания проходили в рабочих группах, каждую из которых возглавлял член Президиума. Заседаний Кабинета Ми ¬ ставление Европейского Конвента были публичными и проходили в здании Европейского парламента в Брюсселе. 

При разработке текста Конституционного Договора ЕС ос-новных проблемными вопросами  оказались распределение голосов в Совете Министров и упоминание о христианстве в преамбуле проекта Конституционного Договора ЕС. В частности, государства-члены ЕС считали несправедливым, что Испания и Польша имели по 27 голосов в Совете Министров, в то время как государства-члены с большим количеством населения, такие как Великобритания, Италия, Германией ¬ на и Франция, получили всего по 29 голосов . Бельгия и Франция протестовали против признания приоритета христианской традиции в Европе, о чем упоминалось в преамбуле проекта Конституции ¬ ного Договора ЕС. Впоследствии, формулировки в преамбуле было изменено на "общность культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы". Это решение вызвало осуждение Ватикана, однако было одобрено Турцией как государством-кандидатом в члены ЕС. Разработан Европейским Конвентом проект Конституционного Договора ЕС обсуждался на Межправительственной конференции представителей 25 государств-членов ЕС, Европейской Комиссии и Европейского Парламента. На заседании также присутствовали представители того времени 3 государств-кандидатов в члены ЕС - Болгарии, Румынии и Турции.

Окончательный текст Конституционного договора ЕС после его обсуждения в Европейском  Совете подписали в Риме 29 октября 2004 г. представители государств-членов Европейского Союза.

После неудачной ратификации Конституционного Договора на национальных референдумах в Голландии и Франции возникла не-мость в качественном пересмотре общих правовых положений функционирования единого конституционно-правового  механизма ЕС. Несмотря на то, что большинство государств-членов ратифи ¬ ковали Конституционный Договор ЕС, необходимость единогласного решения относительно процедуры внесения изменений и дополнений в уста ¬ новчи договоры ЕС препятствовало тому, чтобы Конституционный Договор ЕС вступил в силу. Европейский Совет принял реше ¬ ния об установлении "периода рефлексии", в течение которого планировалось обсудить будущее конституционного развития в ЕС и утвердить план дальнейших действий. Официально "период рефлек ¬ сии" завершился в январе 2007 г.

В марте 2007 г. к 50-летию Договора о Сообществе (Римского Договора) государства-члены  приняли Берлинскую декларацию, в  которой провозгласили свое намерение  сделать все воз ¬ ливе для  достижения согласия по новому учредительным  договором еще до проведения выборов в Европейский Парламент 2009 г . С этой целью еще до принятия Берлинской декларации была создана специальная рабочая группа по редактированию текста Консти ¬ туцийного Договора ЕС. В июне 2007 г. специальная рабочая группа представила официальный текст нового учредительного договора французски. Текст договора был сокращен с 63 тысяч слов и 448 статей Конституционного Договора ЕС до 13 тысяч слов и 70 статей. Берлинская декларация установила новые временные рамки для принятия нового договора.

21 июня 2007 в Брюсселе состоялось заседание  Европейского ¬ ской Рады, где  было принято окончательное решение  о разработке нового договора  вместо Конституционного Договора  ЕС (К ¬ говора о реформе). Достигнуто  соглашение об организации Межправительственной конференции глав государств-членов ЕС, по усу ¬ ние части той конституционной терминологии и других спор ¬ них аспектов текста Конституционного Договора ЕС, которые были неприемлемы для некоторых государств-членов ЕС. Европейский Совет предложила Межправительственной конференции глав государств-членов ЕС дополнить положения нового договора ключевым (основным), пунктами конституционных реформ, предусмотренных Конституций ¬ ним Договором ЕС. Было также рекомендовано предоставить больше возможностей для государств-членов относительно временного незастосу-ния положений договора в некоторые законодательные сферах, а также подчеркивалось, что новая система голосования в институтах ЕС не должна применяться к 2014 г. Предполагалось, что Договор о Реформы должен одновременно дополнять Договор о ЕС и Договор о Сообществе, однако, не объединяя в себе эти учредительные договоры. Было принято решение о пе ¬ рейменування Договора о Сообществе на "Договор о деятельности Европейского Союза". Планировалось, что текст нового договора не будет включать Хартию основных свобод ЕС, однако для предоставления й юридической силы, новый договор должен иметь соответствующую ссылку на нее в своем тексте.

5.2. Підписання Лісабонського  Договору

23 июля 2007 Межправительственная конференция глав государств-членов ЕС начала разработку нового учредительного договора. Межправительственная конференция глав государств-членов ЕС подготовила документ под названием "Проект Договора, дополняющий Договор о Европейском Союзе и Договор о Европейском Спивтова ¬ риство". К работе конференции были привлечены представители правительств государств-членов и ученые-юристы, представители Европейского парламента. Официальное закрытие конференции состоялось 18-19 октября 2007 г. на заседании Европейского Совета в г. Лиссабон (Португалия), где происходили заседания Межправительственной конференции глав государств-членов ЕС. По примеру учредительных договоров ЕС (Маастрихтский Договор, Амстердамский К-говор, Ниццкий Договор), новый договор получил неофициальное название "Лиссабонский договор". Подписанию проекта Лиссабонского Договора участниками Межправительственной конференции глав государств-членов ЕС предшествовал ряд компромиссов, достигнутых в момент, в частности, Италия получила дополнительное место для своего представителя в Европейском Парламенте (вместе с тем, чтобы не превысить максимальное количество депутатов Европейского парламента (750 мандатов) , Президент Европейских ского парламента отныне не является депутатом), Польша добилась сохранения благоприятной для нее процедуры голосования, а Авст-рия - отложении рассмотрения иска ЕСН по незаконному установлению австрийским правительством квот на прием студентов из других государств-членов в австрийских университетов.

