Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:42, реферат
Лиссабонский договор и изменения, которые он внес в структуру ЕС
Тема 5
ЛІСАБОНСЬКИЙ ДОГОВІР (ДОГОВІР ПРО РЕФОРМИ)
5.1. Історія розробки Конституційного Договору єс Європейський Конвент
Конституционный строй ЕС определяется учредительными договорами, наиболее важными из которых является Договор о Сообществе 1957 г. и Договор о ЕС 1992 Проект Конституционного Договора ЕС 2004 г. является консолидацией этих 2 договоров и изменениями, которые были внесены Амстердамским и Ниццким договорами.
В связи с обретением членства в ЕС в 2004 г. и 2007 г. 12 новых государств-членов возникла необходимость в пересмотре основ конституционного строя ЕС. Ни один из существовавших тогда учредительных договоров не обеспечивал достаточное регулирование деятельности нового расширенного Европейского Союза. Существовала необходимость в реформировании процедуры голосования, а также консолидации и упрощения существующих учредительных договоров ЕС. На заседании Европейского Совета в г. Ницца (Франция) 2000 г. было заявлено о необходимости реформирования европейского конституционного законодательства. В частности, принята в Ницце декла-рация определила следующие 4 основные направления дальнейших конститу ¬ ционных реформ в ЕС:
1) четкое разделение полномочий и компетенции между ЕС и государствами-членами;
2)
определение статуса Хартии
3)
консолидация и кодификация
4)
усиление роли национальных
Лаакенська декларация 2001 подтвердила стремление государств-членов совершенствовать правовые основы ЕС на основании принципов демократичности, прозрачности и эффективности. Этот документ установил Европейский Конвент, основной целью которого было разработать проект Конституционного договора ЕС, который должен быть позже рассмотрен на межправительственном конференции и принят Европейским Советом.
В
состав Европейского Конвента вошло 105
членов во главе с бывшим президентом
Франции Валери Жискар д'Эстен. Члены
Европейского Конвента представляли национальные
парламенты государств-членов ЕС и
государств-кандидатов ЕС, членов Европейского
парламента, Европейской Комиссии и представ
¬ ников глав государств и правительств.
Обсуждение текста проекта Кон ¬ конституционных
Договора ЕС осуществлялось под руководством
Пре ¬ зидии в составе 13 человек; председателя
и 2 его заместителей. Первое собрание
Европейского Конвента состоялось 28 февраля
2002 г., впоследствии встречи проходили
в форме пленарных заседаний что ¬ лунно
течение 15 месяцев. Пленарные заседания
проходили в рабочих группах, каждую из
которых возглавлял член Президиума. Заседаний
Кабинета Ми ¬ ставление Европейского
Конвента были публичными и проходили
в здании Европейского парламента в Брюсселе.
При разработке
текста Конституционного Договора ЕС
ос-новных проблемными вопросами
оказались распределение
Окончательный
текст Конституционного договора ЕС
после его обсуждения в Европейском
Совете подписали в Риме 29 октября
2004 г. представители государств-
После
неудачной ратификации
В марте 2007 г. к 50-летию Договора о Сообществе (Римского Договора) государства-члены приняли Берлинскую декларацию, в которой провозгласили свое намерение сделать все воз ¬ ливе для достижения согласия по новому учредительным договором еще до проведения выборов в Европейский Парламент 2009 г . С этой целью еще до принятия Берлинской декларации была создана специальная рабочая группа по редактированию текста Консти ¬ туцийного Договора ЕС. В июне 2007 г. специальная рабочая группа представила официальный текст нового учредительного договора французски. Текст договора был сокращен с 63 тысяч слов и 448 статей Конституционного Договора ЕС до 13 тысяч слов и 70 статей. Берлинская декларация установила новые временные рамки для принятия нового договора.
21 июня
2007 в Брюсселе состоялось
5.2. Підписання Лісабонського Договору
23
июля 2007 Межправительственная
Изменения в сфере внешней политики, закрепленных в Лиссабон-ском договоре, по своему значению сравнивают с образованием Общего рынка Сообщества, введением единой европейс ¬ ской валюты евро и усилением сотрудничества государств-членов в сфере юстиции и внутренних дел.
