Контрольная работа по "Морскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в разнообразной деятельности.
Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т. д.).

Работа содержит 1 файл

В7междправоконтрольная.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

 

Введение

 

        Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в разнообразной деятельности. В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом.

        Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Таковы свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода морских судов через территориальные воды иностранных государств, право беспрепятственного транзитного прохода судов и пролета летательных аппаратов через проливы, используемые для международного судоходства, и др. Некоторые из норм международного морского права рассматриваются в качестве его принципов ввиду их большого значения для регулирования морской деятельности.

         Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т. д.).

       Субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

 

Классификация морских пространств

 

        Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся  под суверенитетом различных  государств и составляющие территорию  каждого из них; 

2) пространства, на которые  не распространяется суверенитет  ни одного из них. 
         Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами. 
 
         В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

         Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус.

        Классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее, имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще также можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

        Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских пространств. 
        Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти проливы делятся на ряд категорий.

       Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму. 
         Правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.

Морские пространства имеют  следующую квалификацию:

- Внутренние морские воды, которые входят в состав территории каждого государства, имеющего морское побережье;

-Территориальное море-это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод (у государства-архипелага — за архипелажными водами).

- Морские пространства за пределами территориального моря-это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят, следовательно, в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем;

- Прилежащая зона- это зоны, прилегающие к морской территории прибрежного государства;

-Континентальный шельф- это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов; 
 
- Исключительная экономическая зона- это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим;

- Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны. В этих морских пространствах все государства на основе равенства такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований. 
- Международный район морского дна- пространство находящееся за пределами континентального шельфа, общее наследие человечества

- Международные проливы — это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.

-Международные морские каналы — искусственно созданные морские пути.

-Воды государств-архипелагов (архипелажные воды). Архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства-архипелага, которые отграничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НПА в сфере  международного морского права

 

Международное морское  право (международное морское публичное право) - это совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права.

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т.е. государства и международные  межправительственные организации.

Ввиду своеобразия морской  деятельности подавляющее большинство  норм международного морского права  не встречается в других областях международно-правового регулирования. Это: свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода морских  судов через территориальные  воды иностранных государств, право  беспрепятственного транзитного прохода  судов и пролета летательных  аппаратов через проливы, используемые для международного судоходства, и  др.

Некоторые из норм международного морского права рассматриваются  в качестве его принципов ввиду  их большого значения для регулирования  морской деятельности. Это, в частности, принцип свободы судоходства  для всех судов всех государств в  открытом море. Этот принцип оказывает  определенное воздействие на содержание правового режима территориальных  вод, исключительных экономических  зон, международных проливов и некоторых  других морских пространств.

Международное морское право  является органической частью общего международного права: оно руководствуется  предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных  договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано взаимодействует  с другими его отраслями (международное  воздушное право, космическое право  и т. д.).

Субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания1.

Кодификация норм морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном  море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых  ресурсов моря. Эти конвенции и  в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той  степени, в которой они декларируют  общепризнанные нормы международного права, в частности международные  обычаи, должны уважаться и другими  государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; которую подписали 157 государств.

Структурно источники  международного морского права состоят  из следующих:

1. Международные договоры, в том числе многосторонние  конвенции универсального и регионального  характера, соглашения протоколы,  пакты которые независимо от их названия, подпадают под определение международного договора согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

2. Международные обычаи  как доказательства всеобщей  практики, признанной в качестве  правовой нормы. 

3. Судебные решения и  доктрины наиболее квалифицированных  специалистов по международному  морскому публичному праву в  качестве вспомогательного средства  для определения правовых норм.

В прошлом основным источником международного морского права были международные обычаи, то сейчас большая часть их норм является также договорными. Перечислим основные международные договоры в области морского права:

1. Международно-правовые документы универсального характера. Например, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.82. Вступила в силу 16 ноября 1994 г. Ратифицирована Россией 26 февраля 1997 г.; Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 г. Вступила в силу 10.09.64 г.; Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. Вступила в силу 10.06.64 г.

2. Договоры о защите  морской среды и сохранении  биоразнообразия. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1984 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Подписана 2 ноября 1973 г.; Соглашение о сотрудничестве в вопросах борьбы с загрязнением вод Северного моря нефтепродуктами 1969 г. Вступило в силу: 9 августа 1969 г. и др.

3. Международные договоры  о судах и безопасности мореплавания. Конвенция о режиме проливов от 20 июля 1936 г.; Конвенция по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 г., Лондон; Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 г. и др.

Кроме того, можно выделить договоры, регулирующие режим рыбных и иных морских живых ресурсах; морские научные исследования; разграничение морских пространств2.

         Нормы международного права всегда существуют в какой-либо форме, зафиксированы в виде определенного правового источника. Источником международного права принято считать форму выражения международно-правовой нормы.

        Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Правда, некоторые ученые рассматривают в качестве такового ст. 38 Статута Международного Суда ООН, которая гласит:

Информация о работе Контрольная работа по "Морскому праву"