Космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

Зарождение международного космического права совпадает с началом практической деятельности государств в космическом пространстве. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Сейчас их ежегодно во всем мире запускается около ста двадцати.

Содержание

1.Понятие международного космического права, его
источники и принципы.
2. Правовой режим космического пространства и
небесных тел.
3. Правовой режим космических объектов и статус
космонавтов.
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

космическое право.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

      план 
 
 

      1.Понятие международного космического права, его

         источники и принципы. 
 

      2. Правовой режим космического  пространства и 

            небесных тел. 
 

      3. Правовой режим космических объектов  и статус

            космонавтов. 

      4. список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие международного космического права, его

источники и принципы. 
 
 

      Зарождение  международного космического права  совпадает с началом практической деятельности государств в космическом пространстве. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Сейчас их ежегодно во всем мире запускается около ста двадцати,

  Освоение  космоса представляет собой совершенно новую специфическую сферу человеческой деятельности, которая регламентируется нормами международного космического права.

  Международное космическое право — отрасль международного права, регулирующая отношения по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.

  С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия «правомерная космическая деятельность» и «противоправная космическая деятельность» и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

  Осуществление всякой деятельности, затрагивающей  интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений. Носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях становятся субъекты международного права.

  Признание того, что в процессе космической  деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ  исследования  космического пространства».

  Разработка  международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства—новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

  В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях», принятой 13 декабря 1958 г., говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство исключительно в мирных целях, на благо человечества; необходимость международного сотрудничества в новой области).

  Договор по космосу 1967 года устанавливает режим  космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

  Если  бы нормы и принципы международного космического права относились только к регулированию деятельности в собственно космическом пространстве, то соответствующие правоотношения на Земле, связанные с деятельностью в космическом пространстве, были бы искусственно изъяты из сферы космического права.

  Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

  Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

  К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она  осуществляется с помощью принципиально новых средств—ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

        Исходя из указанной  специфики космического пространства и космической деятельности, правовая доктрина предлагала различные решения проблем, возникающих в связи с деятельностью человека в этой области.

  Отдельные юристы обосновывали специфику международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства. При этом они в своих рассуждениях зашли столь далеко, что сформулировали вывод либо о полной самостоятельности нового вида правоотношений и его изолированности от всей совокупности уже существующих международных правоотношений, либо о необходимости ревизии существующего международного права под влиянием нового вида деятельности.

  Анализ  характера и целей космической  деятельности показывает, что никакой исключительности с точки зрения общественных отношений в этой новой сфере человеческой деятельности нет.

  Между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, которые, безусловно, применимы и к космической деятельности.

  Особое  значение общие правовые принципы имели  для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Такой подход давал возможность отвергать необоснованные утверждения о «правовом вакууме» в сфере космической деятельности.

  Советские и другие прогрессивные юристы с  самого начала зарождения науки международного космического права исходили из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. Что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, будучи основанными на общепризнанных основополагающих принципах и нормах, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.

  Однако  международное право не только испытывает воздействие научно-технического прогресса, но и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие науки и техники. Принятие запретительных норм тормозит совершенствование одних видов техники, стимулирует развитие новых, использование которых не подпадало бы под действие этих запретов.

  Если  с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности. Международное право—это социальный исторический институт, существование которого обусловлено разделенностью мира на самостоятельные государства. Регулированию этой системой права подлежит всякая деятельность, если она затрагивает интересы более чем одного государства. Общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства.

  Правовой  режим космического пространства и  регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений. 

  Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

  Теоретическая полемика ученых-юристов завершилась  официальным признанием государствами применимости международного права, включая Устав ООН, к космическому пространству и небесным телам [п. 1а резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.]. Через год государства признали применимость международного права, включая Устав ООН, к деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства [преамбула резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г.]. Договор по космосу 1967 года уже содержит обязательные для применения материальные нормы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом {ст. I), а деятельность по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН (ст. III).

  Днем  рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу—10 октября 1967 г.

  Договор по космосу 1967 года устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности, такие, например, положения, как

  — исследование и использование космического пространства должно осуществляться только на благо всего человечества;

  — космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;

  • на космос и небесные тела распространяется международное право.

  Статья 4 Договора  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 10 октября 1967 года гласит:

      Государства—участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным способом.

  Луна  и другие небесные тела используются всеми государствами—участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

  В статье 5 содержится правило, по которому государства—участники Договора рассматривают  космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства—участника Договора или в открытом море.

  Помимо  этого документа существует и  ряд других международных соглашений, например Соглашение о спасении космонавтов  и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 год), Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 год) и другие.

  Международные правовые акты определяют правовое положение  космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов  и космических объектов, ответственность в международном космическом праве.

Информация о работе Космическое право