5.3. Структура та зміст Лісабонського Договору. Основні положення
Лиссабонский
договор фактически переносит главные
поло ¬ жения и новеллы
Лиссабонский
договор состоит из нескольких частей:
а)
преамбулы;
б)
изменений в Договор о ЕС (ст. 1);
в)
изменений в Договор о
д)
заключительных положений (ст.ст. 3-7);
е)
протоколов;
ж)
деклараций государств-членов.
Таким
образом, в отличие от Конституционного
Договора ЕС имевший целью консолидацию
всех учредительных договоров Ес
'Лиссабонский Договор их просто дополняет.
Для дальнейшего применения Лиссабонский
договор будет содержать
Как
и Конституционный Договор ЕС
Лиссабонский договор пе-редбачае придания
юридической силы провозглашенной в 2000
г. Хартии основных прав ЕС, предоставление
широких полномочий Европейского ¬ ском
Парламента, введение новой должности
Президента Европейского ¬ ской Рады и
закрепление за ЕС статуса юридического
лица, что дает возможность ЕС выступать
стороной в международных догово ¬ рах
и спорах.
Лиссабонский
договор вносит некоторые изменения
в названии учредительных договоров
и названии и статусе некоторых
институтов ЕС. В частности, К ¬
говор о Европейском Сообществе
отныне именоваться "Договор о деятельности
Европейского Союза". По Европей ¬ ской
Радой и ЕЦБ будет закреплен статус официальных
ин ¬ тутив ЕС; Совет Министров в Лиссабонском
договоре фигурирует как "Рада" или
"Совет Министров"; ЕСН отныне называться
"Суд Правосудия Европейского Союза";
в Лиссабонском договоре фиксируется
название "Европейская Комиссия ".
Одной из главных новелл Лиссабонского
договора является упразднение Европейского
Сообщества и создание Европейского Союза,
как международ ¬ ации организации на
правах юридического лица.
Было
решено не закреплять в тексте Лиссабонского
Договора признаков государственности,
например, единых символов ЕС (флага, гимна
и девиза). Однако, в действительности,
все символы ЕС уже давно существуют
и используются. Кроме того, решено
отклонить предложение о переименовании
актов вторичного законодательства Сообщества
в "законы" ЕС.
Согласно
Лиссабонскому договору сфера внешней
политики входит в компетенцию ЕС,
где необходимо единогласное решение
всех государств-членов для принятия окончательного
решения. Как шаг к сокращению количества
членов Европейской Комиссии должность
Высокого представителя ЕС по общей внешней
политике и политике безопасности объединяется
с постом Европейского коми ¬ сара по внешним
отношениям и европейской политике добросу-
сидства.
Высокий представитель ЕС по общей
внешней поли-
тики
и политики безопасности становится
вице-президентом Европейской
В
Лиссабонском договоре значительно расширяются
полномочия-ния Европейского Парламента.
Процедура принятия совместных решений,
действующий в большинстве сфер деятельности
ЕС, после ратификации Лиссабонского договора
будет распространяться на все сферы политики
ЕС; это означает, что объем полномочий
Европейского Парламента останется неизменным,
как и полномочия Совета Министров, но
добавлены полномочия Европейского парламента
по принятию бюджета ЕС .
В
Лиссабонском договоре усилена роль
национальных пар-ламент государств-членов
в проведении любых реформ в ЕС, а также
о рассмотрении новых заявлений о членстве
в ЕС. Национальным парламентам предоставляется
право вето относительно судо ¬ вой сотрудничества
государств-членов по гражданским делам.
Национальные парламенты наделяются определенными
полномочиями по контролю за соблюдением
принципа субсидиарности в ЕС. Лиссабонский
договор предоставляет национальным парламентам
государств-членов 8 недель на рассмотрение
законодательных проектов Европейской
Комиссии и прий ¬ понятия решение о принятии
или отклонении таких проектов как таковых,
которые противоречат принципу субсидиарности.
Националь ¬ ни парламенты государств-членов
имеют право направить проект на доработку
в Европейской Комиссии, если 1 / 3 членов
национального парламента проголосует
за просмотр. После этого Европейская
Комиссия будет обязана или просмотреть
зако ¬ нодательного акт, либо предоставить
обоснованное объяснение, почему такое
предложение не выходит за рамки принципа
субсидиарности.