Изменения в сфере внешней политики, закрепленных в Лиссабон-ском договоре, по своему значению сравнивают с образованием Общего рынка Сообщества, введением единой европейс ¬ ской валюты евро и усилением сотрудничества государств-членов в сфере юстиции и внутренних дел.

5.3. Структура та зміст Лісабонського Договору. Основні положення

 
 
Лиссабонский  договор фактически переносит главные  поло ¬ жения и новеллы Конституционного Договора ЕС в учредительные договоры ЕС.

 
 
Лиссабонский  договор состоит из нескольких частей:

 
 
а) преамбулы;

 
 
б) изменений в Договор о ЕС (ст. 1);

 
 
в) изменений в Договор о Европейском  Сообществе (ст. 2) -

 
 
д) заключительных положений (ст.ст. 3-7);

 
 
е) протоколов;

 
 
ж) деклараций государств-членов.

 
 
Таким образом, в отличие от Конституционного Договора ЕС имевший целью консолидацию всех учредительных договоров Ес 'Лиссабонский Договор их просто дополняет. Для дальнейшего применения Лиссабонский договор будет содержать перекрестные ссылки на существующие учредительные договоры ЕС. Однако это опять вызывает негативные отзывы критиков договора, которые считают, что это сделает текст неудобным для чтения и непонятным для граждан Европейского Союза.

 
 
Как и Конституционный Договор ЕС Лиссабонский договор пе-редбачае придания юридической силы провозглашенной в 2000 г. Хартии основных прав ЕС, предоставление широких полномочий Европейского ¬ ском Парламента, введение новой должности Президента Европейского ¬ ской Рады и закрепление за ЕС статуса юридического лица, что дает возможность ЕС выступать стороной в международных догово ¬ рах и спорах.

 
 
Лиссабонский  договор вносит некоторые изменения  в названии учредительных договоров  и названии и статусе некоторых  институтов ЕС. В частности, К ¬  говор о Европейском Сообществе отныне именоваться "Договор о деятельности Европейского Союза". По Европей ¬ ской Радой и ЕЦБ будет закреплен статус официальных ин ¬ тутив ЕС; Совет Министров в Лиссабонском договоре фигурирует как "Рада" или "Совет Министров"; ЕСН отныне называться "Суд Правосудия Европейского Союза"; в Лиссабонском договоре фиксируется название "Европейская Комиссия ". Одной из главных новелл Лиссабонского договора является упразднение Европейского Сообщества и создание Европейского Союза, как международ ¬ ации организации на правах юридического лица.

 
 
Было  решено не закреплять в тексте Лиссабонского  Договора признаков государственности, например, единых символов ЕС (флага, гимна  и девиза). Однако, в действительности, все символы ЕС уже давно существуют и используются. Кроме того, решено отклонить предложение о переименовании актов вторичного законодательства Сообщества в "законы" ЕС.

 
 
Согласно  Лиссабонскому договору сфера внешней  политики входит в компетенцию ЕС, где необходимо единогласное решение  всех государств-членов для принятия окончательного решения. Как шаг к сокращению количества членов Европейской Комиссии должность Высокого представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности объединяется с постом Европейского коми ¬ сара по внешним отношениям и европейской политике добросу-

 
 
сидства. Высокий представитель ЕС по общей  внешней поли-

 
 
тики  и политики безопасности становится вице-президентом Европейской Комиссии и возглавляет вновь созданную  Европейскую зовнишньополитич ¬  ну службу (англ. Еигореап ЕхиегпаИ Асииоп 5еп> ИПЭ). Однако, полно ¬ уполномочивается и решения Высокого представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности не могут влиять на обязательства и полномочия, которые уже существуют со стороны каждого из государств-членов ЕС относительно ведения своей внешней политики и регулирования отношений с другими странами, а также на участие государств-членов в международных организациях, включая членство в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН).

 
 
В Лиссабонском договоре значительно расширяются полномочия-ния Европейского Парламента. Процедура принятия совместных решений, действующий в большинстве сфер деятельности ЕС, после ратификации Лиссабонского договора будет распространяться на все сферы политики ЕС; это означает, что объем полномочий Европейского Парламента останется неизменным, как и полномочия Совета Министров, но добавлены полномочия Европейского парламента по принятию бюджета ЕС .

 
 
В Лиссабонском договоре усилена роль национальных пар-ламент государств-членов в проведении любых реформ в ЕС, а также о рассмотрении новых заявлений о членстве в ЕС. Национальным парламентам предоставляется право вето относительно судо ¬ вой сотрудничества государств-членов по гражданским делам. Национальные парламенты наделяются определенными полномочиями по контролю за соблюдением принципа субсидиарности в ЕС. Лиссабонский договор предоставляет национальным парламентам государств-членов 8 недель на рассмотрение законодательных проектов Европейской Комиссии и прий ¬ понятия решение о принятии или отклонении таких проектов как таковых, которые противоречат принципу субсидиарности. Националь ¬ ни парламенты государств-членов имеют право направить проект на доработку в Европейской Комиссии, если 1 / 3 членов национального парламента проголосует за просмотр. После этого Европейская Комиссия будет обязана или просмотреть зако ¬ нодательного акт, либо предоставить обоснованное объяснение, почему такое предложение не выходит за рамки принципа субсидиарности.

Информация о работе Лиссабонский договор